Духовность > Е.П. Блаватская

Е.П. Блаватская

КЛЮЧ К ТЕОСОФИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1

Ясное изложение в форме вопросов и ответов ЭТИКИ, НАУКИ И ФИЛОСОФИИ .

Для изучения которых было основано Теософическое Общество.

Перевод с английского В. С. Зуевой под редакцией Н.В. Иваницкой и Д.Н. Попова. (При подготовке текста ис­пользован также перевод Е. Кондрать­ева.) В настоящем издании сохранены неко­торые особенности использования про­писных букв в английском оригинале.

"Е. П. Б. Посвящает Всем своим Ученикам, чтобы в свою очередь Они могли Учиться и Учить"

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель этой книги точно выражена в ее названии, "Ключ к Теосо­фии", и нуждается лишь в нескольких словах пояснения. Эта кни­га не является полным или утомительным учебником по Теософии, она - лишь ключ, чтобы отпереть дверь, которая ведет к более глубокому изучению. Она прослеживает широкие основы Религии Мудрости и объясняет ее фундаментальные принципы; встречая, в то же самое время, различные возражения, выдвигаемые средним западным человеком, и пытаясь изложить незнакомые концепции в самой простой форме и самым ясным языком, какие только возмож­ны. Было бы преувеличением ожидать, что книга сделает Теософию понятной без всякого умственного усилия со стороны читателя, но мы надеемся, что оставшиеcя неясными моменты возникнут из размышлений, а не из-за языка, благодаря глубине, а не путани­це. Для умственно ленивых или неспособных Теософия должна ос­таться загадкой, так как в мире ментальном, как и в духовном, каждый человек идет вперед благодаря своим собственным усили­ям. Писатель не может размышлять за читателя, но последний не станет лучше, даже если такое "размышление взаймы" будет воз­можно. Необходимость такого изложения как это, давно ощущалась среди тех, кто заинтересован в Теософическом Обществе и его работе, и мы надеемся, что оно предоставит информацию, по воз­можности, свободную от технических деталей, многим, чье внима­ние было возбуждено, но кто все еще просто озадачен и не убеж­ден.

Некоторой осторожности потребовало отделение истины от лжи в Духовных учениях о посмертной жизни и объяснение истин­ной природы Спиритуалистических явлений. Предыдущие объяснения этого привели к множеству возмущений на голову автора; Спири­туалисты, как и слишком многие другие, предпочитают верить в удобное скорее, чем в истинное, и очень сердятся на того, кто разрушает приятное заблуждение. В течение последнего года Тео­софия была мишенью для всякой отравленной стрелы Спиритуализ­ма, как если бы обладатели полуправды чувствовали больше враж­ды к обладателям всей правды, чем те, которым вообще нечем похвастаться.

Сердечная благодарность автора многим Теософам, которые прислали предложения и вопросы или иначе помогли в процессе написания этой книги. Благодаря их помощи эта работа будет бо­лее полезной, и это будет для них лучшей наградой.

Е.П.Б.

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Чтобы еще больше облегчить изучение Теософии, что "Ключ" уже сделал достаточно легкой задачей, я дополнила книгу обшир­ным "Глоссарием" всех технических терминов, находящихся в ней. Большинство определений и объяснений являются транскрипциями или сокращениями из более полного "Теософического словаря", который вскоре будет опубликован вместе с Трактатом по "Архаи­ческому Символизму". Мы надеемся, что оба словаря восполнят давно ощущаемый недостаток, и что более полный охватит всю об­ласть оккультной терминологии, насколько возможно, подробнее.

Е.П.Б. Штаб-квартира Теософического Общества,

Лондон, 1890

I

ТЕОСОФИЯ И ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

Спрашивающий.

К Теософии и ее доктринам часто относятся как к новомод­ной религии. Религия ли это?

Теософ.

Нет. Теософия - это Божественное Знание или Наука.

Спрашивающий.

Каково действительное значение этого термина?

Теософ.

"Божественная Мудрость", Qeosofia (Теософия) или Мудрость богов, как Qeogonia (Теогония) - генеалогия богов. Слово Qeos по-гречески означает "бог", одно из божественных существ, но, конечно, не "Бог" в современном смысле этого слова. Следова­тельно, это не "Мудрость Бога", как переводят некоторые, но "Божественная Мудрость", та, которой обладают боги. Этому тер­мину много тысяч лет.

Спрашивающий.

Каково происхождение его?

Теософ.

Оно пришло к нам от Александрийских философов, называв­шихся "любящими истину", Филалетами, от "фил" - "любящий", и "алетейя" - "истина". Слово "Теософия" относится к третьему веку нашей эры, когда его начали употреблять Аммоний Саккас и его последователи*, разработавшие Эклектическую теософическую систему.

___

* Также называемые Аналогетиками. Как объяснил профессор Алекс. Уайлдер (член Теософического Общества), в своей "Эклек­тической Философии", их называли так из-за практики интерпре­тации всех сакральных легенд и повествований, мифов и мистерий с помощью принципа аналогии и соответствия: так что события, к которым относились, как к происходящим во внешнем мире, расс­матривались, как выражающие действия и испытания человеческой Души. Их также называли Неоплатониками. Хотя Теософия, или Эк­лектическая Теософическая система, обычно относится к третьему веку, все-таки, если можно доверять Диогену Лаэрцию, ее источ­ник еще древнее, так как он приписывал систему Египетскому Жрецу Пот-Амуну, жившему в первые годы династии Птолемея. Тот же самый автор сообщает нам, что слово является Коптским и обозначает нечто, посвященное Амуну, Богу Мудрости. Теософия является эквивалентом Брахма-Видья, Божественного Знания.

___

Спрашивающий.

Что являлось целью этой системы?

Теософ.

Прежде всего, запечатлеть определенные великие моральные истины в своих последователях и во всех тех, кто были "любящи­ми истину". С тех пор Теософическое Общество приняло девиз: "Нет религии выше истины"*. Главной целью основателей Эклекти­ческой Теософической Школы была одна из трех целей их совре­менного последователя - Теософического Общества, а именно: примирить все религии, секты и нации общей системой этики, ос­нованной на вечных истинах.

Спрашивающий.

Как Вы докажете, что это в действительности возможно и что все мировые религии действительно опираются на одну и ту же истину?

Теософ.

Путем их сравнительного изучения и анализа. "Религия Муд­рости" была единственной в древности; и тождество изначальной религиозной философии доказано идентичными доктринами, переда­ваемыми Посвященным во время МИСТЕРИЙ, широко распространенных повсюду. "Все старые культы указывают на существование пред­шествующей им, единственной Теософии. Ключ, который открывает что-либо, должен открывать все, в противном случае, это невер­ный ключ". ("Эклектическая Философия").

ПОЛИТИКА ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Спрашивающий.

Во времена Аммония существовало несколько древних Великих Религий, и большое количество сект только в Египте и Палести­не. Как ему удавалось примирить их?

Теософ.

Делая то, что мы вновь стараемся делать сейчас. Неоплато­ники составляли большую организацию, ее члены принадлежали к различным религиозным философиям*; так же и наши Теософы. В те дни иудей Аристобул подтвердил, что этика Аристотеля представ­ляет собой эзотерические учения Закона Моисея; Филон Иудей по­пытался примирить Пятикнижие с Пифагорейской и Платоновской философией; а Иосиф доказал, что Ессеи Кармела были просто пе­реписчиками и последователями Египетских Терапевтов (целите­лей).** Так же и в наши дни. Мы можем показать путь происхож­дения каждой Христианской конфессии, каждой, даже самой ма­ленькой, секты. Последние являются маленькими веточками или побегами, выросшими на более крупных ветвях; но побеги и ветви берут начало от одного и того же ствола - РЕЛИГИИ МУДРОСТИ. Доказать это и было целью Аммония, который пытался убедить язычников и христиан, иудеев и идолопоклонников отбросить свои споры и стремления, помня только, что все они - дети любящей матери***, и что они владеют одной и той же истиной, только облаченной в разные одежды. Такова же и цель Теософии.

___

* Эклектическая Теософия состояла из трех частей:

1. Вера в одно абсолютное, непостижимое и Высшее Божество или Бесконечную Сущность, которая является источником всей Природы, всего, что существует, видимого и невидимого.

2. Вера в вечную бессмертную природу человека, потому что, являясь излучением Всеобщей Души, он имеет ту же сущ­ность, что и она.

3. Теургия, или "божественная работа", или выполнение ра­боты Богов; от "теои", "Боги" и "эргеин" - "работа". Термин очень старый, но, поскольку он принадлежит к словарю МИСТЕРИЙ, он не использовался широко. Существовала мистическая вера - практически доказанная посвященными Адептами и Жрецами - что, очищая себя до состояния бестелесного существа - то есть возв­ращаясь к древней чистоте Природы - человек может получить от богов знание Божественных Таинств и даже изредка видеть богов, субъективно или объективно. Это было трансцендентальным аспек­том того, что сейчас называют Спиритуализмом; но, будучи злоу­потребляемым и не понятым простонародьем, он стал рассматри­ваться некоторыми как некромантия и был в основном запрещен. Искаженная практика теургии Ямвлиха все еще присутствует в це­ремониальной магии некоторых современных Каббалистов. Совре­менная Теософия избегает и отвергает оба эти вида магии и "некромантии", как очень опасные. Настоящая Божественная Теур­гия требует почти сверхчеловеческой чистоты и святости жизни; в противном случае она вырождается в черную магию или манипу­ляции с медиумами. Ближайшие ученики Аммония Саккаса, которых называли Теодидактосами, "Наученными богом", - такие как Пло­тин и его последователь Порфирий - вначале отвергали Теургию, но затем примирились с ней из-за Ямвлиха, который написал ра­боту, посвященную этому явлению, озаглавленную "Мистерии", под именем своего хозяина, знаменитого египетского жреца Абаммона. Аммоний Саккас был сыном родителей-христиан, и, с самого детс­тва, будучи не в состоянии воспринять догматическое Христианс­тво, стал Нео-Платоником; и ему, как Якобу Бёмэ и другим вели­ким пророкам и мистикам, открылась Божественная Мудрость в снах и видениях. Отсюда его имя - Теодидактос. Он решил прими­рить все религиозные системы, и, демонстрируя их общий источ­ник, установить одно всеобщее вероучение, основанное на этике. Его жизнь была так безупречна и чиста, его учение так глубоко и всеобъемлюще, что несколько Отцов Церкви были его тайными учениками. Климент Александрийский был очень высокого мнения о нем. Плотин, этот "Св. Иоанн" Аммония, также был человеком, всеми уважаемым и почитаемым, самой глубочайшей образованности и чистоты. В возрасте 39 лет он сопровождал римского императо­ра Гордиана и его армию в походе на Восток, для обучения у мудрецов Бактрии и Индии. У него была школа философии в Риме. Порфирий, его ученик, чье настоящее имя было Малх (эллинизиро­ванный иудей), собрал все труды своего Учителя и дал аллегори­ческую интерпретацию части трудов Гомера. Система медитации, к которой прибегали Филалеты, была экстатической, родственной практике Индийской Йоги. Тем, что известно об Эклектической Школе, мы обязаны Оригену, Лонгину и Плотину, непосредственным ученикам Аммония. (Смотри "Эклектическую Философию" А.Уайлде­ра.)

** Именно при Филадельфе Иудаизм утвердился в Александрии и сразу же Эллинские Учителя стали опасными соперниками Коллегии Раввинов Вавилона. Как уместно отмечает автор "Эклектической Философии": "Буддистские, Ведантические и Магические системы в тот период излагались вместе с Греческими философиями. И было неудивительно, что думающие люди предполагали, что борьба слов должна прекратиться и считали возможным выделить одну гармо­ничную систему из этих различных учений... Панен, Афинагор и Климент в совершенстве изучили Платоновскую философию и пони­мали ее неотъемлемое единство с Восточными системами".

*** Мошем говорит об Аммонии:

"Понимая, что не только философы Греции, но также филосо­фы различных варварских народов были в полном согласии друг с другом в отношении каждого существенного вопроса, он решил так истолковать тысячи догматов всех этих различных сект, чтобы показать, что все они возникли из одного и того же источника и все ведут к одному и тому же концу". Если автор статьи об Ам­монии в "Эдинбургской Энциклопедии" знает, о чем он говорит, когда описывает современных Теософов, их убеждения, их работу, потому что он пишет о Теодидактосе: "Он принял доктрины, счи­тающиеся правильными в Египте (эзотерические были из Индии), касающиеся Вселенной и Божества, рассматриваемые как составля­ющие одно великое целое; касающиеся Вечности Мира... и устано­вил систему моральной дисциплины, которая, в общем, позволяла людям жить согласно законам своей страны и требованиям Приро­ды, но требовал, чтобы Мудрые возвышали свой ум размышления­ми".

___

Спрашивающий.

Кто является авторитетом для Вас из древних Теософов Александрии?

Теософ.

Почти бесчисленное множество хорошо известных писателей. Мошем, один из них, пишет:

"Аммоний учил, что религия масс шла рука об руку с фило­софией и вместе с ней разделила судьбу быть постепенно иска­женной и затемненной простым человеческим тщеславием, предрас­судками и ложью; что ее нужно, следовательно, вернуть к перво­начальной чистоте, удаляя эти шлаки и истолковывая ее фило­софские принципы; и все, что Христос намеревался сделать - это восстановить и вернуть к своей первобытной целостности Муд­рость Древних; ослабить до предела всеторжествующую власть предрассудков; и частично исправить, частично уничтожить раз­личные ошибки, которые проникли в различные популярные рели­гии".

Это опять в точности то, что говорят современные Теософы. Однако, в то время, как великого Филалета поддерживали и помо­гали ему в проводимой политике два Отца Церкви, Климент и Афи­нагор, все просвещенные раввины Синагоги, Академия <...>, и в то время, как он обучал публичной доктрине всех желающих, мы, его последователи по прямой линии, не получаем никакого приз­нания, а наоборот, подвергаемся оскорблениям и преследованиям. Таким образом, оказывается, что 1500 лет назад люди были более терпимыми, чем сейчас в этой просвещенной стране.

Спрашивающий.

Не помогала ли ему Церковь потому, что, несмотря на его ересь, Аммоний учил Христианству и был христианином?

Теософ.

Вовсе нет. Он был христианином по рождению, но никогда не принял Церковного Христианства. Как пишет о нем тот же самый автор:

"Ему нужно было только привести свои наставления в соот­ветствие с древними основами Гермеса, о которых Платон и Пифа­гор знали раньше, и на которых и основали свою философию. Най­дя то же самое в Прологе к Евангелию от Св. Иоанна, он спра­ведливо предположил, что намерением Иисуса было возродить Ве­ликое Учение Мудрости в его первобытной целостности. Библей­ские повествования и истории Богов он рассматривал как аллего­рические иллюстрации Истины либо выдумки, которые следует от­вергнуть". Более того, как пишет "Эдинбургская Энциклопедия", "Он допускал, что Иисус Христос был исключительным человеком и "другом Бога", но утверждал, что в его планы не входило пол­ностью отменить культ Демонов (Богов) и что его единственным намерением было очистить Древнюю Религию".

РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ, СОКРОВЕННАЯ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА

Спрашивающий.

Поскольку Аммоний никогда ничего не записывал, как можно быть уверенным, что его Учение было именно таким?

Теософ.

Но ведь Будда, Пифагор, Конфуций, Орфей, Сократ и даже Иисус тоже не оставили никаких записей. Тем не менее, боль­шинство из них - исторические персонажи и все их Учения уцеле­ли. Ученики Аммония (и среди них Ориген и Ириней) писали трак­таты и объясняли его этику. Конечно, последние являются таким же, если не большим достоянием истории, как и писания Апосто­лов. Более того, его Ученики - Ориген, Плотин и Лонгин (совет­ник знаменитой царицы Зенобии) - все оставили значительные за­писи о системе Филалетов - по крайней мере, обо всех событиях, связанных с их общественной деятельностью, (так Школа была по­делена на экзотерические и эзотерические Учения).

Спрашивающий.

Как могли последние догматы дойти до наших дней, если Вы утверждаете, что настоящая РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ была эзотеричес­кой?

Теософ.

РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ всегда была единственной, и будучи пос­ледним словом возможного человеческого знания, тщательно обе­регалась. Она возникла за много лет до Александрийских Теосо­фов, дождалась современных и переживет любую другую религию и философию.

Спрашивающий.

Где и кем она так оберегалась?

Теософ.

Среди Посвященных каждой страны; среди настоящих искате­лей Истины - их учеников; и в тех частях Мира, где такие зна­ния всегда ценились и развивались больше всего: в Индии, Цент­ральной Азии и Персии.

Спрашивающий.

Есть ли у Вас какие-либо доказательства ее эзотеризма?

Теософ.

Лучшим доказательством этого факта является то, что каж­дый древний религиозный или, скорее, философский культ состоял из эзотерического или тайного учения и экзотерического (для широкой публики) богослужения. Более того, хорошо известно, что МИСТЕРИИ древних, у каждой нации, включали в себя "боль­шие" (тайные) и "малые" (публичные) МИСТЕРИИ, - например в прославленных торжествах, называвшихся Элевсинскими в Греции. От Иерофантов Самофракии, Египта и посвященных Браминов древ­ней Индии вплоть до последних Еврейских Раввинов, все, боясь профанации, сохраняли свои настоящие, внутренние Верования в тайне. Еврейские Раввины называли свои общедоступные религиоз­ные учения Меркавах (внешнее тело), "проводник" или оболочка, которая содержит спрятанную душу - то есть, их высшее тайное знание.

Ни одна из древних наций никогда не сообщала через своих жрецов настоящие философские тайны массам, но передавала пос­ледним только внешнюю форму. У Северного Буддизма были свои "большой" и "малый" проводники, известные как Махаяна, эзоте­рическая, и Хинаяна, экзотерическая, Школы. И Вы не можете уп­рекать их за такую скрытность; ведь Вы не стали бы кормить свое стадо овец диссертациями по ботанике вместо травы? Пифа­гор называл свой Гнозис "знанием вещей, каковы они в своей су­ти" или h gnosis tyn ontwn и сохранял это знание только для своих лучших учеников: для тех, кто мог усвоить такую умствен­ную пищу и чувствовать удовлетворение; и он призывал их к мол­чанию и соблюдению тайны. Оккультные алфавиты и тайные шифры являются производными древних Египетских иератических записей, секретом которых в древние времена владели только Иерограмма­тики, или Посвященные Египетские Жрецы. Аммоний Саккас, как говорят его биографы, связывал своих учеников клятвой не разг­лашать никому его Высшие Доктрины, исключая лишь тех, кто уже был знаком с первоначальным знанием и так же был связан обе­том. Наконец, разве мы не находим того же самого в раннем Христианстве, среди Гностиков, и даже в учении Христа? Разве он не говорил с массами притчами, имеющими двойное значение, и не объяснял своих доводов только ученикам? "Вам, - говорит Он, - дано знать тайны царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах" (Марк, IV, 11). "Ессеи Иудеи и Кармеля делали похожие разграничения своих приверженцев на неофитов, собратьев и со­вершенных, или Посвященных" ("Эклектическая Философия"). При­меры этого явления существуют в каждой стране.

Спрашивающий.

Можно ли постичь "Тайную Мудрость" простым изучением? Эн­циклопедия определяет Теософию почти так же, как и словарь Вебстера, то есть, как "предполагаемое общение с Богом и выс­шими духами и последующее постижение сверхчеловеческого знания путем физических средств и химических процессов". Так ли это?

Теософ.

Думаю, что нет. Также никакой лексикограф не может объяс­нить, самому себе или другим, как сверхчеловеческое знание мо­жет быть достигнуто физическими или химическими процессами. Если бы Вебстер написал "метафизическими и алхимическими про­цессами", определение было бы приблизительно верным; так, как есть - оно абсурдно. Древние Теософы утверждали - и их поддер­живают современные - что бесконечное не может быть понято ко­нечным - то есть понято конечным существом - но что Божествен­ная Сущность может сообщаться с высшим Духовным Существом в состоянии экстаза. Это состояние, как и гипноз, вряд ли может быть достигнуто "физическими и химическими" средствами.

Спрашивающий.

Как Вы это объясняете?

Теософ.

Настоящий экстаз определялся Плотином как "освобождение разума от его конечного сознания, полное его отождествление с Беспредельностью". Это высшее состояние, говорит профессор Уайлдер, не является постоянным и достигается очень немногими. В действительности оно идентично тому состоянию, которое из­вестно в Индии как Самадхи. Последнее практикуется Йогами, ко­торые облегчают его достижение физически строгим воздержанием в еде и питье, а умственно - непрерывным старанием очистить и возвысить разум. Медитация - это безмолвная и невыразимая мо­литва, или, как говорил об этом Платон, "страстный порыв души к божественному, не просьба о каком-то личном благе (в общеп­ринятом значении молитвы), но обращение к самому Добру - к Всеобщему Высшему Богу", частью которого мы являемся на Земле, и из Существа которого все мы появились. Поэтому, добавляет Платон, "оставайтесь безмолвными в присутствии Божеств, пока они не снимут пелену с ваших глаз, и, освещая своим собствен­ным светом, не сделают видимым то, что действительно является для вас благом, а не кажется вам таковым"*.

___

* Это то, что ученый автор "Эклектической Философии", профес­сор А.Уайлдер, Член Теософического Общества, описывает как "духовную фотографию": "Душа является фотоаппаратом, в котором факты и события, будущее, прошлое и настоящее как бы фиксиру­ются; затем это становится известным разуму. По ту сторону на­шего повседневного мира ограничений все является одним днем или состоянием - прошлое и будущее содержатся в настоящем... Смерть является последним экстазом на Земле. Тогда душа осво­бождается от ограниченности тела, и ее более благородная часть соединяется с Высшей Природой и начинает разделять Мудрость и Предвидение Высших Существ". Настоящая Теософия является для мистиков таким состоянием, которое Аполлоний Тианский вынужден был описывать следующим образом: "Я могу видеть настоящее и будущее, как в зеркале. Мудрому не нужны испарения Земли и воздушные воскурения, чтобы предвидеть события... Боги видят будущее, обычные люди - настоящее, мудрые - бесконечность, ко­торой должно свершиться". Та "Теософия Мудрых", о которой он говорит, хорошо выражена в утверждении, "Царство Божие внутри нас".

___

Спрашивающий.

В таком случае Теософия не является, как утверждают неко­торые, недавно изобретенной системой?

Теософ.

Только невежественные люди могут так к ней относиться. Она стара, как Мир, в своем Учении и Этике, если не в назва­нии, а также является самой широкой и всеобъемлющей системой из всех.

Спрашивающий.

Почему же тогда Теософия практически неизвестна народам Западного полушария? Почему она должна быть книгой за семью печатями для рас, признанных самыми культурными и передовыми?

Теософ.

Мы знаем, что в древние времена существовали нации такие же культурные и уж конечно духовно более "продвинутые", чем мы. Но есть несколько причин этого добровольного незнания. Од­ну из них открыл Св. Павел просвещенным афинянам - отсутствие в течение долгих веков настоящего духовного озарения, и даже интереса, из-за слишком сильной их привязанности к предметам здравого смысла и долгого рабства в плену мертвой буквы догма­тизма и обрядности. Но основная причина в том, что настоящая Теософия всегда сохранялась в тайне.

Спрашивающий.

Вы привели доказательства, что такая секретность сущест­вовала, но какова настоящая причина этого?

Теософ.

Причины для этого следующие:

Во-первых, порочность натуры обычного человека, его эго­изм, всегда стремящийся к удовлетворению личных желаний в ущерб соседям и окружающим. Таким людям никогда нельзя дове­рять божественные тайны.

Во-вторых, их неспособность сохранить священное и божест­венное знание от профанации. Именно последняя привела к извра­щению самых возвышенных истин и символов, и к постепенному превращению духовной материи в антропоморфную, конкретную и вульгарную образность - другими словами, к остановке развития божественной идеи и к идолопоклонству.

ТЕОСОФИЯ НЕ ЕСТЬ БУДДИЗМ

Спрашивающий.

О Вас часто говорят как об "Эзотерических Буддистах". Все ли Вы в таком случае являетесь последователями Гаутамы Будды?

Теософ.

Не больше, чем все музыканты являются последователями Вагнера. Некоторые из нас - буддисты по вероисповеданию; и все же среди нас гораздо больше индуистов и браминов, и больше ев­ропейцев и американцев, рожденных христианами, чем обращенных буддистов. Ошибка возникла из-за неверного понимания настояще­го значения названия замечательной работы г. Синнета "Эзотери­ческий Буддизм"; последнее слово в этом названии следует пи­сать с одной, а не с двумя буквами "д", так как подразумевался Будизм или просто "способность познавания" (Бодха, бодхи, "ин­теллект", "мудрость"), а не Буддизм, религиозная философия Га­утамы. Теософия, как уже было сказано, - это РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ.

Спрашивающий.

В чем разница между Буддизмом, религией, основанной Прин­цем Капилавасту, и Будизмом, "способностью познавания", кото­рый, как Вы говорите, синонимичен Теософии?

Теософ.

В том же, в чем разница между тайными учениями Христа, которые назывались "Тайнами Царства Божия", и более поздней обрядностью и догматической теологией Церкви и Сект. "Будда" означает "Просветленный" с помощью Бодхи или, иначе, Мудрости. Это прошло через корни и ветви Эзотерических Учений, в которые Гаутама посвящал только своих избранных Архатов.

Спрашивающий.

Но некоторые востоковеды отрицают, что у Будды вообще бы­ло какое-либо Эзотерическое Учение.

Теософ.

Они могут с таким же успехом отрицать, что у Природы есть секреты от людей науки. Далее я докажу это, исходя из беседы Будды с его учеником Анандой. Его Эзотерические Учения были просто Гупта Видья (тайным знанием) древних Браминов, ключ к которым их современные последователи, за некоторыми исключени­ями, полностью потеряли. А Видья перешла в то, что сейчас из­вестно, как внутренние Учения школы Махаяна Северного Буддиз­ма. Те, кто отрицают это - всего лишь невежественные претен­денты на звание Востоковеда. Я советую Вам почитать обзор г. Эдкинса "Китайский Буддизм" - особенно главы об Экзотерической и Эзотерической Школах и Учениях - и затем сравнить с письмен­ными свидетельствами всего древнего мира по этому вопросу.

Спрашивающий.

Но разве этика Теософии не идентична этике, которой учил Будда?

Теософ.

Конечно, идентична, потому что она является душой Религии Мудрости, и была когда-то общим достоянием Посвященных всех народов. Но Будда был первым, кто включил эту возвышенную эти­ку в свои публичные Учения, и сделал ее основой и самой сущ­ностью своей общественной системы. Именно в этом огромная раз­ница между экзотерическим Буддизмом и любой другой религией. Потому что, в то время, как в других религиях обрядность и догма занимают первое и самое важное место, в Буддизме именно этике всегда уделялось самое большое внимание. Этим объясняет­ся сходство, доходящее почти до идентичности, между этикой Те­ософии и этикой религии Будды.

Спрашивающий.

Есть ли расхождния по каким-либо вопросам?

Теософ.

Большое различие между Теософией и экзотерическим Буддиз­мом в том, что последний, представленный Южной Церковью, пол­ностью отрицает:

а) существование какого-либо Божества;

б) какую-либо сознательную жизнь после смерти или даже какую-либо самосознающую выживающую индивидуальность в челове­ке.

По крайней мере, именно таково Учение Сиамской Секты, ко­торое сейчас считается самой чистой формой экзотерического Буддизма. И это так, если мы рассматриваем только общедоступ­ные Учения Будды; причину такой сдержанности с его стороны я далее объясню. Но Школы Северной Буддистской Церкви, учрежден­ные в тех странах, куда удалились Посвященные Архаты после смерти Учителя, учат всему, что сейчас называется Теософичес­кими Доктринами, потому что они составляют часть знания Посвя­щенных - таким образом доказывая, что слишком рьяная ортодок­сия Южного Буддизма пожертвовала правдой ради мертвой буквы. Но насколько более величественно и благородно, более глубоко и научно это Учение (даже изложенное мертвой буквой), чем любая другая Церковь или Религия! И все же, Теософия - не Буддизм.