Духовность > Е.П. Блаватская

Е.П. Блаватская

КЛЮЧ К ТЕОСОФИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 6

ТЕОСОФИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

ЕДИНСТВО ВСЕГО ВО ВСЕМ

Спрашивающий.

Рассказав о том, чем Бог, Дух и Человек, по-Вашему, не являются, не могли бы Вы сказать, чем они являются, согласно Вашим Учениям?

Теософ.

По своему источнику в вечности они, подобно Вселенной и всему в ней, едины с абсолютным Единством, непознаваемой бо­жественной Сущностью, о которой я говорила несколько раньше. Мы не верим ни в какое сотворение, а в периодические и после­довательные проявления Вселенной с субъективного на объектив­ный план существования, в определенные промежутки времени, ох­ватывающие периоды огромной продолжительности.

Спрашивающий.

Не могли бы Вы развить эту мысль?

Теософ.

Давайте в качестве первого сравнения и "помощника" для более правильного понимания возьмем сравнение с солнечным го­дом, а в качестве второго - два полугодия этого года, каждое составляющее день и ночь длиной в шесть месяцев на Северном Полюсе. Теперь представьте себе, если сможете, вместо солнеч­ного года в 365 дней - ВЕЧНОСТЬ. Пусть Солнце представляет Вселенную, а полярные дни и ночи длиной в 6 месяцев - дни и ночи продолжительностью каждый в 182 триллиона и квадрильона лет, вместо 182 дней. Подобно тому, как Солнце восходит каждое утро на нашем объективном горизонте из своего (для нас) субъ­ективного, диаметрально противоположного пространства, так же и Вселенная периодически возникает на объективном плане, выхо­дя с плана субъективности - антипода предыдущего. Это и есть "Цикл Жизни". И подобно тому, как Солнце исчезает с нашего го­ризонта, так и Вселенная исчезает через равные промежутки вре­мени, когда опускается "Мировая Ночь". Индусы называют такие чередования "Днями и Ночами Брамы", или временем Манвантары и временем Пралайи (исчезновения). Жители Запада могут назвать их днями и ночами Вселенной, если им это больше нравится. В периоды последних (ночью) Все пребывает во Всем; каждый атом растворен в единой Однородности.

ЭВОЛЮЦИЯ И ИЛЛЮЗИЯ

Спрашивающий.

Но кто же тот, кто каждый раз создает Вселенную?

Теософ.

Никто ее не создает. Наука назвала бы этот процесс эволю­цией; до-христианские философы и Востоковеды назвали его эма­нацией; мы же, Оккультисты и Теософы видим в нем единственную универсальную и вечную реальность, бросающую периодическое от­ражение самой себя в бесконечную глубь Пространства. Это отра­жение, которое Вы расцениваете как объективную материальную Вселенную, мы рассматриваем как мимолетную иллюзию и ничего более. Только вечное является реальным.

Спрашивающий.

В таком случае, Вы и я - тоже иллюзия?

Теософ.

Да, как изменчивые личности: сегодня одна, завтра другая. Назовете ли Вы внезапные вспышки Aurora borealis, Северного Сияния "реальностью", несмотря на то, что они реальны, как только могут быть, пока Вы смотрите на них? Конечно, нет; есть причина, которая производит это, которая и является единствен­ной реальностью, будучи непрерывной и вечной, в то время как все остальное - только преходящая иллюзия.

Спрашивающий.

Все это не объясняет мне, как возникает эта иллюзия, на­зываемая Вселенной; как сознание "быть" развивается в проявле­ние себя из бессознательности, которая "есть".

Теософ.

Она бессознательна только для нашего ограниченного созна­ния. Мы можем перефразировать 5-ый стих 1-ой главы Св. Иоанна и сказать: "И (Абсолютный) Свет (который есть Тьма) во тьме (которая есть иллюзорный материальный свет) светит; и Тьма не объяла его". Этот абсолютный Свет является также абсолютным и непреложным законом. Благодаря излучению или эманации - не стоит спорить о терминах - Вселенная выходит из своей однород­ной субъективности на первый план проявленности, а этих пла­нов, как нас учили, семь. С каждым планом она становится все более плотной и материальной, до тех пор, пока не достигнет этого, нашего плана, на котором единственным миром, приблизи­тельно известным и понятым Наукой, в своем физическом строении является планетарная Солнечная Система - sui generis [особого рода] единственный, как нам сказано.

Спрашивающий.

Что Вы имеете в виду под sui generis?

Теософ.

Я имею в виду, что несмотря на то, что фундаментальный закон и всеобщее действие законов Природы едины, наша Солнеч­ная Система (как любая другая подобная система среди миллионов других в Космосе) и даже наша Земля, имеет свою собственную программу проявлений, отличную от соответствующих программ всех других. Мы говорим об обитателях других планет и вообра­жаем, что если они люди, т.е. мыслящие сущности, они должны быть такими же как мы. Фантазии поэтов, художников и скульпто­ров хватает на то, чтобы представить даже ангелов, как краси­вую копию человека - плюс крылья. Мы говорим, что все это ошибка и заблуждение, ибо если на одной нашей маленькой Земле мы находим такое разнообразие флоры, фауны и человечества - от морской водоросли до ливанского кедра, от медузы до слона, от бушмена и негра до Аполлона Бельведерского - измените условия, космические и планетарные, и в результате должна получиться совершенно другая флора, фауна и человечество. Те же самые за­коны будут придавать другой вид довольно разнообразному ряду предметов и существ даже на этом нашем плане, включая в него все другие планеты. Насколько более разнообразна тогда должна быть внешняя Природа в других Солнечных системах, и как глупо судить о других звездах, мирах и человеческих существах по нам самим, как это делает физическая наука!

Спрашивающий.

Но каковы Ваши данные для такого утверждения?

Теософ.

То, что Наука никогда не примет как доказательство - со­вокупное свидетельство бесконечного ряда Провидцев, которые свидетельствовали в пользу этого факта. Их духовные прозрения, действительное познание, благодаря и посредством физических и духовных чувств, не сдерживаемых слепой плотью, были система­тически проверены и сравнены одно с другим, и их природа тща­тельно проанализирована. Все, что не совпадало с единодушным или коллективным опытом, было отброшено, в то время как в ка­честве установленной истины было зафиксировано только то, что в различные века, в разных странах, и в ходе бессчетных неп­рекращающихся наблюдений, было признано согласующимся и посто­янно получающим дальнейшее подтверждение. Как Вы можете ви­деть, методы, использованные нашими учеными и обучающимися ду­ховно-психическим наукам, не отличаются от таковых у студентов естественных и физических наук. Только области нашего исследо­вания находятся на двух разных планах, и наши инструменты сде­ланы не человеческими руками, в силу этого они, быть может, более надежны... Реторты, аккумуляторы, микроскопы химиков и натуралистов могут выйти из строя, телескопы и хронометричес­кие инструменты астронома могут быть испорчены; наши восприни­мающие приборы не подвержены влиянию погоды или стихий.

Спрашивающий.

И потому Вы слепо им доверяете?

Теософ.

Вера - это слово, которого не найдешь в теософических словарях: мы говорим - знание, основанное на наблюдениях и опыте. Здесь, однако, та разница, что в то время, как наблюде­ния и эксперименты физической науки привели ученых примерно к такому числу "рабочих гипотез", сколько умов, способных разра­ботать их, наше знание соглашается добавить к своему Учению только те факты, которые стали неопровержимыми и которые цели­ком и полностью доказаны. У нас нет двух мнений или гипотез по одному и тому же вопросу.

Спрашивающий.

И как раз на основании таких данных Вы и пришли к приятию странных теорий, которые мы находим в "Эзотерическом Буддиз­ме"?

Теософ.

Именно так. Эти теории могут быть немного неточны в своих мельчайших деталях и даже неверными в изложении светских уче­ников; тем не менее, в Природе они являются фактами и более близки к Истине, чем любые научные гипотезы.

О СЕМЕРИЧНОМ СТРОЕНИИ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ

Спрашивающий.

Я понял, что Вы описываете нашу планету как составную часть целой цепи "земных шаров"?

Теософ.

Да. Но все остальные шесть "земных шаров" или глобусов находятся не на том плане объективности, что и наша Земля; по­этому мы не можем их видеть.

Спрашивающий.

Это из-за огромного расстояния?

Теософ.

Совсем нет; поскольку нашим невооруженным глазом мы видим планеты и даже звезды на неизмеримо больших расстояниях; но это из-за того, что эти шесть глобусов находятся вне наших фи­зических возможностей восприятия, или плана существования. Не только из-за того, что их материальные плотности, вес или структура совершенно отличны от таковых на нашей Земле и дру­гих известных планетах; но (для нас) они находятся, так ска­зать, в совершенно другом слое пространства, слое, который нельзя воспринять или почувствовать нашими физическими чувс­твами. И когда я говорю "слой", пожалуйста, не позволяйте Вашей фантазии преподнести Вам слои как пласты или наслоения, уложенные одно на другое, поскольку это приводит к другому аб­сурдному представлению. То, что я подразумеваю под словом "слой" - это тот план в бесконечном пространстве, который по своей природе не может подпасть под наше восприятие, мысленное или физическое, в состоянии обычного бодрствования, но который существует в Природе вне нашего обычного мышления и сознания, вне нашего трехмерного пространства и вне нашей шкалы времени. Каждый из семи основных планов (или слоев) в Космосе - разуме­ется, понимая Космос как единое целое, чистое пространство, по определению Локка, а не как наш конечный Космос - имеет свою собственную объективность и субъективность, свое собственное пространство и время, свое собственное сознание и набор чувств. Но это вряд ли будет понятно для человека, воспитанно­го в современном образе мышления.

Спрашивающий.

Что Вы имеете в виду под отличным набором чувств? Есть ли хоть что-нибудь в нашем человеческом плане, что Вы могли бы привести в качестве иллюстрации к тому, что Вы говорите, прос­то дать более понятное представление о том, что Вы можете иметь в виду под этим разнообразием чувств, пространств и со­ответствующих ощущений?

Теософ.

Ничего, за исключением, возможно, того, что для ученых будет, скорее, удобным крючком для того, чтобы повесить на не­го контраргумент. Во время сна у нас другой набор чувств, не так ли? Мы чувствуем, говорим, слышим, видим, ощущаем вкус и действуем, в основном, на другом плане, причем изменение сос­тояния нашего сознания становится очевидным благодаря тому факту, что серия действий и событий, охватывающих, как мы ду­маем, год, идеально проходит через наше сознание в одно мгно­вение. И эта, необычайная скорость наших умственных операций во сне и безупречная легкость в это время всех других функций, показывает нам, что мы находимся на другом плане. Наша филосо­фия учит нас, что поскольку в Природе есть семь основных сил, и семь планов бытия, так же есть и семь состояний сознания, в которых человек может жить, думать, помнить и вести свое су­ществование. Перечислить их здесь невозможно, и потому нужно обратиться к изучению Восточной метафизики. Но в этих двух состояниях - бодрствующем и спящем - каждый обычный смертный, от ученого философа до бедного необразованного грубого дикаря, имеет хорошее доказательство тому, что эти состояния различа­ются.

Спрашивающий.

Значит, Вы не принимаете хорошо известное объяснение био­логии и физиологии для описания состояния сна?

Теософ.

Нет. Мы отрицаем даже гипотезы Ваших физиологов, предпо­читая Учения Восточной Мудрости. Веря, относительно Вселенной или Макрокосма, в семь планов Космического бытия и состояний Сознания, мы останавливаемся на четвертом плане, обнаруживая невозможность хоть с какой-нибудь степенью уверенности идти дальше него. Но в отношении Микрокосма, или Человека, мы сво­бодно расуждаем о семи его состояниях и принципах.

Спрашивающий.

Как Вы это объясняете?

Теософ.

Прежде всего, мы обнаруживаем в Человеке два различных Существа - духовное и физическое; человек, который думает, и человек, который запечатлевает столько этих мыслей, сколько может воспринять. Поэтому мы подразделяем его на две различные натуры - высшее или духовное существо, состоящее из трех "принципов" или аспектов; и низшее, или физическое, состоящее из четырех - всего семь.

СЕМЕРИЧНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Спрашивающий.

Это то, что мы называем Духом или Душой и плотским человеком?

Теософ.

Нет. Это старое подразделение Платона. Платон был Посвя­щенным, и потому не мог вдаваться в запрещенные детали; но тот, кто знаком с древней Доктриной находит семерку в различ­ных платоновских комбинациях Души и Духа. Он рассматривает че­ловека как состоящего из двух частей: одна - вечная, созданная из той же самой сущности, что и Абсолют, другая - смертная и подверженная разложению, получающая свои составные части от младших "тварных" Богов. Он показывает, что человек состоит из: 1) смертного тела; 2) бессмертного принципа; и 3) "отдель­ного смертного вида Души". Это то, что мы называем, соответс­твенно, физическим человеком, духовной Душой или Духом, и жи­вотной Душой (Nous и psyche). Это подразделение было заимство­вано Павлом, другим Посвященным, который поддерживает мысль о том, что существует Психическое Тело, которое помещено в тлен­ное (астральная Душа или Тело), и Духовное Тело, которое соз­дано из нетленной субстанции. Даже Иаков (III, 15) соглашается с этим, говоря, что "мудрость" (нашей низшей Души) не спуска­ется свыше, но является земной ("психической", "демонической", смотри греческий текст); в то время как другая является бо­жественной Мудростью. Теперь понятно, почему Платон и даже Пи­фагор, говоря только о трех "принципах", придавали им семь от­дельных функций в их разных сочетаниях, и если мы сопоставим наши Учения, это станет совершенно ясно. Давайте, нарисовав таблицу, бросим беглый взгляд на эти семь аспектов.

ТЕОСОФИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

Санскритские термины

Экзотерическое значение

Пояснения

а) Рупа или

Стхула Шарира

б) Прана

в) Линга

Шарира

г) Кама Рупа

а) Физическое

тело

б) Жизнь

или витальный

принцип

в) Астральное

тело

г) Вместилище

животных жела-

ний и влечений

а) Проводник всех оста-

льных "принципов" в те-

чение жизни.

б) Необходим только для

а, в, г и функционирова-

ния низшего Манаса, ко-

торый охватывает всё,

что ограничено (физиче-

ским) мозгом.

в) Двойник, фантом тела

г) Это центр животного

человека, где пролегает

граница, отделяющая

смертного человека от

бессмертной сущности

д) Манас,

двойственный

по своим фун-

кциям принцип

е) Буддхи

ж) Атма

д) Ум, интел-

лект, являющий-

ся высшим разу-

мом человека,

чей свет или

излучение в те-

чение жизни

связывает МОНА-

ДУ со смертным

человеком

е) Духовная

Душа

ж) Дух

д) Будущее состояние и

кармический удел чело-

века зависят от того,

тяготеет ли Манас вниз

к Кама Рупа, вместилищу

животных страстей, или

выше, к Буддхи, Духов-

ному Эго. В последнем

случае высшее сознание

индивидуальных духовных

устремлений ума (мана-

са) поглощается Буддхи,

впитывается им и обра-

зует Эго, которое идёт

в блаженство Дэвакхана*

е) Проводник чистого

Мирового Духа

ж) Единый с Абсолютом

как его сияние

___

* В "Эзотерическом Буддизме" мистера Синнета пункты г, д и е названы, соответственно, животной, человеческой и духовной ду­шами, что также подходит. Хотя в "Эзотерическом Буддизме" принципы пронумерованы, это, строго говоря, бесполезно. Только о Двойственной Монаде (Атма-Буддхи) можно думать, как о двух высших пунктах (6 и 7). Что до остальных, то поскольку только преобладающий в конкретном человеке "принцип" можно рассматри­вать как первый и главный, то в общем случае нумерация невоз­можна. У некоторых людей высший Ум (манас или 5-1 принцип) до­минирует над всеми остальными; у других господствует животная душа (Кама Рупа), проявляя крайние животные инстинкты и т. д.

___

Теперь, чему учит Платон? Он говорит о внутреннем челове­ке, как о состоящем из двух частей - одна неразрушимая и всег­да одна и та же, образованная из той же самой субстанции, что и Божество, а другая смертная и тленная. Эти "две части" обна­руживаются в нашей высшей Триаде, и в низшей Четверице (смотри таблицу). Он поясняет, что когда Душа, психе, "соединится с Ноусом (божественным Духом или субстанцией*), она делает все правильно и уместно"; но все происходит совершенно иначе, если она соединяется с Анойя, (безрассудной, или неразумной живот­ной Душой). Тогда мы видим Манас (или Душу вообще) в двух его аспектах: сближаясь с Анойя (Кама Рупа или "Животной Душой" в "Эзотерическом Буддизме") он движется, что касается личного Эго, к полному уничтожению; соединяясь с Ноусом (Атма-Буддхи), он сливается с бессмертным нетленным Эго, и тогда духовное сознание умершей личности, становится бессмертным.

___

* Павел называет Ноус платона "Духом", но поскольку этот Дух является "субстанцией", тогда, конечно, имеется в виду Буддхи, а не Атма, поскольку последнюю в философском плане ни при ка­ких условиях нельзя назвать "субстанцией". Мы включаем Атму в "принципы" человека, чтобы не вызвать дальнейшей путаницы. В действительности это не "человеческий", а мировой абсолютный принцип, носителем которого является Буддхи, Душа-Дух.

___

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ДУШОЙ И ДУХОМ

Спрашивающий.

Действительно ли Вы учите об исчезновении каждой лично­сти, в чем Вас обвиняют некоторые спиритуалисты и французские спириты?

Теософ.

Нет. Но поскольку этот вопрос о двойственности - индиви­дуальности Божественного Эго и личности человеческого животно­го - предполагает также проблему возможности появления в ком­нате для сеансов настоящего бессмертного Эго в качестве "мате­риализовавшегося Духа", а это, как уже объяснялось, мы отрица­ем, то наши оппоненты начали бессмысленные нападки.

Спрашивающий.

Вы только что говорили о том, что психе движется в сторо­ну полного разрушения, если соединяется с Анойя. Что говорил об этом Платон, и как Вы это понимаете?

Теософ.

Я думаю, что полное разрушение личного сознания - исклю­чительный и редкий случай. Общим и почти неизменным правилом является слияние личного с индивидуальным или бессмертным соз­нанием Эго, трансформация или божественное преображение, и полное разрушение только низшей четверицы. Можно ли ожидать, что смертный человек, или мимолетная личность, его тень, "аст­рал", его животные инстинкты и даже физическая жизнь выживут с "духовным Эго" и станут бессмертными? Естественно, все это прекращает существование сразу или вскоре после смерти тела. Со временем все это разрушается, пропадает из виду, будучи разрушено как целое.

Спрашивающий.

Значит, Вы отрицаете воскресение во плоти?

Теософ.

Без сомнения! Почему должны мы, верящие в архаичную эзо­терическую философию Древних, принимать нефилософские спекуля­ции более поздней христианской теологии, заимствованные из египетских и греческих экзотерических систем гностиков?

Спрашивающий.

Египтяне чтили Духов Природы и обожествляли даже лукови­цы, ваши индусы - идолопоклонники до сих пор, зороастрийцы поклонялись и по сию пору поклоняются Солнцу, а лучшие гречес­кие философы были либо мечтателями, либо материалистами - сви­детельствуют Платон и Демокрит. Как Вы можете сравнивать!

Теософ.

Может быть это и так, в Вашем христианском и даже научном катехизисе; но это не так для беспристрастных умов. Египтяне поклонялись "Единому - Только - Единому", как Ноусу, и именно от этого слова Анаксагор взял свое обозначение Ноус, или как он называет его, noys aytokraths, "Ум или Дух Самодержавный", archths kinhdews, движущий мотор или "primum-mobile" всего. У него Ноус был Богом, а логос был человеком, его эманацией. Но­ус - это Дух (в Космосе ли или в человеке), а логос, будь то Вселенная или астральное тело - эманация предыдущего, причем физическое тело - всего лишь животное. Наши внешние органы чувств воспринимают феномены; только наш Ноус способен распоз­нать их ноумены. Один только логос, или ноумен сохраняется, так как бессмертен по самой своей природе и сути, а логос в человеке представляет собой Вечное Эго, которое воплощается, и это продолжается вечно. Но как может мимолетная или внешняя тень, временная одежда той божественной эманации, которая возвращается к источнику, из которого она вышла, быть тем, что поднимется до нетленности?

Спрашивающий.

Однако, Вам вряд ли удастся избежать обвинений в том, что Вы определили новое деление Духовной и Психической составляю­щих человека, поскольку ни один философ не говорит о нем, хотя Вы считаете, что говорит Платон.

Теософ.

И я поддерживаю это мнение. Кроме Платона, еще и Пифагор придерживался той же идеи*. Он описывает Душу, как самодвижу­щуюся Единицу (монаду), состоящую из трех элементов, Nous (Дух), phren (разум) и thumos (жизнь, дыхание или Нэфеш Кабба­листов), которые соответствуют нашему "Атма-Буддхи" (высший Дух-Душа), Манасу (Эго) и Кама Рупа в соединении с низшим про­явлением Манаса. То, что древнегреческие философы, в основном, назвали Душой, мы называем Духом или Духовной Душой, Буддхи как проводник Атмы (Agathon, или Верховное Божество Платона). Тот факт, что Пифагор и другие утверждают, что phren и thumos мы разделяем с животными, доказывает, что в этом случае имеет­ся в виду низшее проявление Манаса (инстинкт) и Кама-рупа (страсти животной жизни). Сократ и Платон получили путеводную нить и следовали ей, и если к этим пяти, а именно, Agathon (Божество или Атма), Psuche (Душа в ее совокупном значении), Nous (Дух или Разум), Phren (физический ум), и Thumos (Ка­ма-рупа или страсти) мы добавим эйдолон Мистерий, призрачную форму или человеческого двойника, и физическое тело, будет легко показать, что идеи Пифагора и Платона идентичны нашим. Даже египтяне придерживались семеричного деления. Они учили, что при своем выходе Душа (ЭГО) должна пройти через семь чер­тогов или принципов, тех, которые она оставляет, и тех, кото­рые берет с собой. Единственная разница в том, что, постоянно помня о наказании за раскрытие доктрин Мистерий, коим была смерть, они выдавали Учение в весьма общих чертах, в то время как мы развиваем и разъясняем его в деталях. Но, несмотря на то, что мы выдаем миру столько, сколько возможно, даже в нашей Доктрине скрыта не одна существенная деталь, право знать кото­рые дано только тем, кто изучает эзотерическую философию и дал обет молчания.

___

* "Платон и Пифагор - говорит Плутарх, - подразделяют душу на две части - рациональную (noetik) и иррациональную (agnoia); та часть человеческой души, которая является рациональной и вечной, хотя это и не Бог, но всё же является продуктом вечно­го Божества; но та часть души, которая лишена разума (agnoia) умирает". Современный термин Агностик  происходит от слова agnosis. Мы удивляемся, почему мистер Гексли, автор этого сло­ва, должен был связывать свой огромный интеллект с "душой, ли­шённой разума", которая умирает? Или это подчёркнутая скром­ность современного материалиста?

ГРЕЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

Спрашивающий.

Мы имеем великолепных греческих и латинских, иудейских и санскритских филологов. Почему же мы не находим в их переводах ничего, что дало бы нам ключ к тому, что Вы говорите?

Теософ.

Потому, что Ваши переводчики, несмотря на всю свою уче­ность, сделали из философов, особенно греческих, туманных, а не мистических [в подлиннике игра слов: "misty" - туманный и "mystic" - мистический] писателей. Возьмем, к примеру, Плутар­ха и прочтем, что он говорит о "принципах" человека. То, что он описывает, было понято буквально и отнесено к метафизичес­ким предрассудкам и невежеству. Позвольте мне привести доказа­тельства этому утверждению: "Человек, - говорит Плутарх, - сложен, и ошибаются те, кто думает, что он состоит только из двух частей. Поскольку они воображают, что Разум (рассудок мозга) является частью Души (высшей Триады), но здесь они оши­баются не менее, чем те, кто делает Душу частью тела (т.е. те, кто делает Триаду частью тленной смертной Четверицы). Посколь­ку Разум (Ноус) настолько превосходит Душу, насколько Душа лучше и божественнее тела. Далее, это сочетание Души (jych) с Разумом (noys) создает Рассудок, а с телом (или thumos, живот­ная Душа) - страсть; из них одно является началом или принци­пом удовольствия и боли, а другое - добродетели и порока. Из этих трех частей, объединенных и скрепленных, Земля дала тело, Луна - Душу, а Солнце - Разум роду человеческому".

Это последнее предложение полностью аллегорично и будет понято только тем, кто сведущ в эзотерической науке аналогий и знает, какая планета связана с каждым принципом. Плутарх делит последние на три группы и делает тело состоящим из физической оболочки, астральной тени и дыхания, или троичной нижней час­ти, "которая из Земли взята и в землю вернется"; из среднего принципа и инстинктивной Души - вторую часть, произошедшую из и через и под вечным влиянием Луны*; и только из высшей части или Духовной Души, с элементами Атмы и Манаса в ней, он делает прямую эманацию Солнца, которое символизирует здесь Adathon, Верховное Божество. Это подтверждается тем, что он говорит да­лее:

"Теперь из смертей, которыми мы умираем, одна делает двух из трех человек, другая - одного из двух. Первая находится в области и ведении Деметры, отсюда имя, данное таинству, tele- in, соответствовало таковому, данному смерти, teleytan. Афиня­не также прежде призывали покойных посвященными Деметре, что касается другой смерти, она происходит на Луне или области Персефоны".

___

* Каббалисты, которые знали связь Иеговы, дающего жизнь и де­тей, с Луной и влияние последней на потомство, поймут, о чём идёт речь, так же, как и астрологи.

___

Здесь Вы видите наше Учение, которое показывает, что че­ловек семеричен в течение жизни, пятеричен сразу после смерти, в Кама-локе, и образует тройственное Эго: Дух-Душа и Сознание в Дэвакхане. Это разделение, сначала на "Лугах Гадеса", как Плутарх называет Кама-локу, потом в Дэвакхане, было неотъемле­мой частью представлений во время сакральных Мистерий, когда кандидаты на Посвящение изображали всю драму смерти и воскре­сения в виде окруженного ореолом Духа, под которым мы подразу­меваем Сознание. Это то, что имеет в виду Плутарх, когда гово­рит:

"И как с одним, земным, так и с другим, небесным, пребы­вает Гермес. Он внезапно и с силой вырывает Душу из тела; а Прозерпина мягко и медленно отделяет сознание от Души*. По этой причине она называется Monogenes, одиноко-рождающая, или точнее, рождающая одночество, так как лучшая часть человека остается одна, будучи отделенной ею. Так что и первое и второе происходит, согласно Природе. Так предопределено Судьбой (Фа­тумом или Кармой), что каждая Душа, с разумом или без него, выйдя из тела, должна пропутешествовать некоторое время, хотя не все одинаковое, в области, находящейся между Землей и Луной (Кама-лока)**. Ибо те, кто был несправедливым и распущенным, несут потом наказание в соответствии с их поступками, а благие и добродетельные удерживаются там до тех пор, пока не очистят­ся, не смоют с себя всего дурного, которое они могли захватить от болезней тела и плохого здоровья, живя в средней части ат­мосферы, называемой "Лугами Гадеса", где они должны находиться в течение заранее установленного и назначенного времени. А за­тем, как будто возвращаясь из дальнего паломничества или дли­тельного изгнания на родину, они испытывают ощущение радости, такой, какую обычно испытывают те, кто посвящен в Священные Мистерии, смешанной с волнением, восхищением и присущим каждо­му собственным упованием".

___

* Прозерпина или Персефона олицетворяет здесь посмертную кар­му, о которой говорят, что она регулирует отделение низшего "принципа" от высшего: души как нэфэш, дыхания животной жизни, на время остающейся в Кама-локе, от высшего, составного Эго, которое переходит в состояние Дэвакхана или блаженства.

** До тех пор, пока продолжается отделение высшего Духовного принципа от низшего, остающегося в Кама-локе до разрушения.

___

Это блаженство Нирваны, и ни один Теософ не мог бы опи­сать более ясным и, тем не менее, эзотерическим языком мен­тальные радости Дэвакхана, где каждый человек имеет вокруг се­бя свой собственный рай, воздвигнутый его собственным сознани­ем. Но нужно остерегаться общей ошибки, в которую впадают слишком многие, даже Теософы. Не думайте, что из-за того, что человек назван семеричным, затем пятеричным и триадой, он сос­тоит из семи, пяти или трех сущностей; или, как хорошо выра­зился один теософический писатель, из семи оболочек, которые можно снимать, подобно шкуркам луковицы. "Принципы", как уже говорилось, кроме тела, жизни и астрального Эйдолона, все из которых разрушаются после смерти, являются просто видами или состояниями сознания. Существует только один настоящий чело­век, страдающий в течение цикла жизни и бессмертный по сути, если не по форме, и это Манас, человек Разума или воплощенное Сознание. Возражения, выдвигаемые материалистами, которые от­рицают возможность того, что Разум и Сознание могут действо­вать без материи, ничего не стоят в данном случае. Мы не отри­цаем звучность их аргумента; но мы просто спрашиваем наших оп­понентов: "А знакомы ли Вы со всеми состояниями материи, Вы, которые до настоящего времени знали только три? И почему Вы считаете, что то, к чему мы относимся как к АБСОЛЮТНОМУ СОЗНА­НИЮ или Божеству, невидимому и непознаваемому, не является как раз тем, что, хотя всегда ускользает от нашего ограниченного понимания, и есть все же универсальная Духо-материя или мате­рия-Дух в своей абсолютной беспредельности?" В таком случае, это один из самых низших, в своей манвантарическом проявлении, частных аспектов этой Духо-материи, которая представляет собой мыслящее Эго, создающее свой собственный рай, может быть рай глупца, но, тем не менее, состояние блаженства.

Спрашивающий.

Но что же такое Дэвакхан?

Теософ.

Буквально, "Земля Богов", состояние ментального блаженс­тва. В философском плане ментальное состояние аналогично, но более живо и реально, чем самый яркий сон. Это посмертное со­стояние большинства смертных.