Имена
Темы
Горячая линия

Главная


Автор:

Илларион

УЧЕНИЕ ХРАМА

Том 2

Обнародовано Франчиа Ла Дью

Ссылки:

САМООБМАН

НАСТАВЛЕНИЕ 191

Человек, выбирающий из сообщенных ему фактов или из чужих мнений только то, что льстит его самолюбию или производит на него приятное впечатление, и полностью отрицающий все, что его дискредитирует, будет неизбежно терпеть неудачу во всех своих серьезных жизненных намерениях. Но даже самый суровый честный критик едва ли сможет оценить мотивы и следствия поступков человека более беспристрастно, нежели это может сделать он сам.

Точно так же как художественный критик должен встать на известном расстоянии от картины, музыкального инструмента, певца или скульптуры, чтобы получить возможность оценить произведение искусства по справедливости, так и честный критик своих собственных поступков или поступков другого человека должен отдалиться от объекта своего внимания. Он не может подойти слишком близко, симпатизируя или любя других, без того чтобы в большей или меньшей степени не отождествить свое мнение с их взглядами. Его оценка мотивов и последствий какого-то чужого поступка, какой бы характер те ни носили, будет неизменно искажена этой близостью. Некоторая отдаленность является весьма существенной для беспристрастного суждения. Таким образом, человек, желающий преодолеть собственные недостатки и одержать победу над мешающими условиями, должен обладать достаточно трезвым умом, чтобы тщательно взвесить чужие мнения относительно его поступков, какими бы оскорбительными эти мнения ему ни казались.

Как может мужчина охранить себя от хитростей и коварства женщины, которая в его присутствии умаляет себя до ничтожества, проливает слезы о жестокости других людей, но как только он уходит, сменяет язык на жало ехидны, если он, переоценивая свою силу распознавания, не в состоянии прислушаться к оценкам других мужчин относительно характера такой женщины?

Как может женщина защитить себя от подлых действий мужчины, который, чтобы добиться своего, притворно награждает ее всеми добродетелями и атрибутами богини, если она позволяет убедить себя, что она действительно обладает всеми этими качествами и поэтому является глубоко непонятой мученицей вследствие ложного мнения других; тогда как на самом деле эти другие, быть может, стараются своей честной критикой предостеречь ее от слабости и доверчивости?

Как может нация защитить себя, если она не обращает внимания на предостережения о приближении опасного врага, подаваемые дружественной стороной, и отказывается вооружиться по той причине, что в своей самоуверенности не может осознать необходимости защитных маневров?

Между этими приведенными Мною крайностями содержатся все степени самообольщения, и для каждого человека в этом мире найдется среди них такая, которая подходит ему больше всего. Чем сильнее он будет придерживаться свойственной ему формы самообмана, каким бы незначительным тот ни был, тем больше у него шансов попасть в западню, и немало воплощений потребуется, чтобы из нее выбраться. И чем более он тщеславен и полон самомнения, тем настойчивее и энергичнее он будет отрицать наличие подобной слабости в своем характере.

Вы можете спросить: «Но если это так, то как же тогда об этом узнать? Как перебороть такие недостатки?» Конечно, это будет нелегкой задачей. Самообман создается и взращивается до чудовищных размеров из «мелочей», из наималейшего переоценивания себя в течение многих жизней, и так же как и в случае с другими личными недостатками, он должен быть искоренен и уничтожен постоянными и упорными усилиями. Качество самообольщения – наиболее неуловимая и глубоко укорененная черта человеческой природы, и когда от него избавляются, то сердце кровью истекает. Но коль скоро оно является серьезнейшей помехой для всякого развития и обретения мощи, то душа – наблюдатель всех преходящих феноменов жизни – должна быть готова вынести такое испытание.

Поэтому, как бы глубоко ни въелось это качество в сознание и как бы ни были уязвлены гордость, самоуважение или репутация, примите удар открыто, придет ли он от врага или друга, будет ли нанесен в форме критики или же заставит вас самих догадаться, что именно было в вас уязвлено и в какой мере заслужили вы эту критику.

Никакими аргументами вы никогда не убедите вашего друга в том, что он несправедлив. Точно так же вы не убедите в том и врага, нанося ему ответный удар. Для убеждения в обоих случаях существует лишь один путь, а именно: избавить вашу собственную ауру от всякого хлама, как бы ни был он вам мил, и таким образом стать победителями той элементарной силы, которая в настоящее время управляет человечеством, вместо того чтобы быть ее покровителями, каковыми вы сейчас являетесь.

«ЕГО ЛИНИЯ НАРУШИЛАСЬ»

НАСТАВЛЕНИЕ 192

Лишь посредством «линии Бога» – верной и точной линии – можно выстроить контур совершенной формы; формы, которая будет оставаться неизменной и постоянной.

Каждая физическая форма, или материальный объект, изначально была создана по совершенному образцу, существующему на эфирном плане, и в той степени, в какой человек развил себе атрибуты Бога, и определяется его возможность воссоздать любую соответствующую линию, если та была нарушена или искажена в очертаниях физического тела или какого-либо его органа. И если такие черты нельзя воссоздать в точном соответствии с образцом, то независимо от того, что подсказывают вам ваши чувства или очевидность, больной орган или тело нельзя исцелить в полной мере. Тот факт, что в лечении больных органов можно применять математические и геометрические законы, не приходит в голову обычному человеку, но Посвященный Белой Ложи использует их для лечения пораженных органов в той степени, в какой это позволяет кармический закон.

Совершенный образец – первое отражение формы – неразрушим. Это та форма, запись о которой мы находим в Книге Бытия. Бог создал человека по образу и подобию Своему. Она суть очертание тела Души. Однако вторичное отражение этой формы, существующее на одном из низших ментальных планов, подвержено изменениям, и поскольку физическое тело является еще более плотным отражением этой ментальной формы, то линии, изгибы и углы физической формы должны в точности воспроизводить линии, кривые и углы ментальной структуры.

Так как один лишь Учитель в состоянии разумно представить контуры совершенного образца, а также похожие на него контуры ментальной модели, то только он может с абсолютной уверенностью определить, насколько нарушена или искажена часть какого-то контура, и не принесут ли еще большего вреда пораженному органу его попытки восстановить эту часть.

Так же как белый маг умеет реконструировать эти линии, так и черный маг обладает способностью не только создавать, но и временно разрушать или искажать их, вызывая таким образом условия, благоприятные для развития зародыша болезни в физическом органе, который соответствует этим линиям и для которого они по существу являются основой его материальной формы. Но поскольку любое зло непостоянно и иллюзорно, то черный маг не имеет силы сделать такие повреждения вечными. Рано или поздно, в том или ином воплощении, истинный образ снова отразит совершенную модель на ментальном плане и следствия зла будут уничтожены.

Способность изменить или исказить то, что некогда было совершенными линиями, существует в большей или меньшей степени в каждом человеческом эго; но без сознательного намерения и силы воли такие изменения являются очень непрочными, особенно когда это касается воздействия на других. Но если разрушительные мыслеобразы в достаточной степени сконцентрированы в данном направлении, то следствия могут длиться очень долго, в течение всего жизненного цикла личности.

Все вы, несомненно, встречали людей, обладающих тем, что в просторечии называется «верным глазом», то есть способных увидеть или разметить прямую линию, либо определить степень кривизны или величину угла любой формы с первого взгляда. Такие люди, сами того не сознавая, могут иметь нечто большее, чем «верный глаз». Выражаясь метафизически, они обладают «божественным мерным аршином». Этот аршин есть один из аспектов истины. Бог не может ошибаться ни в каком отношении, и чем ближе человек приближается к божественности, то есть развивает в себе свойства Бога, тем безошибочнее он будет во всех отношениях. Однако, не ошибаясь в отношении какого-то одного идеала или принципа, человек может быть неправым в отношении другого. Он может развить совершенное физическое, ментальное и даже духовное зрение, вследствие чего будет способен интуитивно определять правильность геометрической фигуры или истинность идеи в случае какой-то ментальной проблемы, но при этом ошибаться во всех обычных жизненных отношениях. Причина этого будет в том, что он развил лишь один аспект атрибута истины.

В Богочеловеке, Учителе высокой степени, развит каждый из этих аспектов, поэтому он может употреблять «мерный аршин Бога» по своему желанию и воле. Он знает, что каждая линия, изгиб или угол различных органов и частей человеческого тела созданы по точным мерам, и ему известны единицы этих мер. Если какая-то часть контура органа смещена или искажена, он точно знает число единиц костной или тканевой субстанции, которое следует изменить, чтобы вернуть ее к изначальному состоянию совершенства. Правильно говорят, что в таких случаях может произойти чудо, насколько чудо вообще возможно, ибо никакими внешними средствами не изменить этого начертания, вернув ему точную первоначальную форму. Посвященный должен объединить составные элементы этих единиц, то есть фактически создать субстанцию, которую затем использует для восстановления или замены нарушенного контура, и все эти действия он должен совершить на плане вторичного отражения, а следовательно, посредством ментальной силы и Крийяшакти.

Если какое-то инородное тело через все слои кожи вонзается в плоть и попадает в орган физического тела, то внешние контуры этого органа становятся изорванными, или изменяются, как бы незначительна ни была нанесенная таким образом рана. Ни хирургия, ни другие внешние средства не смогут воссоздать прежние очертания. Во всех случаях, когда надрезается кожа, нарушаются и искажаются соответствующие контуры ментального или астрального тела. Если последние могут быть приведены в изначальное состояние, то и соответствующий физический контур вновь приобретет свой прежний вид. Следовательно, Учитель должен воздействовать именно на соответственную часть ментального или астрального контура, чтобы полностью исцелить больной орган, так чтобы не осталось даже внешнего признака болезненного процесса. Способность совершить такое чудо обусловлена прежде всего развитием его силы воли, затем его знанием составных частей той субстанции, которую мы условились называть материей мысли, и, в-третьих, знанием высшей математики и геометрии. И это дает нам ключ к пониманию настоятельных указаний Учителей на важность этих наук.

ПОЧЕМУ РАСТОЧИТЕЛЬСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ЗЛОМ

НАСТАВЛЕНИЕ 193

Среди заповедей, данных Иеговой евреям, есть следующая: «Не убий». Обычно считают, что она относится лишь к убийству человека человеком, но о более далеко идущих последствиях отнятия жизни в других формах большинство людей на земле едва ли, а то и вовсе и не задумываются. Но тот факт, что каждая молекула материи есть сознательная жизнь на пути эволюции, заставляет задуматься над отнятием жизни даже у животного, растения и минерала. Однако, если эти существа приносятся в жертву, чтобы дать питание высшим формам жизни, то они получают импульс к дальнейшему росту в результате их близкого контакта и соединения с иными иерархиями меньших жизней, которые уже поднялись в другие царства природы, – тех жизней, что стали основной субстанцией крови и ткани в результате их вынужденной жертвы. Поскольку эти меньшие жизни приносятся в жертву по необходимости, для роста и развития человека, а также для меньших жизней, то карма такого действия изживается. Взаимозависимость обеих форм жизни устанавливается Божественным Законом. Но когда человек убивает и расточает такие жизни по своей небрежности и беспечности или же жестокости и эгоизму – каким бы путем они ни попали в его руки, – этим он совершает грех, который может быть приравнен к убийству.

Неудивительно, что на всех языках существует так много простых народных пословиц и поговорок о подобном расточительстве. И хотя весьма вероятно, что суровый урок за расточительство, полученный в какой-нибудь период жизни, дойдет до самого сердца расточителя с сокрушительной силой, сама душа вопиет, предостерегая каждого чувствительного человека, когда сталкивается с расточительством в любой форме; и, как правило, разум воздерживается от подобного деяния, разве только человек все еще не развит настолько, чтобы услышать этот голос, или слишком долго подавлял его и потому тот на него более не действует. Такой человек не способен осознать, что излишней тратой какого-то пищевого материала, который мог бы служить для поддержания жизни, он вынужден сам или же побуждает других за счет приобретения продуктов уничтожать бесчисленные малые жизни, которые могли бы спокойно расти. Таким образом он является ответственным за совершение преступления против Божественного Закона. Бесполезно оправдываться, что он не несет ответственности за отнятие тех жизней сверх необходимой меры и что эти продукты все равно лежали бы неиспользованными на рынке, если бы он их не купил, ибо это неправда.

Закон спроса и предложения позаботился бы обо всем, если бы человек жил в единстве с природой и позволял этому закону нормально функционировать. Но человек презрел все законы и сам создал поработившие его неестественные условия.

Единство жизни, взаимодействие и взаимозависимость всех существ находятся за пределами понимания человека среднего сознания. Когда кровь жизни, или жизненное вещество, освобождается при убийстве животных или при сборе зерна и других форм растительной жизни, а полученные таким образом пищевые продукты превращаются во вкусную пищу при помощи огня или других средств, то обычно считают, что жизнь животного или растения окончена. Но тот факт, что при этом высвободились элементальные жизни и различные их иерархии были соединены вместе огнем, вызывает и естественный результат – протест этих огненных жизней. Именно их воздействие на тело и ум человека приносит кармическое следствие в виде болезни или, быть может, служит орудием для поражения бедностью и нуждой, которые также являются следствием расточительства.

Вышеупомянутые законы применимы также к сознательному расточительству духовных и умственных сил, являющихся более концентрированной материей. Человек несет ответственность за уничтожение как высших, так и низших форм элементальной жизни. Сказано, что человек должен давать отчет за каждое праздное слово, так почему же он не должен отвечать и за любое другое расточительство?

Примите это наставление близко к сердцу, изучите его во всех отношениях и подумайте, насколько Мои выводы логичны и справедливы.

С ЗЕРНО ГОРЧИЧНОЕ

НАСТАВЛЕНИЕ 194

Одно из серьезнейших препятствий для понимания достижения цели в той форме, как это было указано одним из Посвященных Белой Ложи своим ученикам, кроется в их попытках усложнить и запутать этот вопрос, а также в нежелании поверить, что за той простой и естественной формой, в которой были даны эти указания, не скрывается какая-то неясная и трудная задача, требующая для своего разрешения божественной мудрости.

Ни одно утверждение, высказанное Иисусом из Назарета Его ученикам или толпе, не содержало более глубокой истины, и ни одно не было выражено в более простых словах, нежели то, которое гласит: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет». И все же это изречение породило целые тома самой разнообразной литературы. Оно применяется как основной принцип при любом лечении с помощью веры, и было бы очень хорошо, если бы оно было принято именно в том виде, в каком и дано, то есть как простое утверждение факта. Вера – это мощнейший двигатель, и, подобно другим двигателям, она требует определенной формы силы, вполне квалифицированного инженера и заданной цели, если с ее помощью хотят что-то исполнить. Но все-таки она нечто большее, нежели просто двигатель; это сверхчеловеческий инструмент, который развивается путем нарастания, согласно законам, управляющим ее планом существования.

Заметьте, Иисус сказал: «вера с горчичное зерно». И какую бы тайну этому утверждению ни приписывали, ключ содержится в этом с. Чтобы расти, горчичное семя сеется в землю, то есть в темноту, в холод, отдельно от других семян; оно должно лежать там до тех пор, пока естественные законы, управляющие ростом, а также влага, тепло и питательные соки матери-земли не заставят его прорасти, не раскроют его оболочку и не устремят в другой план существования – к свету, солнцу и воздуху.

И хотя обычный человек, убежденный в силе веры, искал бы совершенно развитое существо, чья способность к такому проявлению была бы феноменальной, все же одной этой простой веры в существование подобной силы было бы достаточно, чтобы совершать чудеса. Несмотря на тот факт, что сам верующий мог бы отрицать их возможность (что было бы правильно, ибо чудес не бывает), сама природа веры доказывает истину такого утверждения. Вера, с помощью которой человек совершает великие дела, должна расти и развиваться при обстоятельствах, в точности соответствующих росту горчичного семени. Она не является готовым орудием, которое в любой момент может использовать каждый. Вера есть «семя» в душе человека и должна развиваться при условиях, аналогичных условиям развития горчичного семени. И подобно семени, которое развивается в темноте, холоде и одиночестве жизни в земле, а растет при свете Центрального Солнца, вера превращается в подобие могучего двигателя, о котором Я упоминал. Но этот двигатель должен действовать согласно законам того плана, на котором он существует. Нуклеус семени горчицы не позволит этому семени стать дубом – из него может вырасти только горчица. Также и нуклеус веры не разовьет никакого иного атрибута: это всегда будет только вера, одно из тех мощнейших орудий, посредством которых Христы создают миры и людей и разрушают их как формы.

То, что обычный человек подразумевает под словом «вера», есть просто известная степень убежденности в могуществе Божественного Существа. А то, что под ним подразумевает продвинувшийся оккультист, есть вездесущая форма силы, или энергии, которую в определенном смысле можно соотнести с действием энергии электричества; это та форма энергии, или субстанции, что является одной из составных частей каждого атома или молекулы физической субстанции, а потому, подобно любой другой составной части материи, способна к росту, развитию, своему проявлению и, наконец, распаду и растворению. Вера, которую развил в себе Высокий Посвященный, близка и родственна энергии Воли.

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ

НАСТАВЛЕНИЕ 195

Нормально развитый человек без особых затруднений определит общие черты, назначение и возможности законченного предмета, но по-настоящему сложной окажется для него задача определить общий вид и назначение предмета незавершенного, данного лишь в одном его разрезе, или частично, однако оккультисту часто приходится поступать именно так. Когда человек среднего сознания пытается сформулировать некую идею относительно физического плана, то, естественно, его ум обращается к видимым, объективным формам его собственного маленького мира. Ему не приходит в голову, что может существовать состояние материи, сама по себе целая Вселенная, как ниже, так и выше физического плана, и что именно там постоянно происходят все те изменения, что делают его мир таким, каким он представляется его чувствам. Эти промежуточные планы, или состояния материи, не есть то, к чему без особого разбора применяется термин «астральный»; они означают в точности то же самое, что подразумевается под словом «промежуточный». Именно в пределах этих планов и происходят все вибрационные действия, превращающие субстанцию одной формы в субстанцию другой. Эти изменения подчиняются определенным законам, относящимся только к этим планам, и полностью находятся под управлением Божественных Строителей Формы. Существует некоторое соответствие между полутонами и обертонами музыки и этими промежуточными планами, так же как и между Жизнью и Смертью, между Огнем и Пламенем, и т.д. Феномены промежуточных планов доступны психикам и ясновидцам при помощи психических чувств, но ни один из них не в состоянии сохранить сознание происходящих в них процессов изменения и превращения или управляющих ими законов после пробуждения к земным чувствам. Он может заметить почти мгновенную перемену в той или иной форме: например, как хорошо знакомое лицо изменяет свои черты; или как стена какого-либо здания разваливается и воссоздается в иных очертаниях; запутанные, как лабиринт, пути приводят куда-то или пересекают друг друга без видимой причины; целые города превращаются в иные, хотя такие перемены, казалось бы, не преследуют никакой полезной цели и в них нет особой нужды. Но если бы физическое или астральное зрение могло пронизать те планы, где зарождаются и совершаются эти изменения, и если бы человеческое эго могло руководить производящими их элементарными силами, то процесс изменения какого-либо нежелательного качества или черты в более приемлемую форму осуществлялся бы гораздо легче, нежели это возможно при помощи более медленных способов неуправляемой природы.

Та точка, где встречаются две или более линии, есть пересечение, и этот термин кажется наиболее пригодным по отношению к промежуточному плану.

Мысль о четвертом измерении пространства общепринята, но то, что может быть еще и пятое, шестое и седьмое измерение, как и тот факт, что эти измерения фактически являются пересечением определенных состояний, или планов, субстанции, где происходит эволюция человеческой души, понимается уже с трудом.

Четвертое измерение пространства, или, как его иногда называют, «внутренность» материи, и первый промежуточный план после физического тождественны. Непостоянство и изменчивость материи – факт общепризнанный; но тот факт, что существует определенная точка, или место, откуда дается импульс к изменению формы, то есть к переходу от одного состояния вибраций к другому, и где это изменение совершается, в систему общепринятого знания еще не входит. Изменения, проявляемые на физическом плане, происходят в клетках объективных форм и со временем выражаются в некоем изменении этой формы. Те же изменения, что имеют место в субстанции астральных и ментальных тел, сначала происходят в молекуле и атоме; но следует запомнить, что эти изменения зарождаются и совершаются на промежуточных планах, между планами полными, субстанция которых в гораздо большей степени устойчива.

Перемены, происходящие во внешних формах, физическому глазу кажутся зависящими до некоторой степени от времени, но на внутренних планах время не является важным фактором. Посвященные, Великие Учителя, совершают свои кажущиеся чудеса именно на планах промежуточных, и сознательно или бессознательно, но именно на этих же планах должно трудиться человеческое эго, чтобы изменить что-либо в своей природе. Если физический человек желает совершить такие изменения быстрее и разумнее, нежели это делается природой, он должен постараться отождествить свой низший разум с Высшим Разумом, чтобы обрести способность наблюдать действие законов, управляющих субстанцией на всех внутренних планах, ибо эти законы весьма разнятся от тех законов, что управляют материей более низких степеней вибрации.

Всякое качество, или черта характера, человека принимает определенную форму в индивидуальной ауре и подвержено переменам. Как сказано ранее, эти изменения могут совершаться и человеком, но для того, чтобы их осуществить, он должен иметь определенные познания о нюансах формы, о значении и величине кривой и угла, линии и квадрата, то есть о тех глубоких тайнах, которые может разрешить лишь высшее «Я». Это еще одна из причин, по которой человек должен прилагать все усилия к тому, чтобы добиться отождествления со своим высшим «Я».

Каждое сознательное усилие продвигает его еще на один шаг по направлению к цели, и шаг, приводящий к пониманию промежуточных планов, или планов пересечения, на которых совершается истинная работа по изменению формы, есть наиболее важный шаг.

ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

НАСТАВЛЕНИЕ 196

В предыдущем сообщении ученикам Храма на тему личной ответственности Я констатировал, в сущности, то, что один-единственный человек может отсрочить на определенное время пришествие Аватара. И то, что многие из вас отнеслись к этому утверждению недоверчиво, а другие и вовсе отказались принять его, объясняется тем фактом, что они не способны полностью принять философскую точку зрения Посвященных относительно Централизации – централизации власти, энергии, силы и даже каждой частицы плотной материи; а также относительно тех семи геометрически правильных линий влияния, которые управляют притяжением и кристаллизацией и, в конце концов, уплотняют и разлагают малые кристаллизованные подразделы каждого иона, атома, молекулы и клетки, отвечающие тому или иному из семи главных ключей, или тонов, что управляют этими линиями влияния. Следовательно, эти ключевые тона главным образом ответственны за поднятие или понижение вибрационного пульса всей проявленной на физическом плане материи в течение Манвантары.

Чтобы классифицировать все различные аспекты Централизации и облечь их в определенные ментальные формы, доступные словесному выражению, требуется строго аналитический, математический склад ума. Если человек не имеет силы поднять личное сознание до состояния, соответствующего какой-то одной или всем этим линиям влияния семи вышеупомянутых ключей, ему будет трудно охватить предмет во всей его полноте. Именно от этого умения будет зависеть, насколько он сможет уловить ту глубокую истину, которую Я пытался выразить в том наставлении, на которое сослался в начале этого сообщения. А от того, насколько обычное человеческое существо может отождествить свое сознание с центральной клеткой каждой формы дифференцированной субстанции в пределах той линии влияния, на которой он помещен согласно эволюционному закону, зависит, насколько может он приблизиться к состоянию, обычно именуемому Адептством.

Если центральная клетка – ум и душа – человека, находящегося в пределах той же линии влияния, что и центральная клетка, заключающая в себе личное эго того, кто уже достиг Адептства (и кто поэтому может выполнить долг Аватара по отношению ко всем на этой линии влияния), направит свои ум и волю против внешнего выражения этого Аватара, то он может привести в действие элементальные силы, которые могли бы весьма воспрепятствовать появлению последнего, задержав его на определенное время. Такой человек может даже не осознавать следствия своей линии поведения, подобно тому как ребенок на физическом плане легко и просто может поджечь дорогое строение в результате неосторожного действия. Или же, подобно злоумышленнику, он совершает подобное преступление обдуманно и сознательно. Ни ребенка, ни взрослого нельзя назвать разрушившими здание в буквальном смысле (так как огонь уже сам по себе довершит их затею и разрушит здание), но при этом и тот и другой были причиной пожара.

В случае с Аватаром временная задержка может возникнуть вследствие применения накопленной в человеке силы и его положения в пределах упомянутой Мною линии, но при этом решающим фактором будет характер энергии, освобожденной его поступками. Эта накопленная сила, позволившая осуществиться его действиям, несомненно является плодом совершенных им ранее усилий обрести контроль над централизованными силами какой-нибудь одной или более форм субстанции. Та центральная точка, или искра, что присутствует в каждой клетке каждого раздела ментальной или физической субстанции, является точкой соединения духа и материи. Это есть индивидуальное сознание данной клетки или раздела; и оттого, насколько человек способен признать и управлять этой центральной клеткой любой формы субстанции, находящейся ниже той, что составляет его собственный проводник, зависит и сила следствий его поступков в смысле добра или зла.

Если бы Я сказал вам, что всего-навсего семь человек – четверо мужчин и три женщины, по одному в каждом из семи больших разделов земли – являются фокусами низвержения, или каналами, через которые особенно активно действуют силы разложения, кровопролития и разрушения настоящей эры, и что не все из них полностью осознают меру своего участия в этом, вы бы наверняка стали оспаривать Мое утверждение. И тем не менее это правда. Все остальные внешние влияния, участвующие в создании сегодняшних условий во всех великих нациях мира, являются второстепенными, хотя многие из них осведомлены о том, что их применяют именно для таких целей.

Когда перед миром встает какая-либо серьезная проблема, затрагивающая его в значительной степени, она устремляется к разрешению через две централизованные силы, или индивидуума, – по одному с каждой стороны данной проблемы: одна позитивна по отношению к другой, негативной. Каждая второстепенная сила, или лицо, сознательно или бессознательно препятствующее действию закона, обеспечивающего истинное и справедливое разрешение этой проблемы, тормозит его действие.

Уже сам факт, что такая серьезная проблема возникла, достаточно убедительно свидетельствует о том, что эволюционные силы заставили эту проблему проявиться, какие бы сопутствующие причины ни бросились при этом в глаза. Божественная инициатива в немалой степени стоит даже за суровыми законами поединка человека с человеком. Если между борцами вмешается третье лицо, которое либо поставит одному из них подножку, либо осудит или, напротив, слишком подбодрит кого-то из них неприкрытыми действиями, то оно явится настоящим врагом обоих.

Когда главная проблема разрешится, то вторичные, или способствующие, причины могут ускорить иные следствия, но они уже не имеют такого значения и важности. И здесь Я снова возвращаюсь к главному основанию данного сообщения, а именно к необходимости лучшего понимания законов централизации и личной ответственности тех, кто изучает жизнь и тянется за яблоком мудрости, за плодом познания, ибо эти законы являются фундаментом всего прогресса.

АВАТАР

НАСТАВЛЕНИЕ 197

Большим испытанием для человеческой души на степень ее развития, достигнутого в этом Мессианском цикле, будет то, является ли для нее жизненно важным вопрос о той форме, которую изберет грядущий Аватар человеческой расы для выполнения своей миссии, или даже, скорее, о том, будет ли эта форма видимой.

Если человек не достиг той степени развития, которая позволит его внутреннему чувству ощутить присутствие Христа, когда будет установлен контакт в пределах аурической сферы Земли, то он может так же легко быть обманут, как многие люди обмануты сегодня притязаниями самозваных Аватаров. Но если душа человека достаточно развита, то для него будет уже безразлично – появится ли Аватар в физическом теле или нет, ибо когда Он придет, то этот человек без тени сомнения будет знать, что давно чаемое уже рядом; и он будет знать это с такою же уверенностью, как кто-либо чувствует электрический разряд, даже если в его поле зрения нет ни динамо, ни электрической батареи.

В процессе развития каждый человек создает внутри себя психический центр действия, в котором зарождается отклик на мысленный стимул другого человека, настроенного на тот же ключ.

Абсолютная преданность Христу и связь с Ним настроят сознание на ключевую ноту Христа, а каждый Аватар Христа, попросту говоря, звучит в том же ключе.

Если вы достаточно чувствительны, то присутствие поблизости любимого узнается вами сразу. Вы даже не спрашиваете себя и не осматриваетесь по сторонам, чтобы увидеть его физический облик. Насколько же сильнее должно быть притяжение проводника Христа, к Которому тянется ваша душа!

В том, что человек хочет увидеть что-то воочию, прежде чем признать истину, всегда присутствует известная доля сомнения и неверия.

ЧИСЛО СЕМЬ

НАСТАВЛЕНИЕ 198

Несмотря на то что это будет испытанием на прочность вашей веры, все же в случае необходимости Я должен повторять снова и снова то заявление, что было сделано первой группе из семи учеников, призванных Посвященными Великой Белой Ложи в 1898 году для того, чтобы образовать ядро будущей организации. Это заявление по сути заключалось в том, что семь указанных Посвященных усердно трудились в течение столетий, чтобы обеспечить появление семи высокоорганизованных, психически чувствительных, одновременно воплощенных учеников, способных сохранить преданность и послушание в течение необходимого периода их ученичества, с тем чтобы они могли получить знания и мощь, позволяющие им в сотрудничестве с Посвященными работать на дальнейшее просвещение более разумных людей мира, совершенно необходимейшее для роста на внутренних линиях жизни. Как Я уже сказал, эти семь избранных, образовавших ту первую группу, остались под наблюдением – каким успехом увенчаются их усилия. И так как естественный срок жизни для человечества современных рас земли предоставляет, в лучшем случае, не более пятидесяти лет, в течение которых человек, будучи в расцвете сил, способен проявлять напряженную и длительную умственную и физическую активность, то легко понять, что в ранее сформированных группах должно возникать много вакантных мест, прежде чем отдельные их члены окажутся пригодными для исполнения необходимой работы. И поскольку часть необходимой тренировки ведет к увеличению продолжительности жизни, то несостоятельность или смерть даже одного из членов группы в критическую минуту оставила бы ее неполной и ничего не стоящей как группа, если вакантное место не будет заполнено сразу же.

Пришло время распространить некоторые из сообщений, данных первой упомянутой группе, ибо среди изучающих жизнь должны быть те, которые в случае необходимости подошли бы для любой вакансии, что может возникнуть в такой группе.

Одна из причин, по которой Учителя Мудрости хранят тайну в отношении чисел, заключается в том, что обычному человеку достаточно трудно понять природу субстанций, составляющих первые четыре плана манифестации. Ограниченные умы еще не способны познать природу более тонких сил, или энергий, и их соотношение с числами, несмотря на то, что их воздействия отмечены под различными названиями во всех древних философиях. Пока они не будут отражены, или не будут излучаться, то есть пока Три не превратится в Четыре и Семь, до тех пор их природа не может быть даже приблизительно понята и воспринимаема человеческими чувствами. Вскоре это станет очевидным для исследователя, желающего с помощью механических средств открыть тайну, к которой имеется один-единственный ключ – интуиция.

Тщетно наука пыталась открыть источник и первичную природу Света, Электричества, Тепла и Тяготения – тех Четырех, которые при дифференциации становятся Семью (последние Три суть Магнетизм, Химическое сродство и Сцепление). Чтобы достигнуть лучшего понимания сути нашего разговора о необходимости группы из семи человек, будет весьма полезно представить Центральное Духовное Солнце как основной источник вышеупомянутых энергий и всех форм проявленной жизни в пределах солнца и планет Солнечной системы. Получающие излучения от Центрального Солнца принимают форму и природу указанных энергий, и, как различные степени этих энергий, они становятся доступными человеческим чувствам на этой земле.

Подобно тому как спицы колеса достигают окружности от оси, так и семь прямых лучей, или энергий, направляются от Центрального Солнца к центру объективного солнца, а оттуда к его периферии, а затем снова к центрам, но уже групп туманностей, которые станут центрами других планет, и далее – к человеку.

Сердце каждого человека представляет собой эмбриональный центр какого-то будущего мира, так сказать, точку притяжения. Но для того чтобы воспринимать и иметь возможность реагировать на действие вышеуказанных энергий, например, от центра Земли, эти энергии сначала должны пройти через семь наиболее высокоорганизованных и высокоразвитых Существ на этой планете или в ее пределах. Эти Существа являются проводниками для передачи более слабых форм, или степеней, этих энергий. Иногда они ошибочно именуются Богами, но фактически являются Учителями весьма высокой степени. В свою очередь, должно существовать семь меньших существ и еще семь раз по семь, через которые, постоянно понижаясь в степени, должны проходить эти потоки энергий, чтобы сохранно достичь своей цели и выполнить божественную миссию роста и развития большинства менее развитых человеческих существ, поступая в сердечный центр каждого живого создания. Именно при помощи этих энергий и их дифференцированных степеней создается и поддерживается вся проявленная материя. Тот, кто понимает точность всех законов, управляющих физической жизнью, понимает и то, что не может быть никаких отступлений от требований этих законов.

В Наших постулатах Я дал вам некоторое представление о заключенных в этих законах методах и принципах, но ни один человеческий интеллект не может осознать причины для применения чисел Три, Четыре и Семь в каждом центре проявленной жизни. Мы знаем, что их применение является результатом действия мирового закона, и пока должны удовлетвориться этим знанием. Учителя высокой степени избирают такие группы из своих личных учеников, поскольку это необходимо для дальнейшей работы. Сами ученики не выбирают себе места в этих группах. Если в избранной группе из семи человек возникает одна вакансия – из-за ухода с земли или из-за несостоятельности кого-либо из ее членов, – то прерывается налаженный обмен мыслей и усилий, и тогда нарушается необходимое соответствие этой группы с семеричной Иерархией Учителей, руководящих их действиями. Если освободившееся место не может быть занято, то подвергается опасности работа Учителей для всей группы. И хотя члены такой группы имеют немало привилегий, ответственность их огромна.

Благодаря внутренней связи, установленной между Учителем и учеником, становится возможным такое обучение ученика, при котором он может стать сознательным инструментом, используемым для эволюции меньших царств природы. В то же время он становится единицей центра, который в конечном счете станет ядром значительно более организованного общества и таким образом поможет просвещению человечества. Так, на точных математических принципах устанавливается прямая линия от Центрального Духовного Солнца через области духовной, а также материальной жизни. Я говорю – духовной, ибо дух руководит и управляет всеми формами энергии, составляющими проявленную жизнь. Разумеется, в данном изложении Я могу лишь немного выйти за пределы некоторой аналогии, но и эта аналогия или отдельные намеки могут быть неизмеримо важными, если в своих выводах вы будете руководствоваться интуицией. Однако вы должны помнить, что упомянутые энергии на плане их проявления являются сознательными духовными сущностями и то, что является различными формами энергии для человеческих чувств на физическом плане, есть лишь следствия действий этих сущностей на их собственном плане.

То, что от каждого светила излучаются потоки энергии, с математической точностью снабжающие жизненной силой и возможностью роста каждое небесное тело, принадлежащее к этой Солнечной системе, а также то, что при их прохождении эфир приводится в волнообразные колебания, является абсолютной истиной.

Чем выше стоит человек по своему развитию, тем больше возможности у его сознания действовать заодно с теми духовными Сущностями, которые являются проводниками для передачи более тонких сил природы с одного плана на другой, и тем увереннее он может привлечь и применить эти силы.

Все остальные формы энергии, действующей на физическом плане, являются комбинациями или дифференциациями двух или более из семи вышеупомянутых энергий. Между семью потоками энергии существует совершенная система обмена и взаимодействия, позволяющая им проходить от солнца к различным телам Солнечной системы, а оттуда ко всем центрам жизни на этих телах или в их пределах. Полное знание этой системы имеется лишь у Учителей Мудрости, ставших, так сказать, настоящими динамо огромной мощности. В результате контроля над духами природы Они могут направлять некоторые из этих потоков энергии в каналы, используемые на благо и пользу всего мира и таким образом помочь развитию отдельных единиц этого мира. Эти каналы и являются теми семеричными группами, о которых Я говорил.

ЦЕЛИТЕЛЬСТВО

НАСТАВЛЕНИЕ 199

Возможно, Я могу шокировать или привести в замешательство тех из Моих детей, кто принял современную интерпретацию старой как мир философии и кто в своих попытках примирить два или более несовместимых понятия этой философии назвал получившуюся в результате мешанину новой мыслью; но Я надеюсь, что более глубокое рассмотрение вопроса, а также тщательное исследование поможет просветить тех, кто принял точку зрения, предложенную основателями различных культов настоящего времени.

Прежде всего вы должны принять к сведению природную склонность человеческого ума жадно схватывать и стараться применить любой факт или теорию, что обещают немедленное освобождение от болезненных или нежелательных состояний. Как жадно люди читают или прислушиваются ко всяким отрывочным сведениям из всевозможных доступных им описаний, которые как бы подтверждают принятую ими теорию, и как яростно они отрицают частично или in toto все те сведения, которые кажутся им противоречащими или опровергающими их теорию, хотя те были найдены в тех же самых источниках! Эта естественная склонность человеческого ума столь очевидна, что совершенно не нужно обладать могучим интеллектом, чтобы усвоить какую-либо теорию, которая откровенно ориентирована на получение личной выгоды, и использовать ее в качестве основы для дальнейшей пропаганды. И действительно, вы можете заметить, что большинство учителей «нового мышления» ухватились за некоторые методы лечения или приобретения материального богатства, выставив их как конечную цель всех усилий. Уже сам звук слова «духовный» подхватывается воображением и широко применяется к вышеупомянутым методам.

Временные страдания от многочисленных болезней и такие же временные лишения от так называемой бедности гораздо слабее, нежели иные виды страдания, которые способен перенести человек.

Качества терпения, мужества и выносливости, достигнутые в один жизненный период, могут дать такому страдальцу иммунитет от большего страдания по другим линиям. Но такой факт, как правило, либо замалчивается, либо насмешливо отрицается.

Во многих случаях непреложные законы Кармы и Перевоплощения или отрицаются, или выворачиваются в такую форму, которая могла бы оправдать выдвигаемую подобными учителями теорию. В умах этих теоретиков иллюзорный план грубой материи преобладает над реальными планами жизни, и это несмотря на все их идеалистические описания жизни после смерти и привлекательности этих планов в качестве мест обитания. Если бы не эти причины, то стало бы возможным более глубокое познание велений законов и жизни, нежели имеет место при существующих ныне ограничениях. Бесспорно, они правы в своих концепциях относительно силы мысли, однако они часто ошибаются в своем применении подобной силы и не знают природы инструмента, используемого для достижения желаемого результата. Их мысли неизбежно сосредоточиваются главным образом на физическом плане, что препятствует более широкому кругозору души на внутренних планах жизни.

Ни один разумный человек не может отрицать того факта, что благодаря применению силы мысли часто достигаются некоторые результаты. Но главным мерилом при этом является вопрос: желательны ли подобные результаты для человека, к которому применяются эти методы, если бы он был осведомлен об их конечных следствиях? К примеру, если человек склонен к жестокости, как бы ни скрывал он этого от других или как бы в этом сам ни сомневался, но факт наличия этого качества в настоящее время есть результат неоднократных проявлений жестокости в прежних воплощениях. Жестокость есть зло, которое в конечном счете должно быть ликвидировано в ментальной сфере, где оно развилось до ненормальной степени. Но так как каждое ментальное препятствие, или нежелательное качество, должно быть ликвидировано за счет определенного процесса, который неизбежно влечет за собой проявление этого качества в плотной форме – в материи низших вибраций, то эта склонность к жестокости может проявиться в форме какой-либо болезни. Если эту болезнь ликвидировать с помощью высшей духовной силы, прежде чем само эго преуспеет в ослаблении этой склонности, то духовная сила будет направлена неправильно и тяга ко злу останется прежней, что вызовет усиление страдания в более поздний период жизни или в будущих воплощениях.

Тогда как все вышеприведенное иллюстрирует лишь один пункт Моих аргументов, вам, быть может, будет интересно узнать, что такая форма жестокости, как подавление сочувствия, которое нередко наблюдается у многих последователей старого или нового мышления, может легко проявиться в виде особой формы телесного недуга. Непоследовательность многих сторонников этих теоретиков служит препятствием для принятия их учений в случае с логически мыслящими людьми; ибо когда они настойчиво утверждают, что дух (а точнее, их собственное представление о духе) есть всё во всем, и претендуют на то, что их методы лечения вполне способны устранить любые формы зла, а после этого указывают, что для лечения исключительных случаев необходимы другие, более материальные средства, то, конечно, им трудно убедить людей логического склада в непогрешимости своих методов.

Посвященному, Апостолу Павлу принадлежит утверждение, которое должно представлять интерес для того класса целителей «нового мышления», что уповает на применение одной силы веры как панацеи от всех болезней. Он сказал: «вера без дел мертва». Истинно, бесполезна вера, свободная от повиновения законам, управляющим тем планом действия, на котором она применяется. Дела, упоминаемые Ап. Павлом, имеют отношение к материи, или субстанции, того плана, на котором в то время действует энергия веры. Универсальные законы, управляющие планом мысли или души, предопределяют, что субстанция мысли может оперировать лишь в пределах ее собственного плана, то есть свойственного ей вида вибраций. Законы, управляющие субстанцией более низких вибраций, нежели вибрации Манаса, – материей большего веса и плотности – не могут позволить такой материи проникнуть на манасический план. Если бы было возможно переправить кусок железной руды или физической ткани в субстанцию манасического плана, то это было бы вызовом господствующим на обоих планах законам. Однако точный образ этой железной руды или ткани доступен внутреннему зрению на манасическом или психическом плане, и образ этот является очевидным следствием действия лучей Центрального Духовного Солнца в субстанции промежуточного состояния материи между ментальным или астральным и физическим планами – того состояния, что соответствует негативу обычной фотографии, полученной при солнечном свете с помощью камеры и негативной пластинки.

Игнорирование или отрицание необходимости промежуточного проводника, с тем чтобы перекинуть мост между духом и материей, является одним из Наших основных возражений против распространения некоторых из современных теорий, основанных на так называемом духовном целительстве. Другое возражение вызвано обманом, практикуемым в отношении несведущих теми, кто в случае крайней необходимости бросается за помощью к медицинскому сообществу, а потом претендует на лавры и почет, если усилия врача или хирурга увенчаются успехом, но снимают с себя всякую ответственность, если последний оказался не на высоте.

В каждом из тех случаев, где имело место действительное излечение от действительной (а не неверно диагностированной) болезни при помощи духовных или ментальных сил, оно было обязано осознанному или неосознанному действию третьей стороны, промежуточной формы или сущности, которая в уме ортодокса неизбежно вызывает мысль о Христе. С определенной точки зрения это промежуточное состояние может соответствовать потоку, в котором могут быть соединены два абсолютно разнородных состояния субстанции, вследствие этого превратившиеся в совершенно иную форму. Это промежуточное состояние бессознательно принимается и именуется многими защитниками «нового мышления» как целительная сила, хотя они часто не осведомлены о ее настоящей природе или об управляющих ею законах.

Можно только сожалеть о том, что в некоторых случаях учителя запрещают своим ученикам изучать современные труды по химии и другие научные работы, позволяющие лучше понять духовные, ментальные и физические законы. Такой запрет чаще всего вызван страхом потерять своих последователей, но отнюдь не благими побуждениями.

Я весьма далек от мысли отрицать действенность какого-либо атрибута Божества. Мое возражение против использования утонченных сил Жизни вызвано столь очевидным для Меня невежеством подавляющего большинства тех, кто хотел бы использовать эти силы, невежеством, которое влечет за собой постоянное злоупотребление этими силами и неизбежно завершается печальными следствиями. Человек, роющий землю драгоценным камнем, если при этом имеется простое пригодное для того орудие, был бы назван глупцом, а то и хуже. Однако нечто еще более ценное нередко применяется по отношению к таким несущественным и преходящим вещам, как слабая головная боль или пораненный палец, требующим лишь малой помощи на плане плотной материи.

Как Я уже говорил, несуразности, нелогичные выводы, жестокость и равнодушие к страданиям других со стороны многих из этого класса «целителей» заставляют разумного человека серьезно задуматься над вопросом: является ли подобное лечение болезней ментальным или духовным или же это всего лишь простое желание получить материальную выгоду?

СВОБОДА И ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ

НАСТАВЛЕНИЕ 200

Дети Мои,

Я глубоко сожалею, что вынужден прибавить жизненной энергии к одной мыслеформе, стремительно принимающей образ на плане низшего манаса, как это неизбежно случается даже при одном обсуждении воображаемого предмета, что главным образом и вызывает эту мыслеформу к существованию, ибо чем больше жизненности получает мыслеформа, тем скорее и мощнее она может материализоваться. И хотя мыслеформа, о которой идет речь, уже материализовалась в некоторых из европейских наций, не миновать ее и Америке, если не произойдет радикального изменения в сознании людей в связи с общепринятым пониманием слов «личная свобода». И в этом Мое оправдание за вынесение этого вопроса на ваше обсуждение.

Как это обычно бывает, пробуждение одного полюса силы или материи предопределяет пробуждение полюса противоположного. С пробуждением у народа позитивного идеала Свободы ее негативный полюс – вседозволенность – становится областью устремлений той части расы, которая еще не доросла до понимания идеала Свободы, имеющегося в сознании высокоразвитых людей.

Одним из краеугольных камней истинной цивилизации является идеал семьи. Чистота расы и здоровая наследственность зависят от потомства, рожденного в союзе одного мужчины и одной женщины. Если же по этой основе, этому корню всей цивилизации, нанесен удар, то под угрозу ставится существование всей расы. Мужчина или женщина, потворствующие случайным, беспорядочным сожительствам, виновны в преступлении против расы, к которой они принадлежат, и результаты такого преступления простираются далеко в будущее.

Каковы бы ни были заблуждения и недостатки ортодоксальной религии, но ее требование святости брачных уз искупают многое. Я поднимаю сейчас эти вопросы, ибо не за горами то время, когда одно из следствий мирового сдвига, называемого Мною религиозной войной, и того стремительного проявления мыслеформы, о которой сейчас говорилось, обрушится на ваши головы, как ныне обрушилось на Германию и некоторые другие нации этой темной звезды. Не за горами дни, когда общество, находящееся в то время у власти, может посоветовать и даже потребовать ввести в обычай случайные, беспорядочные сожительства, для чего будут применяться доводы о необходимости увеличения численности населения. И Я спрашиваю вас, мужчины, имеющие жен и матерей, сестер и дочерей, не склонны ли и вы поддерживать эти ложные идеи о личной свободе в вопросах пола, которые теперь так широко обсуждаются среди многих? Как бы вы чувствовали себя, если бы увидели их тела во власти тех хищных зверей в человеческом обличье, которые сейчас активно поддерживают программу правящих сил вышеупомянутых государств, тех мужчин и женщин, чьи умы пропитаны испарениями, поднимающимися от безумств какого-либо сумасшедшего, – тех, кто либо слишком ленив, либо слишком одурманен чувственностью, чтобы осознать тонкое коварство и все опасности предложенной им философии?

На щите души существует такая линия, которая может быть настолько искажена, что для этой души уже будет невозможно интерпретировать слово «свобода» так, как оно естественно истолковывается другими. И ровно в той мере, в какой вы духовно выше таких жестоко обманутых душ, вы обязаны работать для распространения Света Истины, переданного вам на этих страницах, где бы вы ни были поставлены судьбой. Особенно это является вашим долгом, если в будущем вам предстоит стать лидерами.

Если же вы не сделаете этого, то вся ответственность за то положение, о котором Я упоминал, ляжет на вас и вам подобных, ибо вы имеете более чем двухтысячелетнее преимущество в смысле подготовки и обучения по тем направлениям, что принесут расе чистоту и высокую цивилизацию.

Возможно, вы откажетесь поверить, что подобные условия могут быть допущены здесь, в Америке, или в Англии и во Франции, но, спокойно поразмыслив, вы поймете, что достаточно лишь небольшому числу симпатизирующих примкнуть к каждой из многих уже сформировавшихся групп мужчин и женщин, которые требуют сейчас уничтожения общепринятого кодекса морали и высоких идеалов, чтобы породить те условия, что создадут безудержную распущенность.

Поэтому огромная ответственность ложится на всех чисто мыслящих мужчин и женщин, и времени терять нельзя.

Вверх
Назад
Вперед