Автор:

Омраам Микаэль Айванхов

"Приближение града небесного. Комментарий к апокалипсису"

Глава 17

Ссылки:

ГРАД НЕБЕСНЫЙ

"И Он показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них по двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца."

"Говоривший со мной имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил Он город тростью двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела."

"Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое — яспис, второе — сапфир, третье — халкидон, четвертое — смарагд, пятое — сардоникс, шестое — сердолик, седьмое — хризолит, восьмое — берилл, девятое — топаз, десятое — хризопраз, одиннадцатое — гиацинт, двенадцатое — аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло."

"Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения его, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в Книге Жизни."

"И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков".

Апокалипсис 21:10 — 27; 22:1 — 5

 

1

Кубический камень

Город, описываемый Святым Иоанном, — это куб: "Длина и высота и широта его равны". В символике куба, как и квадрата, мы находим число четыре, число материи, потому что материя — это четыре стихии (земля, вода, воздух и огонь); четыре стороны света (север, юг, восток и запад)... Кубическая форма Нового Иерусалима — невесты Агнца, подчеркивает, что он символ материи, с которой Агнец, то есть Христос, соединяется, чтобы придать ей отблеск драгоценного камня, прозрачность кристалла.

Но символизм куба распространяется намного дальше, так как развитием принципа куба является крест.

Для каббалистов крест, который они изображают в трех измерениях, обобщает и содержит в себе все принципы творения.

Если вы посчитаете, то обнаружите, что у него двадцать две грани. Каждая грань содержит одну букву древнееврейского алфавита, а каждой из этих букв соответствует одна из двадцати двух карт Таро. Итак, крест — символическая фигура двадцати двух сил, с помощью которых Бог создал вселенную.

Христианство выделило болезненную и трагическую сторону креста, поставило акцент на аспекте смерти, связав его, в основном, со смертью Иисуса. Но тут надо пойти еще дальше — видеть в кресте более широкое значение: материи, куда спускается дух, чтобы оживить ее. Конечно, случается и такое, что дух слишком далеко уходит в материю и там засыпает; если у него недостаточно сил для ее оживления, то этот союз становится могилой духа. К сожалению, подобное часто происходит с некоторыми людьми. Материя — это крест, на котором дух постоянно приносит себя в жертву, но эта жертва имеет смысл только тогда, когда материя трансформируется, становясь более чистой, обогащаясь жизнью.

Для алхимиков крест — это тигель, при помощи которого они производят все операции над материей, чтобы превратить ее в золото. Но как я вам уже часто говорил, для настоящего алхимика материя, которую он должен преобразовать в золото, находится внутри него — это он сам; поэтому ему необходимо изучать различные элементы своей внутренней материи, их комбинации, а также формулы, допускающие их изменение.

Мы должны изучать все элементы нашего креста, нашей материи; и как Бог работал с живым крестом — Словом, так и мы должны работать со всеми его составляющими, образуя из них различные сочетания, как из букв алфавита, чтобы превратить наше естество в Новый Иерусалим. До тех пор, пока люди не осознают, что человек сам по себе и есть крест и что ему нужно работать с этим крестом, далеко продвинуться по пути эволюции будет невозможно.

Итак, теперь вы понимаете, что Новый Иерусалим — это не город, который должен
опуститься с неба, как ожидало множество христиан в течение двух тысяч лет, но символ человека, совершившего работу над собствен ной материей с помощью силы своего духа. По тому что все архитектурные элементы, описанные святым Иоанном: основания из драгоценных камней, ворота из жемчуга... также являются символами.

2

Основания из драгоценных камней

Драгоценные камни являются венцом огромного труда, который осуществил Разум природы, трансформируя грубую материю. Драгоценные камни сокрыты в глубине земли, как если бы земля хотела не просто отразить, но наглядно выразить в себе свет и великолепие Неба. Вот почему во всех религиях они всегда расценивались как символ божественных добродетелей. И если они составляют основы Нового Иерусалима, то потому, что добродетели — истинные основы внутренней жизни. Драгоценные камни воплощают идеал, к которому мы должны стремиться через преобразование грубой материи наших инстинктов.

Но сколько людей поняло урок, который был дан нам Разумом природы посредством драгоценных камней? Все, чего хотят человеческие существа — обладать ими. Тысячелетиями в рудниках, в ужасающих условиях работают бедные люди, а потом тем, что было добыто великим трудом, торгуют по всему свету; совершаются кражи, даже убийства... И все это для того, чтобы несколько богатых и могущественных людей имели возможность покрасоваться в своих коронах, колье, браслетах, перстнях, заколках для галстука или запонках, сверкающих бриллиантами, рубинами, изумрудами! Так вот, все это слишком далеко от Небесного Иерусалима!

Любить драгоценные камни или даже желать обладать ими не запрещается, только нужно знать, как правильно к ним относиться. "А как правильно?" — спросите вы. Нужно рассматривать их как связь с духовным миром. Вы должны концентрировать свое внимание на них, на их чистоте, цвете, способности пропускать свет; затем просить их войти в вас со всеми качествами и добродетелями, которыми они обладают, чтобы все ваше существо засверкало тысячами огней топазов, сапфиров, алмазов, рубинов, изумрудов и т.п. Вот почему нужно любить драгоценные камни и искать их. Не для того, чтобы использовать как украшения, но чтобы их свет вошел в вас и напитал вас своей квинтэссенцией (Смотри также "Тайны книги природы": "Извор" N216, глава XI "Драгоценные камни — основания Нового Иерусалима").

3

Ворота из жемчуга

Небесный Город окружен большой и высокой стеной из ясписа, а сам был из золота, "подобен чистому стеклу"; это означает, что он обладает прозрачностью и сиянием света. Стена — это защита, то есть она является символом мощной ауры, окружающей человека и защищает его. Потому что тот, кто обладает мощной аурой, защищен сиянием своего собственного света.

В стене, опоясывающей Город, имеется двенадцать ворот: трое с севера, трое с юга, трое с востока, трое с запада; сказано, что каждые ворота — это жемчужина. Эти двенадцать ворот расположены по четырем сторонам света и представляют собой двенадцать зодиакальных созвездий: Овен, Телец, Близнецы... Именно через эти двери прокладывают свой путь потоки сил и невидимые сущности, работающие во вселенной и оказывающие влияние на ход земных событий. На воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых; мы уже видели, что они также связаны с двенадцатью знаками зодиака.

Но знаете ли вы, что эти двенадцать ворот вселенной находятся также в человеке? Что же это за ворота? Два глаза, два уха, две ноздри, рот, соски груди, пупок. Два остальных отверстия вы легко обнаружите сами. И точно также, как ворота зодиака — область проникновения космических влияний, так и ворота нашего физического существа позволяют сущностям и силам войти в нас. Человек был создан в мастерских Бога так, чтобы он мог воспринимать вибрации всей вселенной и, в свою очередь, оказывать на нее влияние.

Сказано, что ворота Нового Иерусалима — жемчужины. Да, потому что жемчужина, которая улавливает и удерживает свет с помощью своей перламутровой поверхности, является символом чистоты. Тому, кто совершил в себе настоящую работу очищения, ворота помогают войти в контакт с тонкими и светлыми элементами пространства. Вот почему также говорится, что около каждых ворот находится ангел. Ангел — чистая энергия, и эта чистая энергия, привлекающая благотворные влияния, трансформирует и негативные потоки, стремящиеся проникнуть внутрь человека. Ангелы охраняют ворота всех тех, кто поработал, чтобы превратить свою сущность в дарохранительницу живого Бога.

Далее говорится: "Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец". Священный город — очищенное тело — сам по себе является храмом, вот почему никакой другой храм не нужен. Даже луна и солнце здесь ни к чему; я вам уже объяснял: солнце — это символ интеллекта, а луна — сердца. Человеку, в ком живут Божественная любовь и мудрость, будут не нужны ни солнце, ни луна, то есть ни философия, ни религия.

"Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет". Когда человек просветлен, ночи больше нет. Внутри просветленных существ всегда живет свет; даже когда они спят, ночь для них не наступает. Естественно, для большинства людей день чередуется с ночью: в какой-то момент они живут в свете, а затем снова мрачнеют. Но когда приходит просветление, когда их касается свет Святого Духа, ничто больше не омрачает их.

Имена тех, кто достиг этого уровня духовной жизни, вписаны в книгу жизни Агнца. Здесь, на земле, вы можете быть прихожанином той или иной церкви, членом того или иного братства, но это отнюдь не значит, что вы будете также приняты наверху. Потому что здесь, на земле, мы как бы в зале ожидания, это еще не Святая Святых. Быть принятым там, наверху, намного труднее: для этого нужны годы усилий и работы. Но если вас приняли, то ваше имя в книге жизни, и каждый день вы получаете помощь и подарки Неба. Это подобно тому, как если бы ваше имя было внесено в административные реестры: вы получаете зарплату, дотации...

Иисус сказал: "Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам. Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Лука 10 : 19 — 20). Как только ваше имя вписано в книгу жизни, вы можете быть уверены, что Небо вас не оставит своей милостью: вам посылаются поддержка, здоровье и радость. И вы сами чувствуете, что вас поддерживают, что вам дают советы, что вас ведут. Если вам нужно пройти какие-то испытания, преодолеть трудности, то либо они длятся не так долго, либо вам дается больше сил. Вот это и есть настоящее Писание, живое Писание. Теперь пришло время необходимых усилий и жертв, чтобы пройти через ворота Небесного Иерусалима, потому что если вам удастся достигнуть его — вы спасены! (Смотри также: "Тайны книги природы" , "Извор N216, глава "Ворота Нового Иерусалима: жемчужина")

4

Река жизни

И наконец, посреди этого города из чистого золота, окруженного стеной из ясписа и имеющего ворота из жемчуга и основания из драгоценных камней, течет "чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца". Да, жизнь есть не что иное, как круговорот энергий, их переход из одной формы в другую; и река жизни, бьющая из Божественного Источника, опускается вниз, чтобы напитать все части Вселенной.

Согласно Каббалистической Науке, эта река течет сначала по первой сефире, Кетер. Поток наполняет, затем переполняет ее и изливается в следующую сефиру, Хокма. Хокма наполняется, вода переполняет ее и идет в Хесед… Из Хеседа в Гебуру, из Гебуры в Тиферет, из Тифере-та в Нетцах, из Нетцаха в Ход, из Ход в Иезод; и так река жизни спускается до Малькута — земли. Сефиры — священные вазы, наполняемые неистощимым источником жизни.

Именно эту реку и увидел святой Иоанн. "Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья древа — для исцеления народов". Очевидно, что это довольно странное дерево: как оно может находиться по ту и по другую сторону реки и давать плоды каждый месяц? Чтобы понять символы реки и дерева, необходимо снова рассмотреть город как образ, отображающий человеческое существо.

По центру города течет река, по обоим ее берегам растет дерево, каждый месяц приносящее плоды. Этим центром является солнечное сплетение — образование, составляющее часть симпатической нервной системы, о которой я вам часто рассказывал раньше, используя знание Посвященческой Науки. Симпатическая система состоит из центров, расположенных на разных уровнях: от головного мозга до нижнего окончания позвоночного столба; а также из периферической ее части, образованной нервами и ганглиями, соединенными между собой каналами нервных волокон, которые называются сплетениями. Находящееся на уровне желудка солнечное сплетение — как раз одно из них.

Эта схема показывает вам, каким образом от мозга (божественный мир, Небо) по позвоночному столбу опускается поток энергии (река), и через двенадцать спинномозговых парных нервов и ганглиев (корни дерева) напитывает солнечное сплетение (древо жизни, находящееся в центре города). И если это дерево приносит плоды двенадцать раз, то потому, что оно также связано с зодиаком, каждое созвездие которого обладает особыми свойствами.

Адам и Ева, отведавшие в Эдемском саду плодов с древа Познания Добра и Зла, должны были испытать на себе действие болезни и смерти. Плоды древа жизни, то есть добродетели и качества зодиакальных созвездий, должны, наоборот, способствовать излечению народов; именно такими плодами нам нужно питаться. Вот порядок их следования: Овен — активность; Телец — чувствительность и доброта; Близнецы — желание учиться; Рак — способность воспринимать мир невидимого; Лев — благородство и смелость; Дева — чистота; Весы — ощущение мировой гармонии; Скорпион — понимание жизни и смерти; Стрелец — связь с Небом; Козерог — умение владеть собой и другими; Водолей — братство и универсальность; Рыбы — жертвенность. Вот качества плодов древа жизни. И даже листья, по словам святого Иоанна, служили для исцеления народов. То есть благотворным действием обладают не только плоды, но также листья, цветы, корни... В древе жизни нет ничего лишнего, все его части обладают благотворными свойствами и могут творить чудеса.

В небесном Граде, являющемся обновленным, вдохновленным новым Учением человеком, два образа реки и дерева представляют собой любовь и мудрость. Река — это любовь, а дерево по обеим берегам реки — мудрость, так как мудрость обладает двумя гранями, двумя берегами, а любовь, которая есть одно, проходит между ними. Мудрость снаружи, она охватывает вещи, она — содержащее; любовь же внутри, она — содержание. Вот почему дерево обрамляет реку. Дерево и река находятся внутри города; будучи любовью и мудростью, они содержатся в человеке, который изучает и применяет на практике истинное Учение. Новый Иерусалим сможет существовать только в том случае, если есть река — любовь — и дерево — мудрость. Когда будут господствовать любовь и мудрость, наступит Царство Божие, ночь перестанет существовать, потому что в каждом человеке будет свет.

5

Приход нового Иерусалима

Итак, Новый Иерусалим — это модель совершенной жизни. Вот уже многие годы я говорю вам о нем, не переставая, но никогда не называю его, боясь, что у вас может возникнуть мысль: "Как всегда, опять эти ссылки на древнееврейскую религию!" Но как можно не видеть, что прозрение, запечатленное святым Иоанном, богатством и красотой своих символов лучше всего выражает идеал высшей жизни, к которой все мы должны стремиться! В своих пропорциях, размерах, составляющих частях Новый Иерусалим является отражением космического порядка. Этот порядок должен снизойти на землю, и именно нам необходимо способствовать этому, так как он не придет сам по себе. Царство Божие может установиться на земле, но для этого не нужно ждать, чтобы город спустился с Неба ни с того, ни с сего, сам по себе. Если святой Иоанн говорит, что он опустится с Неба, то только потому, что символически свет, то есть разум, все организующая и наполняющая гармонией мудрость, приходит всегда сверху — с неба, чтобы реализоваться внизу, на земле.

То есть, в действительности, Новый Иерусалим — это символ той духовной работы, которую каждый человек должен осуществить внутри себя. Когда каждый из вас завершит эту работу, Новый Иерусалим опустится в коллективное тело человечества. Он начал опускаться уже давно, но ему нужно много времени, чтобы облечься в плоть. Денно и нощно светлые духи работают над тем, чтобы заменить в людях темные, не вибрирующие в гармонии с Небом части другими, более чистыми и светлыми. Тысячи новых Иерусалимов готовятся сформировать вместе тот Новый Иерусалим, где все будут жить в братстве и мире. И в ваших интересах вести работу, направленную на то, чтобы стать новым Иерусалимом, так как, если он еще и не реализовался в мире как идеальное сообщество, то вы, по крайней мере, можете испытать его благословение внутри себя. Две тысячи лет назад Христос сказал: "Я иду". Разве Он обманул нас? Нет, все, о чем он говорил, свершилось. Он пришел в сердца и души немногих. Ныне Он приходит для некоторых, в будущем Он придет для всего человечества.

Итак, Новый Иерусалим — это, прежде всего, сам человек. Затем, это идеальное общество, и, наконец, он — это истинная Вселенская Божья Церковь, Церковь Духа и Правды, Церковь всех великих Посвященных. Теперь никто не сможет помешать ее приходу. Тогда все получит свое объяснение, все станет ясным, так как в Священных Книгах сказано, что Бог будет жить в сердцах людей и там запишет свой Закон. Когда это время настанет, людям больше не нужен будет никто, кто проповедовал бы им религию и разъяснял вопросы морали: все будут внутренне знать, что делать, как любить, как служить, как работать. Веками христиане мечтают о городе, который спустился бы к ним с Неба! Как заставить их понять, что Иерусалим — это они сами? Очевидно, они находятся еще в старом Иерусалиме, во власти беспорядка и разногласий, и только от них зависит, станут ли они тем городом чистого золота, основами драгоценных камней которого являются добродетели (потому что для внутренней жизни нет более крепких основ, чем добродетели), и чьи жемчужные врата позволят обмениваться энергиями со светлыми сущностями Вселенной.

Новый Иерусалим — это совершенный человек, это совершенная социальная жизнь, это царство мира и справедливости, где правит Мелхиседек, царь Салима. Да, это Царство существует и существовало всегда. Именно благодаря ему в течение тысячелетий поддерживается истинная традиция, потому что из этого Посвященческого центра вышли все Учителя, чтобы нести человечеству свет.

Старайтесь как можно больше наполнить вашу жизнь образом Нового Иерусалима, так как он будет питать, укреплять и просветлять вас. Человек всегда испытывает потребность в подобных мощных и светлых образах, потому что они, преобразуя его, заставляют его продвигаться все дальше по пути эволюции.

 

Вперед