Главная
Темы
Имена
Публикации
Контакты

МАТЬ "Цветы. Их духовное значение"

(Фрагмент)

 

Перевод с английского

Дмитриева М.Г.

Предисловие

Что такое цветы? Не являются ли они посланцами любви, молитвами растительного мира, стремлением и поклонением Природы, улыбкой Божества?

Шри Ауробиндо в своей эпической поэме “Савитри” говорит:

“Бесчувственная красота мира отражает восторг Бога.

Того восторга улыбка находится, тайная, всюду;

Он течет в дыхании ветра, в соке дерева,

Его яркая пышность цветет в листьях, цветах.”

Цветы могут показаться хрупкими и недолговечными, но на краткий миг они приносят касание вечности, радости и красоты, которые лежат за пределами горестей и забот человеческого мира. В прекрасных словах Шри Ауробиндо “цветы земли поднимаются и смеются над смертью и временем”.

Во всех странах цветы ассоциировались с религией и поклонением, с мифами и легендами. И для людей всего мира они были символами любви и памяти. Цветы содержат все элементы Природы — воздух, воду, огонь, землю и эфир. Вне зависимости от красоты формы, цвета, запаха и структуры в них есть нечто большее — неопределимое, тонкое и мистическое качество. Как говорит Лизель Раймонд, “в своей простоте они несут вибрации Акаши, вечного элемента,— все самое абстрактное, чистое и совершенное. Это, в первую очередь, форма, за которой есть звук, всемогущая созидательная Мантра”.

Вот почему цветы очаровывали и привлекали мужчин и женщин во все времена. Именно этот тонкий элемент, их душа, дает им совершенно особое место в жизни людей и обществ. Это особенно заметно в Ашраме Шри Ауробиндо в Пондичерри, где Мать открыла духовное значение цветов, где о цветах заботятся с великой любовью и вниманием и где на них смотрят как на мощное средство обнаружения себя и общения с Божеством.

Эта книга посвящена в основном этому новому, не известному широко духовному и более глубокому аспекту цветов. Цветы группировались в соответствии с темами отдельных глав. Книга также включает статьи из различных областей, раскрывающих множество граней самого чудесного из творений Природы. Мы начинаем видеть великую истину, содержащуюся в строках Теннисона:

Маленький цветок — но если бы мог я понять

Что есть все это, корень и все,

Я бы знал, что есть Бог и человек.

Да, если бы только мы могли понять, или, скорее, если бы могли уподобиться цветку. Именно это является темой всей книги. Если она сможет помочь зажечь это стремление даже в немногих из нас, книга выполнила свое предназначение.

Изо всех посланий, которые приходят через цветы, преобладающим является любовь. Мы молимся с Матерью: “О Господь, пусть этот чистый цветок любви цветет во мне, чтобы он мог сделать благоухающими всех, кто приближается ко мне, и чтобы его аромат очистил их”.

Цветы учат нас очарованию тишины и тем — самоотдаче, которая не требует ничего в ответ.

МАТЬ

Будьте как цветок

Будьте как цветок. Нужно стараться стать подобным цветку: открытым, откровенным, ровным, щедрым и сердечным. Знаете ли вы, что это означает?

Цветок открыт всему, что окружает его: Природе, свету, лучам солнца, ветру и т.д. Он оказывает спонтанное влияние на все, что его окружает. Он излучает радость и красоту.

Он откровенен: он не скрывает ничего от своей красоты и дает ей откровенно течь из себя. Тому, что внутри, что находится в его глубинах, он дает выходить, чтобы каждый мог видеть это.

Он ровен: он не имеет предпочтений, Каждый может насладиться его красотой и его ароматом без какого-либо соперничества. Он ровен и одинаков со всеми. Ни в чем и нигде он не отличается.

Затем щедрость: без остатка или ограничения, как он отдает мистическую красоту и самый сокровенный аромат Природы. Он жертвует собой всецело для нашего удовольствия, он даже жертвует своей жизнью, чтобы выразить красоту и тайну того, что собрано в нем.

И затем сердечность: он так мягок, он так сладок, так близок нам, он такой любящий. Его присутствие наполняет нас радостью. Он всегда бодр и счастлив.

Счастлив тот, кто может поменять свои качества на подлинные качества цветов. Постарайтесь культивировать в себе их рафинированные качества.

МАТЬ

Душа цветка

Вы входили когда-нибудь в сад ранним утром? Цветы повернуты в сторону солнца, ожидая его прихода. Чувствовали ли вы могучее стремление, поднимающееся отовсюду, к прибывающему свету? Наблюдали ли вы бутон, полностью закрытый, и то, как медленно, чудесно раскрываются лепестки, один за другим? Откуда пришла эта сила, эта энергия, эта пульсирующая жизнь?

Видели ли вы землю после того, как на нее упали несколько капель дождя, как многоцветные маленькие руки выходят из земли в жесте благодарности? Это — волшебные лилии, названные “Молитвами” Матерью. Мы можем явно почувствовать вибрацию благодарности, и мы смотрим с радостью на этот спонтанный и прекрасный отклик Природы, Природы, такой восприимчивой, столь открытой Милости! Если бы только могли быть такими же…

И мы удивляемся: что дает цветку и часто ребенку его красоту, его сладость, его чувство счастливой самоотдачи? Это — присутствие Божества в цветах, в Природе. Это то, что мы называем “психическим присутствием”. И любовью. Любовь цветов может помочь нам найти наше собственное психическое существо, Божество внутри нас.

Неэгоистическое движение, нерасчетливое, является одной из самых прекрасных форм психического сознания в мире. Но чем выше по шкале ментальной активности, тем реже это встречается. Ибо с интеллектом приходит хитрость, изворотливость, испорченность, расчетливость. Например, когда роза цветет, она делает это так спонтанно, ради радости быть прекрасной, сладостно благоухать, выражая всю радость жизни, и она не подсчитывает, она ничего не хочет добиться от нее: она делает это спонтанно, в радости бытия и жизни. Возьмите человеческое существо, за очень редким исключением, в тот миг, когда его разум становится активным, он старается извлечь какую-то выгоду от своей красоты и ловкости; он хочет, чтобы они принесли ему что-то, или обожание людей, или еще более низкие дары. Следовательно, с психической точки зрения, роза лучше человеческих существ.

Только если вы подниметесь на ступеньку выше и сознательно сделаете то, что роза делает неосознанно, тогда это станет много прекрасней. Но это должно быть той же вещью: спонтанным цветением красоты, нерасчетливым, просто ради радости бытия. У маленьких детей это иногда получается (иногда, не всегда). К несчастью, под влиянием их родителей и окружения, они научаются быть расчетливыми еще очень маленькими.

Но этот род желания, добиться выгоды для себя благодаря тому, чем вы являетесь или делаете, воистину является одной из самых уродливых вещей в мире. И одной из самых распространенных, настолько распространенных, что она стала почти спонтанной в человеке. Ничто не может повернуться спиной на божественную любовь более тотально, чем это, чем желание выгадать и выиграть.

Любят ли цветы?

Форма их любви — это цветение. Безусловно, когда вы видите, как роза открывается солнцу, это напоминает потребность отдать свою красоту. Только для нас это почти немыслимо, ибо они не думают о том, что они делают. Человеческое существо всегда ассоциирует себя со всем, что оно делает, эту способность видеть себя делающим это, то есть думать о себе, думать о себе, делающим это. Человек знает, что он что-то делает. Животные не думают. Это — совершенно не одна и та же форма любви. И цветы, так сказать, не осознают: это — спонтанное движение, не сознание, которое осознает себя, вовсе нет. Но это великая Сила действует через все, великое универсальное Сознание и великая Сила универсальной Любви, которая дает всем вещам цвести в красоте.

Есть ли чувство красоты у цветов?

Здесь непосредственно есть органическая жизнь, витальный элемент, и именно этот витальный элемент дает цветам чувство красоты. Оно, вероятно, не индивидуализировано в том смысле, как его понимаем мы, но это — чувство рода, и род всегда старается реализовать его. Я замечала первые зачатки психического присутствия и вибрации в растительной жизни, и, воистину, это цветение, называемое цветком, является первой манифестацией психического присутствия. Психическое индивидуализировано только в человеке, однако оно было и до него; но оно отличается от индивидуализированного в человеке, оно более текуче: оно проявляется как сила, как сознание, скорее, чем как индивидуальность. Возьмите, например, розу; ее великое совершенство формы, цвета, аромата выражает стремление и психическую самоотдачу. Посмотрите на розу, раскрывающуюся утром на первое прикосновение солнца, это — великолепная самоотдача в стремлении.

Чем является психическая молитва, которую представляют цветы?

Психическое, когда оно проявляется в растении, в форме цветка, является формой бессловесной молитвы; это — устремление растения к Божеству.

Вы написали: “Любовь цветов — это ценная помощь для нахождения и объединения с психическим”. Не могли бы вы объяснить это подробнее?

Поскольку цветы являются манифестацией психического в растительном царстве, любовь к цветам должна означать, что вас притягивает психическая вибрация и, следовательно, психическое в вас самих.

Когда вы восприимчивы к психической вибрации, это вводит вас в более сокровенный контакт с психическим в вас самих. Вероятно, красота цветов тоже является средством, используемым Природой, чтобы пробудить в человеческих существах тягу к психическому.

Как можно войти в психический контакт с цветами?

Когда кто-то входит в контакт со свои собственным психическим, он начинает осознавать имперсональное психическое позади всего творения, и затем, через это, он может войти в контакт с цветами и знать психическую молитву, которую они представляют.

МАТЬ

Цветы — их духовные имена

Мать, когда вам приносят цветы, как вы определяете их значение?

Цветов? Точно так же, входя в контакт с природой цветка, с его внутренней правдой. Тогда вы знаете, что он представляет.

Каждый цветок имеет свое собственное значение, не так ли?

Не так, как мы понимаем это ментально. Есть ментальная проекция, когда кто-то дает цветку точное определение. Он может ответить, вибрировать на касание этой проекции, принять ее значение, но цветок не имеет эквивалента в ментальном сознании. В растительном царстве имеет место начало психического, но там нет начала ментального сознания. В животном мире дело обстоит иначе; там начинает формироваться ментальная жизнь, и для них вещи имеют значение. Но в цветах это, скорее, похоже на движение маленького ребенка — это не чувство, не ощущение, но что-то от того и другого; это — спонтанное движение, совершенно особая вибрация. Поэтому если кто-то находится в контакте с ним, он получает впечатление, которое может быть переведено мыслью. Вот как я определяю значение цветов и растений — здесь имеет место своего рода идентификация с вибрацией, восприятие качества, которое она представляет, и, мало помалу через своего рода аппроксимацию (иногда это приходит спонтанно, иногда это требует времени) эти вибрации (которые носят витально-эмоциональный характер) и вибрации ментальной мысли приходят вместе, и если между ними имеется достаточная гармония, вы имеете точное восприятие того, что это растение может выражать.

В некоторых странах (особенно здесь) определенные растения используются как средство богослужения, предложения, преданности. Определенные растения предлагаются в определенных случаях. Я часто видела, что эта идентификация отвечает природе растения, потому что спонтанно, не зная ничего, я иногда определяла то же значение, что было принято и в религиозных церемониях. Вибрация была реально в самом растении… Шло ли это от его использования или приходило очень издалека, откуда-то глубоко снизу. Из начала психической жизни? Трудно сказать.

Если наше подношение цветов зависит от состояния нашего сознания, поможет ли это нам узнать значение цветов, даже если только чисто ментально?

Да, конечно.

МАТЬ

Безмолвный язык цветов

Цветы всегда были подлинной частью жизни Ашрама. Ибо в течении нескольких лет Мать давала цветы садхакам ежедневно. И не просто из любви к красоте, которая переполняет атмосферу Ашрама, не потому, что цветы являются частью богослужения во всех странах. Как сказала Сахана Дэви: “Здесь (в Ашраме), они являются гораздо большим, они являются языком общения с Матерью. Как часто мы замечали стремление нашего сердца через цветы и получали ее благословения и указания через них”. Лайзель Раймонд добавляет: “Тот, кто получает цветок из ее рук, знает, что это — живая Мантра, которая действует глубоко все время; все зависит от открытости, от искренности, от сдачи того, кто препоручает себя Божественному влиянию. Здесь имеется очевидный процесс трансмутации, стимуляции. Цветок — это активный агент, который достигает цели… Немое послание цветка чисто, точно, часто остро, как лезвие бритвы… В тот момент, когда вы получаете цветы, они становятся, литературно выражаясь, ступенями лестницы света, по которой вы должны подняться.

С: Каково значение того, что Мать каждый день дает нам цветы на Пранаме?

А: Это должно помочь реализовать то, за что выступает цветок.

С: Являются ли силы просто символами и ничем больше? Может ли цветок, символизирующий тишину, например, помочь нам в реализации тишины?

А: Это когда Мать вкладывает свою силу в цветок, он становится большим, чем символ. Тогда это может быть очень эффективным, если у получившего его есть восприимчивость.

ШРИ АУРОБИНДО

Я могу передать состояние сознания цветку легче, чем человеку: цветок очень восприимчив, хотя он и не знает, как сформулировать свое переживание для себя, потому что ему не хватает разума. Но чистое психическое сознание для него инстинктивно. Поэтому, когда вы предлагаете цветы мне, их состояие почти всегда указывает на ваше. Есть люди, которым никогда не удается принести мне цветок свежим — даже если цветок свеж, он вянет в их руках. Другие всегда приносят свежие цветы и даже дают новые силы поникшим. Если ваше стремление сильно, поднесенные вами цветы будут свежими. Если вы восприимчивы, вам будет легко впитать сообщение, которое я вложила в цветы, которые я дала вам. Когда я даю их, я даю состояние сознания; цветы являются посредниками, и эффективны они или нет, все зависит от вашей восприимчивости.

***

Когда я даю цветы, это — ответ на стремление, идущее из самых глубин вашего существа. Это — нужда или стремление, это зависит от конкретного человека. Это может наполнить пустоту или дать вам стимул к прогрессу, или это может помочь вам найти внутреннюю гармонию, чтобы установить состояние мира.

Цветы чрезвычайно чувствительны. Все цветы, чье значение я определила, получают именно ту силу, которую я вкладываю в них, и передают ее. Люди не всегда получают ее, потому что они менее чувствительны, чем цветы, и они растрачивают вложенную в цветок силу своим несознанием и недостатком восприимчивости. Но сила там есть, и цветок получает ее чудесным образом.

Я знала это уже давно. Больше пятнадцати лет. Я знала одного оккультиста. Он учил меня оккультизму около двух лет. Его жена была чудесной ясновидящей и обладала абсолютно замечательной способностью — точно — передачи сил. Они жили в Тлемсене. Я была в Париже. Я переписывалась с ними. Я еще не встречалась с ними. И однажды она послала мне в письме лепестки цветка граната, “Божественной Любви”. В то время я еще не давала названия цветкам, раскрывающим их значение. Она послала мне цветы граната, сказав, что эти лепестки принесут мне защиту и силу.

В то время я носила свои часы на цепочке. Наручные часы тогда были неизвестны и встречались очень редко. И там было также маленькое увеличительное стекло восемнадцатого века… оно было очень маленьким, вот такое (жест)… И оно состояло из двух линз, как все лупы для чтения; там были две линзы, вставленные в маленькую золотую оправу, висевшую на моей цепочке. Теперь, между двумя стеклами я вложила эти лепестки и носила их всегда с собой, потому что я хотела держать их при себе; видите ли, я доверяла этой леди и знала, что она обладает силой. Я хотела хранить их всегда при себе, и я всегда чувствовала определенного рода энергию, тепло, уверенность, силу, которые исходили от них… Я не думала об этом, а так чувствовала это.

И затем, однажды, я почувствовала себя совершенно истощенной, словно поддержка, которая всегда была там, исчезла. Что-то очень неприятное. Я сказала: “Это странно; что случилось? Ничего реально неприятного со мной не произошло. Почему я себя так чувствую, такой опустошенной, лишенной энергии?” И вечером, когда я взяла мои часы и цепочку, я заметила, что одно из маленьких стеклышек отвалилось и все лепестки выпали. Не осталось ни одного лепестка. Тогда я реально узнала, что они несли значительное количество силы, ибо я ощутила разницу, даже не зная причины. Я не знала причины, и, все же, это была очень большая разница. Так что после этого я увидела, как можно использовать цветы, наполняя их силой. Они в высшей степени чувствительны.

 

Древняя халдейская легенда

Давным-давно, в сухих землях, которые теперь называются Аравией, божественное начало инкарнировало на землю, чтобы пробудить в ней высшую любовь. Как и ожидалось, он преследовался людьми, не понимался, подозревался, подвергался гонениям. Смертно раненый своими гонителями, он хотел умереть спокойно в одиночестве, и завершить свою работу, и, преследуемый, он удалился. Неожиданно в обширных пустынных землях появился маленький куст граната. Спаситель вполз под низкие ветви и оставил свое тело покоится; и сразу куст чудесно разросся, он становился все выше, больше, стал крепким и тучным, так что когда преследователи проходили мимо, они даже не заподозрили, что Тот, на кого они охотятся, спрятан там, и они прошли своей дорогой.

И когда священная кровь падала капля за каплей, оплодотворяя почву, куст покрылся чудесными цветами, багряными, большими, со множеством лепестков… бесчисленными каплями крови.

Это — цветы, которые выражают и хранят для нас Любовь Божества.

***

Сладкая Мать, имеет ли эта халдейская легенда, которую вы написали, какое-то отношение к Кали Пудже?

Да, мое дитя, потому что в день Кали Пуджи я всегда даю цветы “Любви Божества”; ибо Кали — самая любящая изо всех аспектов Махашакти; здесь — самая активная и самая мощная Любовь. И именно поэтому каждый год я раздаю лепестки “Любви Божества” в День Кали. Вот объяснение, почему были выбраны, естественно, эти цветы, чтобы выразить Любовь Божества, — это достаточное объяснение.

***

Имеют ли цветы силу в оккультных мирах?

Да, они имеют оккультную силу; они даже могут передать послание, если вы знаете, как передать его им.

Могут ли цветы передать другие послания, не совпадающие с тем значением, которое вы определили для них?

Это не невозможно, но тот, кто шлет послание, должен обладать великой силой формации.

Является ли эта сила формации чисто оккультной или ментальная или витальная сила формации тоже может передать послание?

Ментальная сила формации, безусловно, может передать послание. Но чтобы эти послания были получены и поняты, тот, кому они посланы, должен и сам быть очень ментально восприимчивым и особенно внимательным.

Когда мы предлагаем цветы, с какой позицией мы должны предлагать их? Имеет ли значение, если мы не знаем их значения?

Это всецело зависит от того, кто дает цветы, и от состояния его сознания. Один и тот же ответ может быть дан на оба вопроса. В соответствии с уровнем сознания людей, то, что они делают, имеет и соответствующей глубины значение.

Сохраняют ли цветы силу всегда, даже когда они увяли?

Увяли? Нет, мое дитя; когда они засохли — да. Увядшие цветы — просто ничто. Имеет место декомпозиция, так что вещь исчезает. Вероятно, это приносит энергию в почву, это вполне возможно; но когда цветок увял, он хорош только как удобрение для других цветов. Но если он засушен, он сохраняется, он может оставаться достаточно долгое время.

***

Сладкая Мать, что мы должны делать с цветами, которые вы даете нам каждый день?

С цветами? Вы должны хранить их, пока они свежи, а затем собирать их и отдавать садовнику (любому садовнику), чтобы он внес их в землю для питания других цветов. Да, можно отдавать земле то, что она дала нам, в противном случае дело было б плохо.

МАТЬ