Имена
Темы
Горячая линия

Главная


Автор:

Пауло Коэльо

Встреча с писателем в центре "Белые Облака"

г.Москва, 2002г.

Ссылки:

 

Награждение победителей конкурса "Лучший вопрос для Пауло Коэльо".
Встреча состоялась в центре "Белые Облака"
Москва
3 сентября 2002

Пауло КоэльоВедущий: Добрый день дорогие друзья.
Начинаем нашу встречу, мы уже говорили Коэльо, что был конкурс вопросов Пауло Коэльо и конкурс проходил в газетах "Путеводная Звезда" и "Пятое Измерение", редактора которых (Борис и Клейн) здесь находятся, а также на сайте http://zen.ru/ Они подвели итог и сейчас по 3 вопроса зададут вам.

Коэльо: Авторы этих вопросов они здесь?

Клейн: Нет. Это мы проводили опрос по интернет и мы предупредили их, что будет эта встреча. И мы объявим в интернет результат.

Но один победитель есть у этой газеты и еще все эти люди тоже хотят задать вопросы и вы тоже сможете выбрать лучший вопрос.

Коэльо: Всегда выбор за мной.

Ведущий: Если можно мы начнем с Бориса, редактор ПЗ

Борис: Добрый день. у нас очень много появилось вопросов, очень много теплых слов было сказано в ваш адрес. Сложно было выбрать. Вопрос, на тему которого много было вопросов подобных звучит так: а что же все-таки есть свобода выбора или судьба и предопределенность.

Коэльо: Я полагаю, что эта проблема выбора, свобода выбора она сопровождает человека с самого момента его появления на этом свете. По-португальски, по-английски, к сожалению по-русски я не знаю как это звучит. Но в португальском английском есть 2 слова, (по-русски он сказал, что тоже) свобода выбора. Что такое судьба и что такое фатальность. Я полагаю, что это примерно 90% всех проблем, которые у нас появляются, создаются нами самими. Ну может там и из 10 оставшихся тоже значительная часть. Я бы сравнил судьбу вот с этим столом, в котором есть 7 досок и 7 возможностей преодолеть путь отсюда туда. Здесь рождение там смерть. Одна из этих линий - это предопределение, как вы должны прожить на этой земле. Вот это твоя судьба, вот, то что ты должен преодолеть, даже если иногда приходится за это достаточно дорого платить. Вот пусть будет вот эта линия в центре. Но зачастую, это тоже случилось со мной, вы отвлекаетесь от своей судьбы, от этой линии прямой. То ли из-за какой-то вины, то ли из-за страха, но человек никогда не идет прямо напролом. То есть здесь нет бесконечного числа этих линий, но есть разные возможности следовать этой линии. То есть вы можете ходить зигзагом, но направление всегда одно остается - вперед. Но каким ли бы извилистым не был ваш путь, все равно он закончится тем что вы знаете - это смерть. Безусловно в любой момент следования по этому пути вы можете вернуться к линии, где вы будете чувствовать радость жизни, и все то что оправдывает само ваше существование. И всегда за вами остается вот эта возможность сделать выбор своего жизненного пути, определение своей судьбы. Я этот выбор сделал для себя самого в 38 лет как вы знаете. Я сказал, что я должен исполнить свою детскую мечту - стать писателем. Но для этого нужно ваше страстное желание, желание осуществить свою судьбу, сделать шаг в правильном направлении. И как видите даже на примере этого стола, в любой момент вы можете вернутся к своей основной генеральной линии и продолжить следовать своей судьбе, сделать основной выбор. Но возможность выбора правда заканчивается там, где начинается линия окончательная - смерть. Вот, после смерти вы уже не можете воспользоваться свободой выбора. То есть ваше право на выбор - оно не бесконечно. Но у вас есть много возможностей сделать это, как показывает пример этого слова.
А второй вопрос какой там был?

Борис: А второй вопрос у нас был про любовь. Может ли любовь быть той самой судьбой и мечтой и может ли она при этом быть помехой вот на пути к мечте, если мечта что-то другое. У Алхимика она мешала, но в жизни бывает по-другому.

Коэльо: Я полагаю, что любовь никогда не бывает препятствием. Во многих случаях безусловно любовь парализует человека. Так часто бывает…родители полагают, что их ребенок, их чадо должно следовать вот этому, и считают, что лишь в таком случае человек будет счастлив. И зачастую и мужья боятся и жены боятся, что не смогут достаточно зарабатывать, чтобы содержать свою семью. Но если вы правильно понимаете что такое любовь, суть любви, а по-моему мнению суть любви - это свобода, абсолютная свобода. Может я кому-нибудь доставляю боль. И я тем не менее полагал, что я следовал зову своего сердца и в конечном счете убеждался, что смелость по этому движению вперед она была оправдана. Люди, которые казалось, что я их ранил чем-то неосторожно, они были мне благодарны за те отношения, что у нас были. Помните был у Алхимика…тоже этот вопрос рассматривается, когда Фатима встречает Сантьяго и они тоже задают друг другу этот вопрос.

Борис: Еще вопрос. Что происходит после того, когда мечта состоялась, вот именно такая большая, то есть человек себя нашел и вот, можно сказать реализовался.

Коэльо: Это третий вопрос?

Борис: Да.

Коэльо: Я не буду ничего обобщать. Я расскажу вам о моем собственном опыте. Моя мечта была стать писателем. И на определенном этапе своей жизни, я вступил в эту реку занял основную стезю, основное предначертание свое. Стал писателем, начал писательскую деятельность. Что такое быть писателем? Это все время постоянно писать книги, принимать новые вызовы. Значит вы находитесь на той, на пути реализации своей мечты… в чем заключается ваша мечта, в том, что вы постоянно идете к своей мечте, то есть вы себя постоянно должны реализовывать как писатель, то есть двигаться вперед трудней. То есть конечно можно мечтать о том чтобы построить себе дом, но мы понимаем, что мы говорим здесь не о материальных вещах, мы говорим о духовном, о сути, что такое мечта, что такое жизнь. Мечта - это та самая линия, в которой заключается смысл вашего существования. и вы не должны просто мечтать абстрактно, вы же живете этой мечтой и вы живете следуя по пути реализации своей мечты, вы проживаете свою мечту. Очень хорошие все 3 вопроса.

Ведущий: Вы должны выбрать лучший.

Ведущий: У вас пожалуйста.

Клейн Вот наши три вопроса. Мы серьезно подошли к выбору.

Коэльо: И печать даже есть!

Клейн: Все что здесь происходит сейчас записывается и будет размещено в интернет. И картинка и звук. А сейчас вопросы. Один юноша спрашивает. "Здравствуйте Пауло, скажите, вы знаете больше чем говорите, или же говорите ровно столько сколько знаете".

Коэльо: Зависит. В некоторых вещах я разбираюсь лучше, чем об этом говорю, а в других ситуациях я говорю ровно столько сколько знаю.

Клейн: Он продолжает вопрос. Бывает ли так, что вы иногда не пишите о том, о чем, как вам кажется люди иногда не поймут.

Коэльо: Ни в коем случае. Когда вы должны написать книгу, чувствуете потребность в этом, вы должны осуществить этот выбор, право выбора сделать. И если я там говорю о трагедии, то я должен ограничиться вот этой проблемой трагедии, как это было в "Пятой горе". А если я говорю о том, что необходимо быть разными, люди должны отличаться разнообразием, каждому присущими чертами, то этой проблемой я занимаюсь в книге "Вероника решает умереть". Каждую книгу, которую я написал, это моя попытка понять самого себя, часть самого себя, и разумеется для того чтобы понять глубже я полностью концентрируюсь вот на этой на теме, которую я выбираю для книг. Я в конце концов являюсь первым и единственным читателем своих книг, когда ее другие так сказать не видели, когда я еще не отдаю ее издателям. Вот в чем прелесть - чтобы быть читателем. Вы - соучастники мои. Мы с вами в равной степени ответственны за то что я написал, потому что я бы назвал своих читателей соавторами, потому что из той небольшой информации которую я даю, они способны гораздо больше себе представить. Например я никогда не даю особо подробных портретов внешности и других мелочей. Я об этом не пишу как правило. Второй вопрос, пожалуйста.

Клейн: Этот вопрос девушка задает. Скажите Пауло, когда вы думаете о себе самом, то как именно и что именно вы думаете?

Коэльо: В котором часу? Утром, вечером, в 12 часов.

Клейн: Август, 22 этого года 12,37.

Коэльо: Давайте введем этот вопрос в некий контекст.

Клейн: Да. Конечно.

Коэльо: Как нормальный человек, я полагаю, я как и все тоже по разному думаю о себе самом в разных ситуациях. Например, если мы говорим про сегодняшнюю телепрограмму, в которой была эта девушка и там я пережил разные ситуации от ненависти, что я согласился на эту программу, до полного удовлетворения, что я там побывал. То есть разная гамма чувств. Но если я в конце дня допустим поднесу зеркало и скажу ты мне зеркальце скажи как я прожил этот день….я бы сказал так, что у меня во-первых есть хорошее очень качество, я достаточно смелый человек и безусловно мне присущи самые разные недостатки. Но смелость это моя самая главная защита, потому что в конце дня, вглядываясь в это зеркало я могу сказать, что я сделал все что мог, я не струсил. Я сделал тот шаг, который задумывался, я потом могу просить прощения или извиняться, за то что я сделал что-то не так, но я день этот прожил как я собирался, как хотел. Поэтому я считаю, что я человек, у которого есть сознательное отношение и к жизни и к смерти. Я сознаю это.

Клейн: Что важнее всего знать в жизни? Здесь контекст такой, что это спрашивают молодые люди в возрасте 20-25 лет. Кому-то же они должны задавать эти вопросы.

Коэльо: Какова ваша мечта - только это?

Клейн: Одну секундочку. Это уже история. Одна из моих дочерей, узнав, что я собираюсь на встречу с Пауло Коэльо и читая его книги попросила меня задать вопрос…попросила спросить: есть ли у него дети и что он с ним делает?

Коэльо: Нет у меня детей

Клейн: Спасибо.

Коэльо: Полагаю, у нас есть еще 10 минут не более, чтобы я мог ответить на какие-то ваши вопросы.

Вопрос: Вы сказали, что ваши книги - это попытка понять самого себя. Может ли быть путешествие тем инструментов, который помогает понять самого себя? И думаете ли вы, что из просто отдыха путешествие должны превратиться в некую мистерию?

Коэльо: Это прекрасное средство, прекрасный инструмент - путешествие. Вы выходите из своей обычной среды из контекста обычного. А в этих условиях вы накладываете на себя обязательства другим лицам. Вы таким образом прекрасно освобождаете свое мышление, особенно попадая в страну языка которой вы не знаете. Я не знаю русского языка, для меня все здесь очень просто, я ничего не понимаю…хожу и смотрю, я упростил свой мыслительный процесс здесь. Я смотрю и понимаю, что те проблемы, которые я там по-португальски для себя как-то там выражал и представлял, о них думал, что они совершенно не важно, что по-португальски там было придумано. А самое главное, что вы выходите из своей обычной среды, своего обычного состояния и встречаетесь с совсем новыми невиданными ощущениями. Поэтому путешествие помогает вам ощутить себя, что вы обладаете потенциалом гораздо большим, чем вы прежде это предполагали.

Вопрос: Вы живете сегодняшним днем и откладываете что-то на завтра?

Коэльо: Я живу абсолютно 100% сегодняшним днем. Если вы имеете в виду возможности, которыми я располагаю, то я скажу, что в данный момент я вижу только вас, ваши взгляды и это мои возможности, я ими живу. Т.е. безусловно я знаю, что я буду делать завтра, будет сеанс автографов в другом книжном магазине, но в данный момент я совершенно об этом не думаю, я живу среди вас здесь. Поэтому когда я отвечал на тот вопрос я сказал, что у меня есть очень хорошее качество, я смелый человек, это моя единственная может быть добродетель, но вот она есть.

Вопрос: Я хотела бы спросить по поводу оформления. довольны ли вы Пауло оформлением вашей книги, передает ли оно ваше мироощущение.

Коэльо: Это превосходная работа. О них может расскажет Олег Вавилов, директор издательства "София"? Почему выбрали именно этого художника.

Олег Вавилов: Иллюстрации очень замечательные. Сделал их Вячеслав Ерко - это наш киевский художник, наш друг и это тот человек, с которым мы начинали наше издательство. Если вы помните первые наши книги, Кастанеду например. Это тот человек, который оформлял Кастанеду. И мы очень рады, что он вернулся в наше издательство. Он выдвинут сейчас на лучшего иллюстратора 2002 года. Я думаю, что он заслужил это.

Коэльо: Еще только 2 вопросика . А вы ведь меня спрашивали в программе.. нет?

Вопрос: Я хотела бы узнать про переводчика. Вообще на сколько я понимаю, это достаточно сложный процесс. Как вы нашли нужного человека, которому вы доверяете свои произведения.

Коэльо: Вы знаете это наверно немножко не ко мне. Потому что есть такие языки, тот же русский или японский, в которых я не могу прочитать свое имя. Поэтому когда вы заключаете какой-то контракт, вы должны понимать обе стороны, что это не только контракт не только о каких-то материальных благах, но это также какие-то моральные обязательства. Вы должны поверить, что люди действительно наймут того переводчика, который будет адекватен произведению, оригиналу.

Вопрос: Скажите пожалуйста, что у вас за татуировка, давно ли вы ее сделали и что она означает.

Коэльо: Это бабочка (смех зала). Алхимический символ, вы можете превратиться в черепаху или любое другое… и при этом не потерять своей идентичности. Была сделана в 80-м году в Марокко. По старинке с иголочкой, как положено.

Вопрос: Было больно?

Коэльо: Да.

Вопрос: Как много времени уходит на написание книги?

Коэльо: Я вам сейчас отвечу. Я как-то уже отвечал на подобный вопрос. Это будет очень правдивый ответ. Творческий процесс будь то мужчины, будь то женщины - это прежде всего процесс женский, феминизированный. С моей точки зрения, когда вы творите, может быть по-русски это будет не очень хорошо….вы занимаетесь любовью с жизнью. И в конце концов вы позанимались любовью, забеременели какой-то книгой и при этом не знаете кто ее отец. И когда вы эту книгу вынашиваете, вы не думаете вот сегодня у меня появится носик, а завтра я сделаю глазки. Вы просто живете, она вынашивается в вас сама по себе.. эта идея сама по себе, творческий процесс. Это вы ее родили. Поэтому я не работаю по плану, дескать надо так и так. Я просто живу, я чувствую какие-то идеи, они из меня появляются, я их родил. Ну у меня циклы беременности примерно 2 года. И когда это заканчивается, я понимаю, что пора приступать к родам и жду появления своего ребенка. ну естественно в процессе рождения, сами роды проходят достаточно быстро, но я как мать умираю при них. Я пишу всегда очень быстро, поэтому в один месяц я укладываю 2 года тяжелой беременности, потом я еще раза 2-3 все пересматриваю, перечитываю, но все основное длится месяц, месяц и 20 дней, дней 50.

Ведущий: Спасибо!

Вверх