Автор:

Юрий, сайт "Обретение"

Математика Гармонии –
возвращение к идее Бога

(Статья написана для сайта Академии Тринитаризма)

 

«Слова Великого Посвящённого: "Вселенная — это Геометрия", — теперь звучат в тяжёлое для земли время, как призывный колокол к пониманию основ Бытия».

Братство Северной Шамбалы


«Книга Учителей»
 


«Свобода — сам человек, его вскрытый Бог. Извне свобода не добывается — Она есть Гармония».

Конкордия Антарова «Две Жизни» Книга 3

В своей статье «Три «ключевые» проблемы математики на этапе ее зарождения и новые направления в развитии математики, теоретической физики и информатики» [1] А.П.Стахов вольно или невольно поднял вопросы об онтологических корнях математики, проблемах её роста, а также её роли в развитии Сознания человека. Что такое математика? Какое место она занимает в нашей жизни? Что это: продукт рационалистического ума или нечто большее? И самое главное: почему на протяжении столетий развивались лишь две ветви математики, связанные со счетом и измерением, в то время как математика гармонии имела куда более горшую судьбу? Попробуем в этом разобраться.

– 1 –

Для начала ответим на вопрос: насколько правомочно деление математики на три части, которое предлагает А.Стахов? Является ли третья проблема математики – проблема гармонии (наряду с проблемами счета и измерения) – «ключевой»? Например, известный русский математик А.Колмогоров, на статью которого ссылается А.Стахов [2], такую проблему не выделяет и даже о ней не упоминает. (Видимо, у него были свои веские причины, о которых мы скажем ниже.)

Но обратимся к истокам математической науки – к периоду, который А.Колмогоров назвал «периодом элементарной математики». Скажем о Пифагоре: «Пифагор учил своих последователей, что наука математика разделена на две главные части. Первая часть имеет дело с множественностью, или составляющими частями вещи, а вторая – с величиной, или относительной величиной, плотностью вещи» [3]. Этот традиционный взгляд и выразил А.Колмогоров. Но Пифагор продолжает: «Величина делится на две части – величину постоянную и величину изменяющуюся, и постоянная часть имеет приоритет перед изменяющейся. Множественность также разделяется на две части, потому что она относится как к самой себе, так и к другим, и первое отношение имеет приоритет. … И множественность, и величина очерчены сферой ума». Таким образом мы видим, что Пифагор при определении двух ветвей математики тут же выделяет их внутреннюю структуру, ставит их в строгие рамки, «очерчивает сферой ума». Тем самым, на наш взгляд, он позволяет проявиться и выделиться третей математической ветви – гармонической. И надо сказать, что все его творчество было подтверждением правомочности такого деления. По сути, Пифагор заложил основы Математики Гармонии, которые далее получили свое развитие в сочинениях Платона и Евклида. Именно Пифагор развил учение о Монаде, учение о гармонии музыки, также ему приписывают открытие «платоновых тел»:

«Симметричные геометрические тела имели для пифагорейцев и последующих греческих мыслителей величайшее значение. … Пифагор, вероятно, был первым, кто сделал величайшее открытие, что есть только пять таких тел. … Додекаэдр для античных математиков был наиболее таинственным из всех геометрических тел. Его труднее всего было сконструировать, одной из причин чего была необходимость аккуратно вычерчивать пятиугольник, пентагон, используя при этом великую теорему Пифагора. Отсюда и заключение Платона о том, что "это (правильный додекаэдр) Божество использовало для планирования Вселенной"» (Х.Редгроув "Ушедшие веры") [3].

Таким образом, выделяя три «ключевые» проблемы математики (а не две), А.Стахов ничего не выдумывает, не создает утопий, но возвращает нас к истокам математики, заставляя переосмыслить её предмет, «открывая двери» перед традициями древних философов.

– 2 –

Теперь мы рассмотрим особенности всех трёх ветвей математики и проследим их влияние на общее мировоззрение человека.

Зачем человеку был нужен счёт? Чтобы освоить мир, который имеет счётную природу. Зачем человеку был нужен замер? Чтобы освоить мир, который имеет мерную природу. Итак: мир «счётен» и «мерен», а потому при его освоении человек открыл для себя области счётной и мерной математики. Но мир, кроме того, имеет еще и гармоническую составляющую. Понимал ли это человек? Видел ли это? Разумеется – понимал и видел. Но сама специфика данного предмета требовала от него несколько иных качеств, чем при освоении предметов «счётности» и «мерности». Для раскрытия последних требовался в основном «наружный взгляд» – прерогатива рационалистического ума. Для раскрытия же свойств Гармонии необходим был еще и «внутренний взгляд» – прерогатива Сердца. Дело в том, что чувство гармонии в человеке является высшим чувством, идущим от его духовной, божественной природы. Оно не является прямым следствием его интеллектуального развития. Чувство гармонии является свойством не ума, но Разума, – отражением Высшей Божественной Мудрости. Смеем предположить, что именно это чувство и позволило человеку заговорить о Боге – идее Разумного и Справедливого Начала Мира. Открывая в себе и в мире свойства Гармонии, человек открывал в себе и в мире Единого Творца. [4]

Вот как можно описать естественный процесс познания человеком окружающего мира и своей собственной природы.

Внутреннее чувство гармонии в человеке «резонировало» с Гармонией Природы, и тот получал знания о гармоничном устройстве мира. Знания накапливались, систематизировались и получали форму наук: математики, геометрии, теории музыки и т.д. Эти науки шли «бок о бок» с идеей Единого Творца, с идеей Бога. Поэтому ученый, развивая данные дисциплины, вольно или невольно участвовал в развитии общей парадигмы мира, где мир представлен Единым Гармоничным Целым, имеющим Разумное и Справедливое Начало на всех планах Бытия. Это позволяло обществу: а) оставаться теистическим, не впадая в крайности религиозного мракобесия; б) более активно вскрывать в себе потенциал Разума, который напрямую связан с развитием в человеке чувства гармонии.

Иначе говоря: когда человек был чуток к своей собственной природе, когда он позволял чувству гармонии, исходящему из его Сердца, развиваться и принимать формы законченной мысли, в этом случае получала развитие наука о Гармонии, которая, в свою очередь, влияла на общее мировоззрение человека, питала, развивала и укрепляла его чувство гармонии, что позволяло приводить в равновесие его ум и Сердце.

Другие – «счетные» и «мерные» свойства Природы, взятые «отдельно», также осваивались и постигались человеком, что положительно влияло на его интеллектуальное развитие. Однако научная мысль при этом на общее мировоззрение влияла несколько иначе, чем в предыдущем случае: она хоть и не опровергала, но и не подтверждала идею Бога. Отметим этот существенный факт и «пойдем дальше».

Мы описали естественный процесс познания, при котором возникают и развиваются все три ветви математики. Но в него могут «вмешаться» определенные внутренние и внешние факторы (о них скажем ниже), которые приводят к потере научного интереса к предмету Гармонии. В этом случае начинают возникать следующие негативные тенденции: мир в глазах ученых «расползается» на тысячу частей, теряя свою целостность; падает авторитет науки в духовно-нравственных областях; и в то же время – набирают силу сферы человеческой деятельности, где правит «не разум, но страсть; не вера, но суеверие». Идея Бога в этом случае может и не исчезать (и даже укрепляться!!), но принимает такие уродливые формы, что впору говорить о безраздельном господстве не Бога, но дьявола… Раскроем последний тезис глубже.

– 3 –

Дело в том, что идея Бога (идея Разумного и Справедливого Начала Мира), «не подтвержденная» научным знанием, очень легко превращается в профанацию. Ибо человек, даже глубоко верующий, но не имеющий крепких знаний в области Духа и Гармонии, не может найти подтверждения своей веры В СЕБЕ, находя его лишь «на небе», т.е. – в своей голове, в своих иллюзиях. Он не в состоянии реализовать свой духовный потенциал (который раскрывается лишь при полностью сгармонизированной земной жизни), а потому все дальше уходит в свои религиозные наваждения, стараясь своей «страстной верой» подменить рациональную, сбалансированную, духовную земную жизнь. На этой почве возникает КОНФЛИКТ между двумя частями его Сознания: «стоящей на земле» и «витающей в облаках». Такой человек, как правило, нуждается в постоянной «подпитке» со стороны культовых учреждений (чтобы «утверждать себя в вере»), и те охотно идут ему на встречу.

Замечено, что именно на почве незнания азов Законов Единого Космоса и возникают религии: где Учение Света превращают в догматичную веру; где Храм Знаний заполняют идолами для поклонения; где Живое Слово Учителя лишают Огня, а значит и СМЫСЛА. Религия неизбежно порождает суеверие, суеверие неизбежно порождает страх, страх неизбежно порождает ненависть. Всё это очень выгодно тем «служителям богов», которые из веры людей давно научились добывать себе самые разные дивиденды. Вот они и стремятся затормозить любые процессы, открывающие человеку истинные знания о своей собственной природе, о Гармонии Мироздания. Но многие уже осознали: спасение разделенному человеку не может прийти «свыше» или «сбоку», но только изнутри: когда его вера «оплодотворяется» знанием своей духовной природы, а знание «переплавляется» в умение управлять ею. Лишь в этом случае Сознание человека обретает целостность, и тот становится духовным не «номинально», а «фактически»; не «в небе», а на земле.

Как прекрасна идея Бога, основанная на идеях Гармонии, и как она ужасна, взращённая на суеверии и страхе!..

Подтверждение нашим выводам найдем у Пифагора: «Изучение геометрии, музыки и астрономии считалось существенным для понимания Бога, человека или Природы, и никто не мог полагать себя учеником Пифагора до тех пор, пока он не овладевал в достаточной степени этими науками». [3]

Атеизм, безверие – другая опасная крайность для человека, лишенного знаний о гармоничном устройстве мира. В Советском Союзе такое безверие принесло особо богатый кровавый урожай… То была ситуация, когда «суеверие боролось с суеверием». Ибо коммунистическая «безбожная» идеология истребляла вместе с религиозным суеверием и те начатки духовной жизни, которая давала церковь. Вульгарный материализм встал против догматичной веры. Ложь стала против лжи. Слава Богу – рухнули обе… Однако, советская идеология не могла не наложить свой отпечаток на общее течение научной мысли той поры. Видимо, в этой плоскости и стоит искать ответ на вопрос: почему талантливейший ученый и выдающийся математик А.Н.Колмогоров не смог обнаружить «третью ключевую проблему математики»: тогда её просто «не существовало»…

– 4 –

Таким образом, следуя нашей логике, нужно признать, что наука о Гармонии является СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НАУКОЙ, влияние которой на ход эволюционного развития человечества переоценить очень трудно. «Нарушьте» одну из цепей в познавательном процессе человеком гармонических свойств мира, и вы выбьете всю эволюция землян на многие, многие годы. Что, собственно, и произошло…

Вот и получается, что, казалось бы, «частная математическая проблема», связанная с Золотым Сечением, имеет огромную общекультурную значимость. И даже из того исторического экскурса, который нам предлагает А.Стахов [1], мы можем увидеть подтверждение нашим словам. В античные времена и в эпоху Ренессанса происходит развитие математических дисциплин, связанных с вопросами Гармонии, и на эти же периоды приходятся высочайшие взлеты философской мысли, укрепляется общественная мораль, наука наиболее близко подходит к искусству, а искусство обретает черты просветительства.

Конечно, не стоит преувеличивать роль математики в общей тенденции развития цивилизации, но самое глубокое её влияние на формирование мировоззренческой парадигмы – неоспоримый факт, отмеченный многими древними и современными мыслителями. Известное выражение Пифагора: «Всё есть Число и Всё из Числа», а в другой интерпретации: «Вселенная – это Геометрия», является весьма серьезным основанием для такого утверждения.

Итак, мы делаем вывод, что потеря интереса к Математике Гармонии в частности, и Учению о Гармонии в целом, была предрешена узостью человеческого Сознания, принимавшая в разное время и в разных уголках земли то формы догматичной веры, то формы варварского безбожия. И то и другое: лишало человека глубокого и цельного взгляда на мир; дробило его натуру; навязывало ему сиюминутную мораль, заставлявшую «убивать ради идеи»; духовность подменяло религиозным суеверием, а научный поиск лишало духовно-нравственных ориентиров. Активное развитие математики и других научных дисциплин, связанных со «счётом» и «мерой», не могло спасти положения, и даже в каком-то смысле усугубляло его, ибо развитый интеллект «не очерченный сферой Разума», склонен не приводить к Истине, а уводить от неё. И жизнь это доказала.

Остается открытым вопрос: кто «вмешался» в естественный процесс познания человеком гармонических свойств мира и заставил человечество столько лет держать свое Сознание на таком низком уровне? Ответить можно следующим образом: тот, кто в человеке стимулировал развитие рационалистического ума, в ущерб развитию его Сердца. Имён у этого «подстрекателя» много: тьма, дьявол, вирус обладания и власти и т.д. Имен много, но результат один: человек потерял чуткость к своей духовной природе, «заглушив» своим интеллектом голос Сердца; утратил интерес к предмету Гармонии, и «ринулся изучать» окружающую Природу с целью далеко не созидательного характера, а именно: для её ПОТРЕБЛЕНИЯ – в самом широком смысле этого слова. Доминирующим фактором такого положения вещей стало полное незнание человеком своей духовной природы и постоянное её принижение. Он до сих пор «видит себя» не Сознанием, а УМОМ. Но эта тема выходит за рамки нашего рассмотрения.

– 5 –

Найдем подтверждение нашим словам в сегодняшнем дне. Мы видим: с одной стороны – чрезвычайно развитый математический аппарат в сферах «счета» и «меры» (об этом подробно пишет А.Колмогоров [2]); с другой стороны – тотальное распространение религиозных институтов. И что в итоге? Общечеловеческий кризис! Сегодня раскол Сознания человека достиг предела. Мы стали чрезвычайно умны, мы почти повсеместно стали «верить в Бога», но потеряли ту Цельность (а значит и Гармонию), которой обладали на заре зарождения наук и религий. Расколотый человек, расколотая Картина Мира, расколотое общество… Нет, и уже не будет единой Религии (в традиционном понимании), но есть и остается Наука, которая не утеряла своей способности адаптироваться к истинным нуждам человечества. Вот почему рано или поздно идеи Гармонии должны были вернуться в науку и занять свое достойное место.

И практика это подтверждает. Сегодня мы можем говорить о возврате утраченного интереса к предмету Гармонии и появлению ряда новых научных разработок, основанных на феномене Золотого Сечения – «ключевого математического открытия античной математики» в области Гармонии [1]. В частности, это касается Математики Гармонии – нового междисциплинарного направления науки, представленного в упомянутой статье А.Стахова.

От углубления и расширения данных разработок мы вправе ожидать возрождение идеи Бога, но совершенно на иных началах, чем это делается в рамках традиционных религиозных конфессий, основанных исключительно на вере. Математика Гармонии (как «базис» нового научного направления) может и должна придать идее Бога древний (а вернее – вечный) смысл Гармоничного Единства Мира – на всех его планах. В этом случае теистическая идея обретает научность, а значит и индифферентность по отношению к различным религиозным культурам, т.к. она требует от человека не столько веры, сколько ОСМЫСЛЕНИЯ гармоничного устройства мира и человека. В таком виде идея Бога (идея духовности) вполне может войти в общеобразовательные учебники многих высокоразвитых стран (прежде всего – России) и повлиять самым положительным образом на сферу образования в частности, и на духовный климат общества в целом.

У некоторых ученых вызывает сомнение, что МГ в том виде, в котором она представлена А.Стаховым, действительно может «претендовать на столь высокое звание». В частности, критика касается недостаточной философской, геометрической и др. проработки предмета Гармонии в целом, и феномена Золотого Сечения в частности. Мы вполне можем разделить такую критику, но даже при этом остается неоспоримым фактом, что МГ начала свою «самостоятельную жизнь», собирая вокруг себя горячих поклонников (а также, как ни странно это звучит – ярых противников) и делая первые шаги на пути своего общественного признания. Дальнейшая же её судьба, на наш взгляд, будет всецело зависеть от степени ОТКРЫТОСТИ К ДИАЛОГУ ведущих специалистов данной области, а также их способности к ИНТЕГРИРОВАНИЮ СМЕЖНЫХ ЗНАНИЙ, представляющих самые разные научные школы и традиции.


Юрий Черепахин
25.01.2007г.


Источники:

[1] А.П.Стахов «Три «ключевые» проблемы математики на этапе ее зарождения и новые направления в развитии математики, теоретической физики и информатики».
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/004a/02321064.htm

[2] А.Н.Колмгоров «Математика». БСЭ-2, 1954.

[3] Менли П.Холл «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии».

[4] Ю.Черепахин «Ученый изучает Гармонию Мира».
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00160259.htm