Главная
Темы
Имена
Публикации
Контакты

Филис Кристал "Воссоединение с энергией Любви"

Не действуйте в обход своего сердца

Глава 18

Безопасное гнёздышко или стальная ловушка?

Так называемый гнездовой инстинкт в женских особях всех видов существ гарантирует, что молодое потомство будет находиться в безопасности, в которой оно нуждается, пока оно слишком молодо, чтобы встречать те проблемы, с которыми оно, в конечном счёте, столкнётся в окружающем мире. Будущие матери различных видов существ готовятся к появлению своего молодого потомства в соответствии с их возможными потребностями.

Я помню, как ребёнком я наблюдала за курицей, сидевшей в своём гнезде в ожидании проклёвывания яиц, которые она уже заканчивала высиживать. Также можно заметить, как женские особи котов и собак готовят мягкое и удобное место, где они собираются родить своё потомство.

Человеческие матери известны своей лихорадочной деятельностью, которая часто поглощает всё их время перед рождением младенца. Многие молодые матери чувствуют потребность навести полный порядок во всём доме при подготовке к родам. Это стало стандартной шуткой, что они могут даже переехать в новый дом незадолго перед родами - настолько силён в них инстинкт приготовить безопасный дом для их беспомощного младенца. Такие материальные потребности, конечно же, важны, но даже более важной является подготовка на более тонком уровне, призванная обеспечить тёплый прием для новорождённого, собирающегося появиться на семейной сцене.

Все вышеуказанные приготовления вносят свой вклад в формирование чувства защищённости ребёнка, которое необходимо для обеспечения удовлетворительного развития. Однако если пребывание в удобном гнезде длится слишком долго, тогда такое гнездо становится похожим на стальную ловушку, ограничивая нормальный рост вместо того, чтобы усиливать его. Эта нездоровая ситуация может наблюдаться в семьях. Также это можно видеть во многих группах, которые формируются с гуманистическими целями, но постепенно соскальзывают вниз до уровня жёсткого контроля над своими членами, что препятствует их дальнейшему прогрессу.

Молодёжь всех существ учится на примере своих родителей тем различным методам, которые доказали свою успешность в обеспечении выживания данного вида существ. Однако как только молодое поколение оказывается достаточно выросшим и окрепшим, чтобы самому поддерживать своё существование, опираясь на предшествующее обучение, полученное от родителей, и готово к самостоятельной жизни без родительского наблюдения, оно выталкивается из гнезда, норы или пещеры, чтобы в дальнейшем заботиться о себе самостоятельно. Таким образом молодое поколение получает уверенность в себе, познавая на фактическом опыте то, что оно способно выживать самостоятельно. Такой метод абсолютно необходим в качестве подготовки к полной зрелости, если необходимо обрести уверенность в своих силах.

Существа всех видов инстинктивно осознают ту естественную последовательность шагов, которая необходима для развития с уровня беспомощного младенца до зрелого взрослого существа. Если любой из этих шагов пропускается, прерывается или откладывается слишком долго, то индивидуум оказывается неспособным развиваться нормальным образом, и он будет вынужден продолжать полагаться на помощь и указания своих родителей.

Аналогично и человеческие дети ступают ясно очерченными шагами в процессе своего роста. Если случается болезнь, несчастный случай или другое травмирующее событие, задерживающее любой из этих шагов, то ребёнку будет недоставать тех способностей, которые должны быть выучены в соответствующее время и в надлежащем возрасте.

Я вспоминаю о работе, проводившейся в Институте развития человеческого потенциала, основанном докторами Карлом Делакато и Гленом Долманом в Филадельфии. Эта программа использовала естественную деятельность ползания, проявляющуюся у маленьких детей, для развития их неврологической координации. Проводить время в ползании помогает тем, кто либо не осуществлял такой деятельности в достаточной мере, либо по некоторым причинам делал это неправильно в течение ранних лет, например, из-за родовой или какой-либо другой травмы. Было замечено, что если бы дети пропустили ступень ползания в своём последовательном развитии, то они остались бы на той стадии, которая предшествует пропущенной. В результате был разработан метод, посредством которого детям преподавали правильный способ ползания, чтобы пройти пропущенные шаги. Практикование этого метода продемонстрировало впечатляющие результаты, достигнутые даже и более старшими детьми. Для тех детей, которые были удручающе отсталыми, обычно из-за родовой травмы мозга, и которые не могли ползать, использовался метод, называемый физиотерапией с использованием двигательно-функциональных моделей, или копированием, призванный обеспечить прохождение пропущенного шага. В нём задействовался один взрослый, который двигал каждой рукой и каждой ногой в соответствующей ползающей манере, и другой взрослый, который наклонял голову из стороны в сторону в ритм с движениями рук и ног. В результате применения этого метода произошло множество удивительных случаев полного или частичного восстановления, когда команда заботливых взрослых добровольно помогала родителям перепрограммировать детей, нуждавшихся в таком уходе и лечении.

Эта программа была начата с целью оказать помощь в тех самых очевидных случаях, когда ступень в неврологическом развитии была задержана тем или иным необычным способом или из-за какой-либо непредвиденной причины, которая удерживала ребёнка от его полного развития.

Однако во многих семействах имеется преднамеренное стремление со стороны одного или обоих родителей неопределённо долго удерживать своих детей в подчинении и зависимости от них в силу многих различных причин.

Я знала матерей, которым их дети больше нравятся в образе симпатичных младенцев и малышей, нуждающихся в своих матерях, и, поэтому, они стремятся удерживать своих детей на этой стадии ради своего собственного эгоистичного удовольствия. Они испытывают крайне неприятное чувство, когда видят, как их дети растут и начинают выказывать потребность в независимости, и предпочитают всегда иметь в своём распоряжении младенца, о котором можно было бы заботиться. Так что они либо пытаются удерживать их в подчинённости и зависимости, либо заводят новых детей, чтобы всегда иметь в доме малыша, независимо от того, могут ли они позволить себе такое количество детей или нет. Очевидно, что это - не выражение любви, а проявление чрезвычайной жестокости, происходящей от эгоизма. Детям, которые удерживаются на таком незрелом уровне, впоследствии оказывается очень трудно жить в этом мире, особенно после того, как их родители покидают их и более не могут направлять их и принимать за них решения. Во имя любви такие родители нанесли вред своим детям и буквально покалечили их, хотя они и утверждают, что очень любят их. В отличие от нанесения физического вреда, который может быть легко и сразу же замечен и, поэтому, может быть исправлен тем или иным способом, нанесение такого психологического вреда оказывается незаметным, что делает его жертв ещё более беспомощными, так как от них ждут такого поведения, как будто они - вполне нормальные в своём развитии люди.

Когда мы являемся детьми, учащимися тому, как стать ответственными гражданами, то каждый из нас нуждается в руководящих указаниях, направляющих нас по правильному пути, ибо мы рождены беспомощными младенцами, нуждающимися в безопасной окружающей среде для своего нормального развития; но по мере того, как дети становятся более старшими, они должны быть освобождены от такой зависимости со стороны других.

Если ситуация в семье была такой, что дети с неохотой покидают её, попадая в зачастую суровую действительность мира, находящегося за пределами защищавшего их семейного очага, то они могут пытаться найти ему замену в работе или образовательной среде, которая обеспечит сходное чувство безопасности. Или же они могут использовать болезнь, чтобы продолжать обеспечивать себе безопасное гнездо. Многие люди используют болезнь, чтобы вынудить других действовать в качестве заменителей своих родителей.

Некоторые взрослые дети решают продолжать жить дома, где им гарантирована забота, и они даже откладывают бракосочетание до тех пор, пока они не смогут найти кого-то, кто будет согласен предоставить им сходное безопасное гнездо.

Далее будет приведено всего лишь несколько примеров, показывающих эффект гнёзд, которые были слишком безопасны в течение слишком долгого времени. Они могут приводить к тому, что выросшие дети оказываются пойманными в ловушку зависимости, и убежать из такой ситуации становится достаточно трудно.

Не только родители могут обеспечивать безопасное гнездо своему молодому поколению и затем продолжать удерживать детей привязанными к гнезду, но и многие общественные учреждения подпадают под этот шаблон поведения. Они основываются для обеспечения защищённости и оказания помощи определённым группам людей, которые нуждаются в этом и о которых заботятся такие организации. Первоначальное побуждение и замысел могут быть достойны всяческих похвал, но, к сожалению, фактический результат часто развивается в совершенно другую ситуацию.

Давайте рассмотрим в качестве примера рабочие союзы, которые поначалу были основаны для обеспечения защиты рабочих. Эти союзы были сформированы, чтобы не позволять работодателям извлекать дополнительную неоплачиваемую прибыль из работников, заставляя их работать сверхурочно, недоплачивать им или вынуждать их работать в опасных условиях. Поначалу эти союзы были инструментом повышения стандарта условий работы во многих областях. Они обеспечивали безопасное и защищённое положение для тех, кто иначе мог бы обладать гораздо меньшими правами. Но, подобно семейному гнезду, союзы начали получать всё больший контроль не только над работодателями, но и, в конечном счёте, над самими рабочими, которым они были призваны помогать. Сыр, который они положили как приманку, был обещанием больших выгод - которые не всегда обеспечивались - в обмен на недостаток свободы.

Высшие учебные заведения также могут подпадать под эту категорию. Они призваны обеспечивать образование для студентов, находящихся под их заботой. Но для тех студентов, которые ищут другое безопасное гнездо при оставлении первого, обеспечивавшегося их родителями, высшие учебные заведения становятся стальной ловушкой, в которой зависимые молодые люди продолжают оставаться гораздо дольше по сравнению с тем, когда они должны были бы выйти из его стен и начать нести в мир всё, чему они научились, чтобы разделять свои знания с другими. Некоторые становятся вечными студентами, боясь лишиться сравнительной безопасности того учебного заведения, которое они выбрали для обеспечения своей продолжающейся потребности в гнезде.

Религиозные институты могут оказывать подобное влияние на своих членов. Религии начинаются с чудесным образом вдохновлённого послания, которое предлагает обещание безопасности, комфорта, помощи, свободы и счастья. Люди стекаются под его защиту, надеясь, что это учение будет хранить их в безопасности, ограждая от грубого мира и от их личных проблем. Но вместо проповеди учения о том, что каждый содержит внутри себя источник вдохновения, помощи и водительства, главы различных церквей могут начать брать контроль в свои руки. Они устанавливают бесчисленные правила для прихожан и обещают им спасение, если они будут соблюдать их. Таким образом в очередной раз безопасное гнездо в конечном счёте становится стальной ловушкой, в которой оказываются доверчивые и ничего не подозревающие люди, пойманные в неё подобно рыбе, оказавшейся в сети, боясь вырваться на свободу и, в то же время, всё же будучи разочарованными явно нарушенными обещаниями тех, кому они доверились.

В мирное время различные виды вооружённых сил представляют собой пример готового гнезда для некоторых людей. Их повседневные потребности оказываются обеспеченными, и от них требуется принимать совсем немного решений, поскольку распорядок дня уже установлен для них. Они переходят к такому образу жизни, в котором содержится совсем небольшая неопределённость. Изначальная цель вооружённых сил заключалась в обеспечении защищённости и безопасности всего населения, но, подобно другим превратившимся в ловушки гнёздам, в течение относительно мирных времён карьера военных может запереть этих национальных защитников в их собственной стальной ловушке.

Диктатуры представляют собой другой пример. Вначале благосклонная родительская фигура щедро сыпет обещаниями спасти людей от бедности, недоедания и притеснения, уверяя их в обеспечении защищённого и безопасного существования во главе с ним в качестве их заботливого родителя. Конечно же, неимущие и подавляемые социальные классы попадутся на удочку таких обещаний, надеясь улучшить свою участь и положение своих семейств. Что они потеряют, когда они и так пребывают в такой нужде? Но, подобно другим обещанным гарантиям безопасности, эти соблазнительные обещания неотъемлемо несут с собой потерю личных свобод людей, и для многих это оказывается непомерно высокой ценой.

Всякий раз, когда руководящий орган или организация запрещают свободу людей, не позволяя ей быть творческой и созидательной, и принимают ответственность за других на себя, то это автоматически приводит к появлению гнезда, которое вырождается в ловушку.

Система социального обеспечения и выплаты государственных пособий по безработице – ещё один пример помощи, имеющей неприятные последствия и создающей невыносимую ситуацию для каждой из сторон – как для тех, кто, как предполагается, получает пользу от неё, так и для основной массы общественности, которая вынуждена платить постоянно увеличивающиеся налоги для поддержания этой системы. Подобно многим другим учреждениям, эта система появилась для обеспечения временной защищённости - посредством финансовой поддержки – тех людей, которые оказались в несчастном положении и какое-то время неспособны поддерживать себя и свою семью. Однако когда такая помощь продолжается неопределённо долго, то эта система отнимает у людей шанс на улучшение их судьбы и возможность стать независимыми от такой помощи, и, в результате, они продолжают жить на удручающе низком уровне существования.

Я знала людей, которые, к моему удивлению, фактически использовали больницы и психиатрические лечебницы в качестве безопасного гнезда, лишь бы только не жить самостоятельной и ответственной жизнью. Некоторые люди более склонны к тому, чтобы о них заботились в таких заведениях, чем к развитию своих собственных способностей, чтобы стать независимыми и свободными от такой опоры.

Тюрьмы также могут использоваться некоторыми людьми в качестве альтернативы независимости, и хотя они, конечно, не обеспечивают удобного гнезда, всё же оно часто более безопасно, чем та жизнь, которой обитатели тюрьмы жили перед лишением свободы.

Даже обладание страной ядерным оружием может создавать у её населения иллюзию безопасности от нападения со стороны других стран и ужасающей трагедии войны со всеми сопутствующими ей лишениями.

Гнёзда, превратившиеся в стальные западни, вносят свой вклад в личную деятельность в обход сердца, удерживая пойманных в них людей на незрелой стадии развития. Это препятствует раскрытию сердца, не позволяя ему проявлять любовь к другим.


ЧАСТЬ II

Деятельность в обход сердца в общественных учреждениях

Глава 19

Деятельность в обход сердца в образовании

До сих пор мы исследовали влияние деятельности в обход сердца в различных взаимоотношениях в нашей личной жизни и то, каким образом мы, как индивидуумы, связаны друг с другом. Но мы также обусловлены и многими безличными факторами, так что мы должны рассмотреть, пусть даже и в малой степени, какое воздействие оказывает на нашу жизнь недостаток заботы в промышленности, организациях, учреждениях, объединениях и корпорациях. Ибо нравится ли нам это или нет, но все мы живём под их контролем и не можем избегать или игнорировать их, так как учреждения всех видов - главная часть нашего общества, и они в большой степени диктуют высокий или же недостаточный качественный уровень нашей жизни и, поэтому, жизни нашей страны.

Если мы посмотрим вокруг, то станет слишком очевидно, что очень немного любви проявляется в действиях этих конгломератов. Колоссальная задача попытаться вызвать изменения в таких гигантах, мягко говоря, приводит в уныние. Если мы смотрим на всю эту тяжеловесную проблему со стремлением осуществить столь необходимые изменения, то попытка проделать это в одиночку будет казаться невозможным свершением. Однако если даже только один индивидуум в каждой подобной многочисленной группе смог бы воссоединиться со своим собственным сердцем и привносить больше внимания, предупредительности и подлинной заботы в свою, пусть даже и небольшую, сферу деятельности, то это смогло бы действовать подобно небольшому количеству дрожжей, которые способны заквасить большую глыбу теста при приготовлении хлеба.

Прежде всего мы должны исследовать свою собственную жизнь, чтобы определить, не способствуем ли мы деятельности в обход сердца в наших отношениях. Если это так, то мы не должны ждать, пока мы станем совершенными и больше не будем виновны в закрытии наших сердец, прежде чем мы вовлечёмся в это движение. Нам нужно только начать этот воссоединяющий процесс, и тогда он будет прочувствован многими встречаемыми нами людьми, независимо от того, будут ли они замечать это осознанно или неосознанно. Когда люди видят бескорыстную любовь, они начинают открываться подобно цветам, раскрывающимся навстречу солнечным лучам, ибо большинство людей жаждут этого вида пищи для души.

Изменения могут быть мучительно медленными, поскольку нелегко расстаться с привычками, длившимися всю предшествовавшую жизнь. Но, в конечном счёте, эти перемены станут похожими на снежный ком из английской пословицы, который начинается с совсем маленького снежка, набирающего массу по мере его перекатывания и собирающего на себя всё больше и больше снега. Это маленькое начинание будет расширяться и достигать большего количества людей, которые бессознательно ждали шанса улучшить качественный уровень своей жизни - иметь более любящие и наполненные отношения с другими.

Множество таких маленьких начинаний могут формировать сеть, которая может расширяться, достигая всех уголков мира. Участвующие в этом люди могут и не знать друг друга, но каждый из них может действовать подобно маленькому светильнику, привносящему свет в окружающую темноту. Поэтому давайте рассмотрим те многие области, где необходима подобная деятельность.

Вначале необходимо выяснить положение дел в образовательных системах во всём мире. Они являются тем источником, которое определяет дальнейшее развитие детей. Молодые люди каждой нации, которые будут входить в состав различных учреждений в своей стране – это те, кто могли бы начать необходимые изменения, но это случится только в том случае, если они должным образом подготовлены к такой задаче. В настоящее время студентов, которые являются продуктом образования, обеспечиваемого школами и колледжами во всём мире, учат увековечивать деятельность в обход сердца, вынуждая их сосредоточиваться исключительно на интеллектуальных устремлениях и пренебрегая их сердцами. Такая система создаёт дисбаланс между инь и ян в каждом из учащихся и, поэтому, в окружающем их мире. Чтобы облегчить необходимые изменения, необходимо повсеместно вводить более сбалансированный режим для студентов, чтобы они могли готовиться к будущим изменениям. Как говорит Баба: "Образование - не просто для добывания средств к существованию, а для более полной и значимой жизни".

В настоящее время даже самые маленькие дети в детском саду уже наполнены и захвачены идеей соперничества. Многие родители начинают создавать подобные условия вскоре после рождения своих детей. Молодые родители наблюдают за младенцами своих друзей и знакомых, чтобы увидеть, продвинулись ли их собственные дети в такой же мере - даже на самых ранних ступенях - в своём развитии, ход которого, естественно, индивидуален и отличается у каждого конкретного ребёнка. Родители часто воспринимают как свою личную неудачу тот факт, когда их ребёнок не делает свой первый шаг или не произносит первое слово в том же самом возрасте, как и чей-то другой ребёнок. Дети быстро улавливают это отношение жестокой конкуренции в своих родителях и реагируют различными способами на такое давление, стараясь вырваться вперёд. Некоторые стремятся угодить своим родителям, прикладывая большие усилия и достигая наилучших результатов, другие протестуют и отказываются соперничать, а кто-то ещё чувствует свою неполноценность и прекращает попытки, чтобы избежать возможного поражения.

Эти ранние шаблоны поведения переходят во взрослую жизнь и продолжаются до тех пор, пока в определённый момент они не будут замечены и признаны, и не будет принято решение выйти из-под их сдерживающего влияния. Система образования - в том виде, в котором она находится сейчас – усиливает эту проблему и ещё глубже внедряет идею соперничества в сознание студентов, которые уже были первоначально запрограммированы честолюбивыми родителями, живущими в духе соперничества.

Этот вид контроля происходит от эгоизма и недостатка истинного беспокойства о благополучии детей. Родители должны понять, что более важным является то, что подходит и что необходимо каждому конкретному ребенку, а не то, что раздувает чувство собственного достоинства их родителей. От родителей требуется большая храбрость, чтобы позволять себе пренебрегать такой жёсткой и косной повсеместной практикой воспитания детей, но, по мере того, как всё большее количество родителей будет заинтересовано в благополучии своих детей, а не просто будет интересоваться одними только их формальными достижениями, то они покончат с этим традиционным подходом к воспитанию. Когда эта концепция будет воспринята большим количеством родителей, тогда они обретут достаточно большую силу, чтобы потребовать произвести изменения в системе образования, направленные на благо детей.

Такие маленькие начинания могут вызвать большие изменения, подобно тому, как для вызова масштабной цепной реакции может быть достаточно отдельных активных частиц. Когда в школах и колледжах изменится нынешняя система преподавания, в которой превозносятся умственные достижения и игнорируется сердце, то будет подготовлено гораздо больше молодых людей, способных поднять уровень сознания с помощью воссоединения со своими сердцами.

Саи Баба уже начал такой процесс в Индии. В его ашраме в штате Андхра-Прадеш он основал учебные заведения с уровня детского сада и до уровня университета. Они основаны на его программе общечеловеческих ценностей, которая преподаётся в дополнение к обычным академическим предметам. Студенты, которые были обучены по этой революционной системе Бабы, вступают в общество обеспеченными всем необходимым, чтобы вызывать требуемые изменения всюду, где они работают. Они будут способны осуществить такие изменения своим собственным примером, когда другие будут видеть их образ жизни, являющийся воплощением пяти главных общечеловеческих ценностей из программы Бабы во всём том, что они делают. Они будут примером для других, стремясь быть честными, действуя правильным образом в любой ситуации, позволяя потоку исходящей изнутри любви изливаться на их окружение и на всех тех, с кем они вступают в контакт, ведя себя миролюбиво, несмотря на любые провокации, заставляющие их реагировать отрицательно, и избегая любого вида насилия (ментального, эмоционального, словесного или физического).

В противоположность этому большинство студентов отправляются на свои будущие рабочие места тяжело нагруженными различными внедрёнными в их сознание программами, вначале полученными при их раннем воспитании родителями и другими членами семейства, а затем при получении образования в школах и колледжах, которые они посещали. Вполне очевидно, что существующая образовательная система не преуспела в подготовке всесторонне развитых студентов, поскольку она выпускает из стен учебных заведений мужчин и женщин, которые недовольны собой, не развили в полной мере свои потенциальные возможности и не могут правильно ориентироваться в жизни. Односторонний, ограниченный и механистический образ жизни, который мы видим вокруг нас, не делает людей счастливыми, равно как и не способствует улучшению положения в мире в целом.

Реорганизация системы образования - первый шаг в исправлении этой ситуации, так как система образования - основа всех остальных систем нашего общества. Изменяя нашу систему ценностей и открывая наши сердца, мы можем изменять мир, давая людям надежду и вдохновляя их становиться более гуманными.

Глава 20

Бессердечность в правительстве

Образование – это только одна из тех многих областей, которые контролируются правительством, и в которые необходимо инвестировать определённые капиталовложения. Очевидно, что приоритеты всех членов руководящего органа будут влиять на заключительное распределение доступных фондов между всеми осуществляемыми программами. Но поскольку все различные члены правительства сами являются продуктами существующей системы образования, то они подвергались воздействию деятельности в обход сердца и сосредоточению на интеллектуальных устремлениях. Они были обучены принимать решения, руководствуясь рассудком, и только в небольшой степени - своим сердцем. Политики почти исключительно основываются на рациональном мышлении, а не на учитывании и рассмотрении того, что было бы наилучшим для их избирателей.

Имеется много других факторов, которые также влияют на правительственные решения. Например, мужчины и женщины, входящие в состав различных секций правительства, склонны, как и все остальные люди, к личной заинтересованности и своекорыстию. И если некоторые решения, которые они рассматривают, могут привести к потере занимаемого ими положения и того жалованья, которое они получают на этой должности, то они будут колебаться в принятии такого решения.

Достаточно интересен тот факт, что всякий раз, когда поднимается вопрос о желательности и целесообразности многих из тех программ, которые непосредственно влияют на наши жизни, то неизменно приходит один и тот же ответ, а именно - "Мы даём людям то, о чём они просят". Это стало порочным кругом, и пока большее количество людей не начнёт выражать свои права, задаваясь вопросом о целесообразности многочисленных и разнообразных регулирований и ограничений, воздействующих на их жизнь, ситуация не сможет быть улучшена.

Те из нас, кому небезразлично наше нынешнее и будущее благополучие, благополучие наших семей и людей во всём мире, имеют возможность выступить против всё более ускоряющегося вторжения по установлению контроля - напоминающего посягательство гигантского мозга или компьютера - над всеми сферами нашей жизни, когда не проявляется забота о качестве жизни индивидуумов, составляющих каждое сообщество или страну.

Было бы совершенно бесполезной тратой времени обвинять правительство в тех проблемах, которые окружают нас. Каждый из нас так или иначе ответственен за них, так что мы – именно те, кто должен браться за них и пытаться помогать их решению, прилагая усилия к тому, чтобы быть услышанными. Никаких изменений не произойдёт, как по волшебству, если мы не объединимся, чтобы потребовать их. Баба говорит: "Либо правительство должно обладать способностью обучать и преобразовывать людей, либо люди должны обладать способностью обучать правительство".

В цели этой книги не входит попытка изложить все те способы, посредством которых наши жизни управляются мышлением и планированием тех, кто находится у власти. Действительно, сердечная энергия отсутствует везде, куда бы мы ни взглянули. Но те из нас, кто понимают всю серьёзность положения, связанного с влиянием недостатка любви на людей – это те самые, кто могут начать вызывать небольшие перемены, которые будут вести к более значительным, так остро необходимым в каждой области нашей жизни.

Мы не беспомощны или ничтожны, ибо наша истинная Сущность не имеет границ, когда бы мы ни обращались к Ней, призывая Её проявляться в наших мыслях, чувствах, словах и делах каждый день нашей жизни. Независимо от того, где мы живём или работаем, мы можем осуществлять перемены, так что каждому из нас решать, согласен ли он или она принять этот факт и действовать соответственно, подобно тому, как мы направляемы изнутри, когда мы ищем водительства нашего высшего "Я".

Глава 21

Деятельность в обход сердца в финансовой области

Какую роль в деятельности в обход сердца играют деньги? Когда Саи Баба позвал меня на интервью, специально посвящённое изложению его программы "Потолок для желаний", он разъяснил роль денег, которая неправильно истолковывается многими людьми.

Он сказал мне, что деньги - сами по себе - не корень всего зла, как старая поговорка убеждает нас. Он объяснил, что деньги – это форма энергии, и, подобно любой другой энергии, она нейтральна, не являясь ни хорошей, ни плохой. Например, такой вид энергии, как электричество, может использоваться для отопления дома, приготовления пищи или освещения комнаты, и каждое из этих применений мы расцениваем как положительное, но, с другой стороны, электричество может использоваться и для нанесения вреда, оно даже способно убить.

Аналогично Баба сказал, что пища – тоже форма энергии, и что она также может или питать человека, потребляющего её, или, наоборот, она может вызвать болезнь или даже смерть, если она загрязнённая или несвежая.

Если деньги – это энергия и, поэтому, они нейтральны, то почему во все эпохи они считались источником всех зол? Деньги - не зло; то, как они используются теми, кто распоряжается ими, может быть порочным. Они могут приводить либо к положительному, либо к отрицательному результату - согласно намерениям тех, кто использует их. Так что не сами деньги, а те, кто распоряжаются ими, делают их благотворными или порочными в их проявлении. В праведных руках они могут быть великим благословением, в то время как в неправедных они могут стать настоящим проклятием. Так что нам нужно рассмотреть, как они могут использоваться для плохих целей и как они могут использоваться для добрых дел, как в отношении тех, кто пользуется ими, так и в отношении тех, на кого они оказывают влияние.

Баба учит, что деньги не должны тратиться впустую. Он говорит о том, что они должны использоваться в служении человечеству для улучшения наших условий жизни. Множество людей используют деньги для накопления всё большего количества привязанностей, приобретая всё большее количество имущества в надежде обрести защищённость и безопасность. Такая жадность равносильна попытке нести чрезвычайно тяжёлый багаж целыми днями в течение всей жизни, не выпуская из рук этой тяжёлой ноши даже на мгновение. Такая привычка, вне всякого сомнения, будет в конечном счёте вести к жестокому разочарованию и чувству опустошённости, поскольку материальные вещи не могут удовлетворять своего владельца всегда, ибо сама их природа крайне непостоянна.

Как и со всеми другими формами энергии, деньги тратятся впустую или используются неуместно в каждом аспекте жизни и во всех частях мира. Если бы эта широко распространённая трата была бы остановлена, это пошло бы на благо людей всего мира. Однако мы не можем позволить себе критиковать других людей или правительство, если мы также виновны в напрасной трате денег в своей частной жизни.

Баба предоставил программу "Потолок для желаний", прекрасно приспособленную для того, чтобы помочь каждому, кто желает использовать её, вносить свой вклад в устранение напрасной траты таких четырёх категорий, как деньги, пища, время и энергия. Приступив к осуществлению его программы на практике, мы можем вызывать перемены, и когда наш личный вклад будет объединяться с усилиями многих тысяч других людей, то в целом это должно произвести сильное воздействие.

Те люди, которые приходят к поспешному ошибочному заключению о том, что предлагая эту программу Баба призывает нас жить в жалкой нищете, уже больше не будут слушать никаких дальнейших слов. Слишком многих людей приучили к тому, что бедность идёт рука об руку с духовностью, и что не "духовно" иметь деньги и имущество. На самом деле выбор бедности в ошибочной вере в то, что это более "духовный" образ жизни, наряду с ожиданием от других людей, что они будут обеспечивать наши потребности, может заблокировать духовный прогресс. Наличие денег или их недостаток – это не проблема. Они могут стать препятствием на нашем внутреннем пути, если мы становимся привязанными к ним как к символу нашей защищённости или позволяем им господствовать над нами. Когда мы свободны от их контроля над нами, тогда мы можем использовать деньги различными полезными и благотворными способами. Тогда они становятся благословением, а не помехой на нашем пути.

Баба подчёркивает необходимость "севы", или служения, что означает, что всё то, чем мы занимаемся, должно побуждаться служением, а не той суммой денег, которую мы получим за наши труды. Нынешний распространённый обычай работать как можно меньше и надеяться на как можно большую сумму денег в качестве оплаты за такой свой труд нуждается в полном изменении. Когда большее количество людей будет смотреть на свою работу как на форму поклонения, посвящая её своему внутреннему ВС и позволяя Ему действовать через них, тогда и всеобщая ситуация с использованием денег начнёт улучшаться. Тогда смогут появиться достаточные фонды, чтобы служить людям, будь то с помощью специальных фондов для финансирования образования или другими способами.

Так что давайте прекратим бесполезную привычку обвинять других людей, судьбу или правительство за те беды, которые мы видим вокруг себя. Мы можем начать с приведения в порядок своей собственной жизни.

У всех нас имеется тенденция всюду нести с собой своё имущество. Также мы обращаемся с другими людьми так, как будто они – наша собственность. Мы должны помнить, что другие люди только временно предоставлены нам для использования в этой жизни. Поэтому, как говорит Баба, мы должны быть готовы отвергнуть имущество и привязанности наряду со всеми теми наслоениями, которые мы несём на своих плечах, ибо всё это заслоняет наш взор, не позволяя нам видеть наш собственный свет и мешая освещению нашего пути, ведущего обратно к единению с нашим источником.

Может показаться, что нам было бы легче, если бы у нас вовсе не было никакого имущества, но если же мы обладаем им и всё же остаёмся непривязанными к нему, не позволяя ему господствовать над нами, то, фактически, это более благотворно для нашего роста.

Глава 22

Исчезнувший пропавший багаж

Достаточно интересно, что у меня был личный опыт фактической жизни без багажа при недавнем посещении Германии. Я планировала находиться там в течение месяца, чтобы проводить семинары по моей работе и множество бесед в различных Саи-центрах.

В начале поездки я сдала в багаж мои чемоданы в аэропорту Лос-Анджелеса, пронаблюдав за тем, как они ехали на движущейся ленте транспортёра, и получила обычные багажные квитанции, которые должны были позволить мне получить багаж обратно, когда самолёт приземлится в пункте назначения. Однако после прибытия в аэропорт Франкфурта я не обнаружила на ленте багажного транспортёра своего большого чемодана, в котором содержалась моя одежда на следующий месяц, а также некоторые из тех предметов, которые я использую на семинарах. С помощью встречавшего меня друга мы сообщили об отсутствующем багаже, но, несмотря на то, что персонал аэропорта сделал несколько запросов, чемодан так и не обнаружился. Меня уверили, что о пропаже будет сообщено по всемирной компьютерной системе, и что когда местонахождение чемодана будет определено, его отправят прямо мне, где бы я ни находилась к тому времени.

Я была потрясена, когда поняла, что мне придётся осуществить мою поездку без него. У меня имелась только та одежда, что была на мне во время перелёта, и ещё один комплект одежды в моём пакете из ручной клади. Как мне удастся провести семинары и беседы в течение месяца при очень холодной погоде в то время года в Германии, где лежал снег во многих местах, которые я должна буду посетить? Вот уж дилемма!

Однако я быстро поняла, что обладаю свободой выбора в отношении того, как я буду реагировать на это, поскольку я научилась тому, что все мы свободны решать, какое отношение принимать и как мы встречаем происходящее с нами. Я стояла перед казалось бы неразрешимой проблемой, и как же тогда я должна реагировать на неё? Я могла бы потерять самообладание и устроить скандал в авиакомпании из-за потери моего багажа, но что бы это дало? Это бы только вызвало у меня крайнее возбуждение и расстройство, но не вернуло бы моего чемодана. Или же я могла бы из жалости к себе расплакаться из-за того, что как это несправедливо – пострадать от такой пропажи, когда я согласилась на столь дальнюю поездку в другие страны с перелётом на самолете, чтобы поделиться той работой, которой меня научили. Или же я могла бы спрашивать: "Почему я?",- и впасть в депрессию из-за такого поворота судьбы. Но такое отношение также не решило бы этой проблемы. В моей работе меня научили перестать предаваться обычной привычке обвинять других людей, судьбу или обстоятельства внешнего мира за происходящие с нами ситуации, и, вместо этого, спрашивать себя о том, чему можно научиться в каждом конкретном случае и какое отношение будет правильным при данных обстоятельствах. Я делилась этой практикой с другими, так что теперь я знала, что я должна использовать тот же самый совет в отношении самой себя.

Я отстранилась от этого тяжёлого события и обратилась за помощью внутрь себя. Таким образом я сняла бремя с моих плеч и передала его ВС или внутреннему Бабе, который точно знал то, почему это случилось, чему это должно научить меня и как выйти из этого положения. Так что я мысленно произнесла: "Я прибыла в Германию, чтобы в течение месяца проводить семинары по моей работе и беседы на собраниях Саи-центров. Мой багаж, содержащий всю мою тёплую одежду, отсутствует. Я сделала всё, что я могу, чтобы найти его, но это ничего не дало. Пожалуйста, помоги". Таким образом я буквально отпустила проблему и, благодаря этому, освободилась от неё; я оказалась способной действовать весело и беззаботно и рассматривать весь эпизод как шутку.

Я пыталась купить какую-нибудь другую одежду, но в каждом магазине мне сообщали о том, что вся тёплая одежда была продана месяц назад во время январских распродаж, и сейчас в наличии есть только лёгкая летняя одежда. Она никак не могла помочь мне в холодную погоду, особенно в тех местах, где ещё лежал снег.

И тогда начали происходить наиболее удивительные события. Различные женщины - некоторые из тех, кого я уже знала, но также и другие, которые услышали о моей ситуации - подарили мне одежду или одолжили её на время визита, так что я была обеспечена необходимым благодаря их доброте. Даже фотография Бабы была подарена мне с упоминанием о том, что мои собственные фотографии, наверное, также находились в моём потерянном багаже, и это так и было.

Весь этот инцидент вне всякого сомнения доказал, что мы будем обеспечены всем, в чём мы нуждаемся, если мы согласны обратиться внутрь себя и попросить о помощи. Многие люди говорили мне, что это урок имел большое значение и для них самих.

Будь это так называемая собственность, которую мы потеряли, или человек, которого мы любим - всё это в нашей нынешней жизни только временно и предназначено для нашего взаимного обучения. Так что мы должны относиться к ним легко и непринуждённо, и быть готовыми отпустить их тогда, когда для них наступает время покинуть нас. Ибо, как говорит Баба: "Свобода – это независимость от внешнего. Тот, кто нуждается в помощи другого человека, вещи или условий - их раб. Совершенной свободы нет ни у одного человека на земле, потому что само значение смертной жизни - взаимоотношения с другими и зависимость от них. Чем меньше число желаний, тем больше свобода. Следовательно, совершенная свобода - абсолютное отсутствие желаний".

Это не означает, что мы должны избавиться от взаимоотношений и имущества, поскольку этот кажущийся лёгким путь был бы простым бегством от изучения того, чему только эти вещи могут научить нас. Мы не можем жить в вакууме. Мы нуждаемся в людях и объектах в качестве своих учителей и испытаний. Как говорит Баба, именно зависимость от них препятствует нашему освобождению.

Вследствие потери моего багажа я имела дело со страховой компанией, которая занимается исками о возмещении ущерба. Таким образом я на личном опыте узнала, как проявляется деятельность в обход сердца в страховых компаниях.

Во всех аспектах своей жизни я стремлюсь как можно точнее следовать учению Бабы и тому, чему меня научили в моей работе с тонкими планами сознания. Я старалась подробно заполнять многочисленные необходимые формы, дополняя их всеми остававшимися у меня чеками, ещё сохранившимися после приобретения этих вещей, и консультируясь в различных магазинах, чтобы выяснить вероятные затраты на замену всего утерянного. Я наивно полагала, что поскольку я много лет регулярно платила страховые взносы и до этого случая не заявляла о каком-либо значительном понесённом ущербе, то с удовлетворением моего требования не должно быть никаких проблем.

Как же я ошибалась! Несмотря на всю ту заботу и честность, с которой я заполнила заявление, оно было подвергнуто сомнению. Меня попросили предоставить дополнительные доказательства того, что я купила все внесённые в список изделия одежды. После того как я заполнила дополнительные документы, мне сообщили, что я должна выслать свои фотографии, на которых я запечатлена в различной одежде, упоминавшейся в поданном списке, а также письменные свидетельства людей, которые могли бы поручиться за тот факт, что они видели меня в этой одежде. На этой стадии я приняла твёрдое решение отстоять свои права, основываясь на том, что я платила страховые взносы регулярно и не пыталась обманывать страховую компанию.

Баба говорит нам, что если мы потворствуем неправедному и не делаем ничего, чтобы указать на это или исправить, то мы несём за это ответственность наряду с тем, кто виновен в такой ситуации. Поэтому я попросила представителя страховой компании объяснить ситуацию. Я была проинформирована, что строгие требования были вызваны имевшими место фактами, когда некоторые люди, пострадавшие от подобной потери, не были честными в своих претензиях. Эти люди включали в свой список потерянной одежды дорогие изделия, которые не содержались в их утерянном багаже. Непорядочность нескольких недобросовестных людей теперь создала проблемы для других, кто точно и тщательно сообщает о своих потерях.

Эта печальная ситуация показывает, как люди с закрытыми сердцами могут влиять на целые компании, порождая корпоративную политику, также направленную в обход сердца.

Опять же, мы можем смотреть только на свою собственную жизнь, чтобы быть уверенными в том, что наши действия исходят от сердца. Те из нас, кто определяет политику своих организаций, должны стараться держать свои сердца открытыми при принятии каждого решения и не руководствоваться одной только головой, грубо отгораживаясь от людей, нуждающихся в нашей помощи, из-за того, что несколько нечестных людей создали проблемы в прошлом. Остальные же должны осознать последствия своих действий и принять решение не наживаться за счёт обмана других, будь то большие безличные страховые компании или те, кто более близок нам.

Глава 23

Миф "Отныне всегда живи счастливо"

Однажды во время работы с тонкими планами сознания мне показали огромную мыслеформу, построенную вокруг мифа о том, что если мы встретим правильного человека, то после этого мы уже будем жить счастливо до конца своих дней. Первая познанная мною вещь состояла в том, что сказки и мифы касаются поисков внутреннего партнёра, а не внешнего поиска другого человека, способного удовлетворять наши потребности. Мы должны искать внутри, чтобы обнаружить другую часть самих себя. Мы должны соединиться с этой внутренней частью, чтобы позволить себе стать целыми. Во внутреннем браке или союзе отдельные части в конечном счёте сольются, и тогда мы сможем позволить ВС использовать нас как цельную личность в качестве Его инструмента.

Все романтичные мифы и сказки, такие как о благородном рыцаре, Золушке, Спящей Красавице и вечных поисках любящего и любимого человека оказываются очень запутывающими, если воспринимать их буквально. Эти мифы - косвенная причина любви без взаимности, различных ощущений незащищённости, чувства неполноценности или убеждения, что мы в чём-то ошибаемся или нам чего-то недостаёт, появляющихся тогда, когда мы не можем найти внешнего партнёра, и все эти представления подрывают уверенность в себе. Вера в то, что другой человек станет волшебной палочкой, способной решить любую проблему, является ложной, но мы все были запрограммированы этим мифом. Фантазия, что жизнь была бы идеальной с этим другим человеком, заставляет нам стремиться жить в будущем вместо проявления внимания к каждому наступающему дню и наблюдению за знаками и возможностями, раскрывающими нам следующие шаги нашего путешествия.

Этот миф "Отныне всегда живи счастливо" был показан мне на тонком плане сознания в виде мыслеформы. Она казалась совершенно неплотной и нереальной, подобно тем мыльным пузырям, которые ребёнок выдувает из игрушечного кольца с ручкой, предварительно опущенного в мыльный раствор, или подобно декорации, сделанной из бумажных салфеток, пены или сахарной ваты. Когда я попыталась мысленно войти в эту сцену, я обнаружила, что в ней нет ничего твёрдого, на что можно было бы опереться. Всё в этом мифе подводит людей и разочаровывает их.

Затем мне показали противоположную сторону этого мифа. Я увидела, что случается, когда человек приходит к пониманию его ненадёжности и ложности. Я также должна была войти в мыслеформу вокруг этой части, чтобы определить, какие ощущения она вызывает. Я опустилась в липкий слой, который напомнил мне о смоге над Лос-Анджелесом – тёмно-коричневом и плотном. Этот слой состоял из всех тех грёз и иллюзий, которые спутались и так и остались неосуществлёнными. Разочарование пришло в форме липкого ядовитого состояния.

Таковы были те две стороны мыслеформы, которые я ощутила. Когда этот миф приводит к разочарованию из-за того, что кто-то не может найти идеального партнёра, или же не может изменить нынешнего партнёра таким образом, чтобы тот стал соответствовать его или её представлениям, тогда человек часто отворачивается от любого вида партнёрства и становится недовольным своей судьбой из-за испытанного разочарования.

Я осознала, что большинство людей поймано - как некоей сетью или паутиной - фантазией про "идеального партнёра". Но она также подобна состоящей из разочарования трясине, когда эта фантазия не осуществляет их мечту о счастье. Это похоже на пребывание на качелях или маятнике, когда одна крайность переходит в другую.

Только когда мы способны быть сосредоточенными непосредственно на середине, находящейся между этими двумя противоположностями, только тогда мы сможем осуществить внутреннее путешествие души в поисках её другой половины и пребывать в мире. Такова была истина, преподнесённая в сказках и мифах, но они были восприняты буквально, и это причинило невыразимое горе столь многим надеющимся людям. Только когда мы освобождены от плена этой мыслеформы, только тогда мы будем способны раскрыть наши сердца, не опасаясь, что это может повредить нам. Когда мы ищем внутри себя своего внутреннего партнёра, то результатом этого может быть только счастье, поскольку там нет ничего и никого, способного причинить вред или отвергнуть нас.

Мне также показали, что это не подразумевает, что мы не можем иметь внешнего партнёра, но что этот партнёр должен быть тем, кто поможет нам на нашем собственном пути, и мы сами должны быть готовы помогать ему. Никакой партнёр не может изменить другого человека и превратить его в такого, которого они ищут, поскольку они ищут не внешнего партнёра, а внутреннюю другую половину себя. Если мы понимаем это, то мы не будем поддаваться искушению стремиться подчинить другого человека своим желаниям, использовать любовные зелья, угрозы, обещания, шантаж и все другие уловки, чтобы вынудить его любить нас.

Глава 24

Пищевая индустрия

Было время, когда можно было покупать пищу в её естественном состоянии - без химических и других добавок. Фермеры и садовники удобряли почву естественными веществами, и поскольку тогда не было обширной сети международных перевозок, то пища продавалась и потреблялась в той местности, где она и производилась. Это означало, что так широко используемые в настоящее время консерванты тогда не были нужны. Местные жители ели то, что могло быть выращено в их местности в течение тёплого периода года. Чтобы обеспечить себе пропитание в зимние месяцы, когда нет свежих фруктов и овощей, люди запасали их с помощью сушки, соленья, консервирования или делали из них варенье и компот. Теперь у нас есть возможность покупать много пищевых продуктов, для которых сейчас не сезон в нашей местности, поскольку их привозят из других областей страны или других частей мира, где климат обеспечивает возможность круглогодичного выращивания урожая или где сезоны противоположны нашим.

Чтобы предохранить пересылаемые по всему миру пищевые продукты от гниения, пищу обрабатывают различными химическими добавками. Добавление консервантов препятствует порче пищи, уменьшая отходы и обеспечивая необходимым питанием многих людей, которые иначе могли бы страдать от голода или недоедания. В этом отношении добавление химических добавок может быть полезной и обоснованной практикой. С другой стороны, во многие пищевые продукты наряду с консервантами добавляются и другие химические добавки. Красящие вещества делают пищевой продукт более приятным для глаза, но также они могут производить вредное воздействие на потребителей, которое свойственно и некоторым ароматизаторам. Нитриты и нитраты также оказываются в пище в большом количестве. Множество инсектицидов, распыляемых на созревающий урожай, остаются в почве на многие годы. Некоторые фермеры засеивают соей те поля, которые насыщались инсектицидами, потому что соя обладает способностью впитывать некоторые химические вещества и, таким образом, удалять их из почвы. Однако когда такая соя съедается, эти химические вещества также попадают внутрь человеческого организма, так что мы бессознательно отравляемся той самой пищей, которую мы едим, чтобы оставаться здоровыми.

Бананы срезаются ещё тогда, когда они зелёные. Чтобы воспрепятствовать их слишком быстрому созреванию и порче ещё до того, как они попадут на рынки, они опыляются специальным химическим средством, призванным задержать созревание. Но по прибытии к месту назначения они затем опыляются снова, но уже другим химическим средством, которое призвано ускорить процесс созревания. Таким образом люди, которые едят бананы, подвергаются воздействию различных химических веществ, даже не подозревая об этом. Многие люди испытывают различные аллергические реакции, не имея ни малейшего представления о возможной причине своих симптомов, и поэтому они не в состоянии избежать будущих приступов.

Другие виды фруктов и овощей, особенно яблоки, опыляются мышьяком и другими инсектицидами, чтобы отпугнуть насекомых-вредителей, которые могли бы уничтожить их. В результате мы едим мышьяк и другие яды вместе с яблоками и другими пищевыми продуктами.

Другая проблема, особенно для страдающих аллергией людей - это добавление многочисленных веществ в консервы, фасованные пакетики с пищевыми продуктами, замороженную пищу, пищу быстрого приготовления, а также в пищу, подаваемую во многих ресторанах. МНГ (мононатриевый глутамат) – одна из добавок, вызывающая болезненные ощущения у многих людей, из-за которой они испытывают головные боли, тошноту и не могут собраться с мыслями. МНГ раньше обычно использовался только в китайских ресторанах, и вызываемые им болезненные ощущения поначалу назывались синдромом китайского ресторана. Это – усиливающий вкусовой агент, придающий больший аромат и вкус пищевым продуктам. Он продаётся на многих рынках и время от времени запрещается организацией PDA (Parenteral Drug Association, чьё расширенное название переводится как "международная ассоциация фармацевтической науки и технологии") как опасный для здоровья. Однако его использование постепенно распространяется всё больше и больше, потому что многие люди хотят, чтобы их пища была вкусной, и поскольку не у всех проявляется аллергическая реакция на МНГ.

Итак, помимо проявления аллергических реакций на различные известные вещества, многие другие люди подвергают риску своё здоровье, когда они употребляют пищу или напитки, в которых содержатся вредные для здоровья добавки.

Мы не можем изменить ту практику, которая господствует в пищевой промышленности, но мы можем в максимально возможной степени защищать свою семью и самих себя, отказываясь покупать сомнительные изделия. Необходимо время и терпение на то, чтобы прочесть каждый ярлык, проверить состав консервированных продуктов, состав расфасованной в пакеты или замороженной пищи, но это необходимо делать, если мы хотим защитить своё здоровье. Это ещё один способ проявления любви, поскольку он показывает, что мы проявляем достаточную заботу, предпринимая необходимые предупредительные меры для обеспечения безопасности семьи.

Вполне очевидно, что первоначальное намерение заключалось в сохранении пищи и защите потребителей от болезней, которые могли бы быть вызваны испорченной пищей. Однако, как оказалось, в пищевой промышленности возобладал ещё более сильный, но и более эгоистичный мотив извлечения большей прибыли. Из-за этой ситуации каждый из нас сталкивается с необходимостью нести личную ответственностью за внимательный и заботливый выбор пищи, которую потребляем мы и наши семьи. Мы можем избегать потребления обработанных и законсервированных пищевых продуктов и употреблять такие, которые созревают в данное время года. Таким образом все мы можем действовать сообща и избегать тех пищевых продуктов, которые содержат вредные химические добавки, убеждая фермеров выращивать продовольствие с использованием естественных органических удобрений и традиционной системы земледелия.

Глава 25

Деятельность в обход сердца в медицине

Когда я росла в Англии, на меня оказал большое влияние - одно из наиболее важных в моей жизни - образ замечательного человека, которого я всегда называла "дока". Он был врачом широкого профиля, женатым на самой старой сестре моей матери. Обычно я проводила мои школьные каникулы с ними, и одно из моих самых любимых воспоминаний связано с тем, как я ходила вместе с ним, когда он совершал обход, посещая тех пациентов, которые были слишком больны, чтобы приходить к нему в кабинет для лечения. Они жили на севере Англии в районе, где была развита угольная промышленность, и многие из его пациентов были шахтёрами или членами их семей. Все они любили его, поскольку он нёс с собой гораздо больше, чем свои медицинские навыки, чтобы лечить и заботиться о них. У него всегда находилось живое и радостное слово для каждого, и он знал всё об их жизни, детях, душевных муках и печалях, поскольку он заботился обо всём человеке в целом, а не только о больном теле.

Многие из его пациентов были настолько бедны, что они не могли позволить себе оплачивать даже его очень дешёвые услуги. Так что ему часто давали мешок картофеля, выращенного на крошечных огородах, обрабатывавшихся в те свободные минуты, которые они могли уделить для этой цели после долгих часов работы в угольных шахтах. Или же они могли застенчиво вручить ему банку консервированных фруктов или варенья, сделанного из плодов дерева, которое они заботливо вырастили. Я, конечно же, была очарована происходящим, и мне всегда было интересно видеть, что же будет вручено ему с нерешительной улыбкой дающим, который явно стремился увидеть, был ли подарок достаточно большим, чтобы компенсировать оказанную помощь, и в то же время дающий не был способен предложить что-то большее, ибо даже это маленькое доброхотное даяние отнималось от их скудного рациона.

"Дока" никогда не игнорировал зов о помощи. Он принимал пациентов в своём кабинете целый день и затем отправлялся на совершение обхода, чтобы посетить тех, кто не мог прийти к нему сам. Для каждого из них у него находилась весёлая улыбка и ободряющее слово. Каждый пациент был для него важным человеком, и никто не получал отказа в лечении.

Эти ранние ощущения, полученные при наблюдении за его врачебной деятельностью, стали для меня образцом того, каким должен быть доктор. Будучи идеалистическим ребёнком, я боготворила его, и моей самой любимой мечтой было стать доктором, когда я вырасту; но этому не суждено было случиться.

Когда я в настоящее время смотрю вокруг и слышу отзывы других, то мне становится печально от осознания того, насколько радикально изменилось положение дел в медицине. Медицинская практика была низведена до бизнеса, когда цель часто предстаёт в виде стремления заработать как можно больше денег, а не на сосредоточении на оказании помощи тем, кто обращается за лечением различных болезней. Результатом первоочередного стремления заработать деньги стало то, что доктора стараются принять как можно больше пациентов, создавая плотный временной график приёма пациентов в своём офисе. Вполне очевидно, что такой график не позволяет доктору уделять достаточное количество времени на то, чтобы познакомиться с пациентом или узнать его образ жизни, привычки, ситуацию в семье или то, как всё это может отражаться на его симптомах. Каждый пациент становится просто очередной обрабатываемой единицей на конвейере, по которому движутся эти безликие пациенты. И поэтому вместо того, чтобы полагаться на свою диагностическую способность, доктора заставляют каждого пациента пройти через бесчисленное количество тестов, призванных попытаться установить причину его недуга. Машины определяют болезнь и подменяют собой личный контакт заботящегося человека.

В дополнение к этому обесчеловечиванию медицинской профессии постоянно увеличивающийся арсенал лекарств заменяет собой те естественные лечебные средства, которые использовались прежде и которые помимо того, что обычно облегчали страдания, не создавали тех дополнительных проблем, которые могут вызывать столь многие лекарства с их частыми побочными эффектами.

Ситуация, которая наблюдается в настоящее время в больницах – ещё один яркий пример недостатка сердечности в области медицины или исцеления. С пациентами часто обращаются безличным образом, как будто они - неодушевлённые объекты, лишённые нервов или чувств.

Попасть в больницу - это пугающая перспектива вообще, но размещение в виде порядкового номера в кровати в комнате может быть даже ещё более устрашающим для человека, который уже и так страдает от серьёзной болезни. В такой ситуации пациент лишился чувства безопасности своего дома и семьи, находится в полном одиночестве среди незнакомцев и собирается пройти через множество тестов, чтобы определить причину нынешней болезни, общая стоимость которых может оказаться такой, какую пациент не сможет себе позволить.

Я вспоминаю о больнице, построенной в соответствии с предписаниями Саи Бабы в его ашраме в Индии – в стране, которая является одной из наиболее не затронутых цивилизацией стран в отношении гигиены. Но в этой больнице пациент не оставлен в полном одиночестве без права посещения его близкими людьми. Общепринятой практикой является пребывание членов семейства рядом с пациентами, чтобы заботиться об их потребностях, когда им не может уделить необходимое внимание занятый больничный персонал. Члены семьи находятся рядом, в то время как их родственник проходит через предписанные тесты, и они ожидают возвращения пациента. Никто не оставлен один на один с вполне естественными опасениями, связанными с пребыванием в больнице.

С другой стороны, многие доктора на Западе сообщают, что им приходится всё больше и больше полагаться на стандартные тесты из-за огромного увеличения страховых выплат, которые они должны выплачивать в результате судебных процессов, начатых пациентами по самому малейшему поводу из-за воображаемого или действительного неправильного лечения, назначенного врачом. Здесь снова вполне очевидно проявляется недостаток сердечности, когда пациенты бросаются предъявлять иск и начинать судебный процесс против доктора, стремясь заработать на этом большие деньги. Эта практика создаёт проблемы для людей, выдвигающих законные претензии, которым иногда отказывают в возмещении их затрат на неправильное медицинское лечение из-за непорядочности других пациентов.

Ложные страховые претензии и сверхзаинтересованность некоторых страховых компаний в извлечении максимально возможной прибыли вносят свой вклад в недостаток заботы о тех, кто нуждается в финансовой помощи, на которую они имеют право, особенно когда они оплачивали свои страховые взносы. В обоих этих случаях сердце было перекрыто и отгорожено, и только мозг оставался активным при принятии решений.

Вместо того чтобы обвинять других, каждый из нас может исследовать свои собственные мотивы. Действительно ли мы виновны в непорядочности? Мы способны изменить только наши собственные сомнительные методы. Мы не можем непосредственно изменить сомнительные методы других людей или компаний, но мы несём ответственность за то, чтобы указать на их проступок, когда мы замечаем его. Мы можем чувствовать себя беспомощными произвести изменения в одиночку, но когда многие люди прилагают совместные усилия для исправления ошибок, то их общая сила обретает большую мощь, способную вызвать необходимые улучшения в системе.

Глава 26

Деятельность в обход сердца в религиях

Все распространённые религии содержат основополагающее послание о том, что каждый должен делать другим только то, что он сам хотел бы, чтобы другие делали для него. И всё же, если мы посмотрим вокруг, то не сможем не задаться вопросом, что же случилось с этим всеобщим посланием. Мы видим полную противоположность этому в деятельности, осуществляемой во всех частях мира. Так же, как индивидуумы сосредоточиваются главным образом на том, что хорошо лично для них, такую же самую эгоистичную позицию можно видеть и в отношениях между странами и их лидерами в своих взаимоотношениях друг с другом.

Если все мы составляем одно целое в Источнике, то всё то, что мы делаем кому-то ещё, мы фактически делаем самим себе, будь то на личном или национальном уровне. Это правило изложено законами кармы, которые устанавливают, что всё то, что мы привносим в мир - как пагубное, так и полезное - в некоторое время в будущем отразится на нас самих и заставит нас испытать именно то, что мы первоначально сделали другим своей мыслью, словом или делом. Так что вместо того, чтобы обвинять судьбу или других людей за свои проблемы, мы на самом деле должны обвинять или благодарить только самих себя за то, что случается с нами.

Религиозные концепции можно сравнить с указателями или базовыми правилами, но если мы только слышим их толкование или читаем о них в священных писаниях и святых книгах и не применяем эти концепции на практике в своей личной жизни, то они не смогут помочь нам. Их послание является громким и ясным. Мы же - те, кто решил закрыть свои сердца и действовать вопреки их учению.

Однако в наиболее организованных религиях духовенство и старейшины находятся во властном положении между словами священных писаний с одной стороны и членами паствы или сообщества с другой. Они несут ответственность за толкование и разъяснение значения конкретных поучений, чтобы эти заповеди были полностью поняты большинством паствы. Но зачастую они оказываются теми самыми людьми, которые исказили их подлинное значение и даже иногда подавляли и утаивали некоторые поучения, поскольку они не соглашались с ними или же не хотели делать их общеизвестными.

Снова встаёт вопрос об управлении, ибо находящиеся у власти люди могут очень легко соблазниться возможностью воспользоваться своим положением в корыстных целях. Вместо того чтобы использовать своё властное положение для оказания помощи последователям учения на выбранном ими пути, некоторые религиозные лидеры вводят множество правил, которые должны слепо соблюдаться, и ищущие могут не иметь права задавать какие-либо вопросы. Они также могут преподносить поучения буквально, не объясняя изначальные истины, которые неизменно давались в символической форме.

Группы, которые формируются вокруг религиозного идеала, часто опускают любые упоминания о том включённом в столь многие древние тексты факте, что на уровне внутренней сущности (или ВС, Высшего Сознания) все мы едины и составляем одно целое, и что в конечном счёте каждому, кто готов и желает этого, должно быть позволено выйти за рамки постулатов, чтобы в дальнейшем полагаться на своего собственного внутреннего учителя. Равно как они не учат и тому, что духовных ищущих необходимо постепенно избавлять от свойственной раннему периоду развития зависимости от внешних наставников, которые часто расходятся во мнениях с Тем, который находится внутри. Некоторые из лидеров церквей, храмов, синагог и других мест для собраний не заботятся о благополучии и успешном развитии индивидуальных членов своей паствы. Находясь в своём властном положении, они часто сосредоточиваются только на толковании священных писаний. Этот ментальный подход приводит к закрытию их сердец.

Таким образом игнорируются сердца как духовенства, так и их прихожан. Люди вводятся в заблуждение относительно своей истинной сущности и тождественности, и им не дают возможности учиться через соприкосновение с любовью, которая доступна из того внутреннего источника.

Как и в случае с другими общественными институтами, индивидуально мы не можем изменить такое положение дел. Но каждый из нас обладает свободой в определении тех ценностей, согласно которым мы хотим жить. Мы также можем решиться искать внутренний контакт со своей Подлинной Сущностью, чтобы позволить Её любви открывать наши сердца и позволять той расширяющейся любви изливаться в наше окружение, в людей, которых мы встречаем в своей жизни, и во все части мира, где она так необходима.

Когда я провожу семинары по моей работе, я начинаю каждую встречу с группового упражнения или медитации, в которой в качестве наглядного пособия используется символ майского дерева. Всех желающих участвовать в ней просят мысленно представить, что они берут одну из лент, привязанных к вершине майского дерева. Они могут выбрать ленту любого желаемого ими цвета. Эта лента действует подобно телефонному соединению с многогранным ВС, мысленно представляемым на вершине майского дерева в том месте, где привязаны все ленты. Я предлагаю участникам мысленно попросить ВС изливать вниз по выбранной ими ленте Его не ограниченную никакими условиями любовь, которая затем может быть направлена ко всем известным им больным или несчастным людям и во все части мира, где недостаёт благополучия и покоя. Это упражнение, которое занимает всего несколько минут, является тем служением, которое может выполнять каждый. Когда оно будет умножаться усилиями многих людей, оно сможет вызвать перемены и устранить то беспомощное чувство, которому подвержены многие из нас перед лицом всемирного бедствия.

Это может быть простой, но очень практической формой молитвы, которая может осуществляться индивидуально или в группе.

Глава 27

Деятельность в обход сердца в организациях

Так как деятельность в обход сердца настолько распространена, то она проявляется в каждом аспекте жизни, где люди взаимодействуют друг с другом. Это особенно очевидно в различных организациях, которые объединяют множество людей в рамках одного движения.

Поскольку я решила следовать учению и указаниям Саи Бабы, то я часто оказываюсь на собраниях различных групп его преданных, ибо Баба призывает проводить сатсанги, что означает общение с другими праведными людьми, обладающими схожими взглядами, и эти встречи призваны служить напоминанием о тех поучениях, которые должны применяться на практике. Однако Баба говорит, что он может пересчитать по пальцам своих истинных преданных - настолько они редки. Огромное большинство тех, кто следует за ним, находится в процессе изучения применения его учения на практике в своей жизни и в своих отношениях с другими, будь то случайные знакомые, родственники или друзья.

К сожалению, возникло неправильное представление о том, что когда кто-то решает стать преданным, то он или она немедленно становится чистым как младенец, в одно мгновение как по волшебству избавляясь от всех человеческих недостатков и слабостей. Если мы действительно задумаемся над этим, то ошибочность и нелепость такого заключения станет предельно ясной. Да, все мы хотели бы быть преобразованными в одно мгновение и избавленными от всех своих недостатков. Но даже если бы это и было возможно, то такое радикальное преобразование нанесло бы невыносимо тяжёлый удар по нервной системе. Большинство людей ненавидит перемены и ещё больше ненавидит неопределённость. Этот факт проявляется очень ясно в тех ситуациях, когда человек предпочитает оставаться в трудных взаимоотношениях или даже в опасной ситуации, которая знакома и понятна ему, не желая выбирать альтернативный вариант, который оказывается Тем неизвестным и поэтому пугающим, ибо он влечёт за собой незащищённость.

Те, кто называют себя преданными Саи – всего лишь обычные люди, которые оказались под влиянием Бабы и его очень практического учения. Они не обязательно сразу же превратились в ангелов, как бы мы ни хотели в это верить. Так что мы должны быть готовы видеть в организации Саи Бабы те же самые трения, проблемы в общении, то же самое соперничество, стремление выделиться и все остальные проблемы, встречающиеся в любой группе индивидуумов.

Сам Баба говорит, что его организация похожа на мини-версию мира, которая может учить нас взаимоотношениям с другими людьми, чьи взгляды могут отличаться от наших собственных настолько, что они даже могут находиться в прямом конфликте с нашими. Как я уже говорила прежде, одно из высказываний Бабы помогает нам урегулировать эти различия во взглядах. Он говорит, что мы не всегда можем сделать одолжение или помочь другому человеку, если мы не соглашаемся с его или её мотивами или убеждениями, или же если нам недостаёт веры в убеждения этого человека. Также нам нет нужды делать то, что хочет от нас другой человек, поскольку следование его желанию может оказаться для нас неправильным действием. Но, продолжает Баба, хотя мы не всегда можем согласиться на то, к чему нас вынуждает другой человек, всё же мы должны внимательно относиться к тому, как мы выражаем свой отказ. Мы должны всегда говорить и действовать любезно. Это подразумевает быть твёрдым и уверенным в своей собственной позиции и в том, что является правильным для каждого из нас, но делать это необходимо таким образом, чтобы не наносить ненужного оскорбления или обиды тому, кто принуждает нас, и не порождать в нём или в ней чувство опасности, угрозы или ощущения, что его или её подвергли грубой критике.

Если мы вспомним, как Баба убеждает нас, что по своей сути мы все едины и составляем одно целое, и поэтому каждый из нас обладает равной ценностью, то мы поймём, что никто не вправе осуждать других.

Однако все мы несём ответственность за своё собственное поведение, и мы должны стремиться жить согласно учению, которое подтверждает свою правильность для каждого из нас. Это означает, что мы должны оставаться верными своим убеждениям и отстаивать своё право на них, и что мы должны следовать правильному образу действий, находящемуся в гармонии с нашими убеждениями. Ответственность за это лежит на нас самих, и поэтому мы должны отстаивать ту необходимую свободу, которая будет позволять нам следовать своим убеждениям. Те, кто хотят следовать за Бабой, должны выказывать то же самое предостережение и в отношениях с другими преданными. Мы никому не должны позволять склонять себя действовать вразрез с его учением.

Как мы должны вести себя, когда сталкиваемся с ненадлежащим поведением? Мы не должны проходить мимо, если обнаружили проступок, ибо поступать так означает разделять вину с тем, кто его совершает. Мы можем указать на неправедный акт таким способом, чтобы это не было оскорблением и чтобы сказанное нами не воспринималось как грубая критика. Таким образом мы освобождаемся от любой вины, которую мы бы разделяли в случае кажущегося молчаливого одобрения неправедного акта.

Наш образ жизни, как мы его себе представляем, включает в себя сердце, а не единственно голову. Конечно, мы должны использовать мозг, чтобы помогать определять для себя, что является правильным, но тогда и сердце должно быть приведено в действие, чтобы сбалансировать часто холодное, критическое или расчётливое отношение, связанное с мозгом, ибо сострадание, доброта и готовность помочь – всё это проистекает из открытого сердца. Если мы знаем, что является правильным для каждого вовлечённого в какую-либо ситуацию, то мы перестанем сосредоточиваться только на том, что каждый из них хочет лично.

Как упоминалось ранее, Баба говорит, что люди, которые связаны друг с другом тесными повседневными взаимоотношениями, могут помогать друг другу устранять свои грубые грани. Когда встряхивается сосуд, внутри которого находится несколько камней, то эти камни шлифуют друг друга, когда они трутся своими гранями. Баба часто упоминает об этом действии, когда говорит о браке, поскольку партнёрам даётся возможность шлифовать ежедневным трением свои два отдельных эго или воли.

Если это истинно для пары людей, то это должно в гораздо большей степени относиться к группе, члены которой встречаются регулярно. В этом случае эффект многократно умножается.

Когда я путешествую во многие различные страны, меня часто просят посетить Саи-центры и провести беседы о Бабе. Это позволяет мне получить представление о группах людей, которые объединяются для приложения совместных усилий, чтобы применять на практике его учение. Эти группы состоят из обычных людей, которые изучали совершенно разным образом то учение, которое предлагает Баба. Они собираются вместе и привносят в группу свои старые шаблоны мышления, разговора и действия, которые в большинстве случаев находятся в прямом противоречии с тем, чему учит Баба. Баба призывает к содействию в противоположность действию. Но большинство людей руководствуется идеей, что для достижения успеха они должны соперничать, чтобы стать лучше и достичь большего, чем кто-либо ещё. В таком случае, конечно же, эти группы, как часто указывает Баба, подобны мини-мирам или миниатюрным копиям огромной всемирной сцены, где всюду царит дух соперничества.

Баба говорит нам, что его жизнь - его послание, и что наши жизни также должны отражать это послание. Если мы способны устранить избегание сердца в своей собственной жизни, то мы непременно устраним это и в нашей деятельности в любой группе. В Саи-группах мы решили быть его преданными, и поэтому очень важно применять его учение на практике.

Обращаемся ли мы с другими в группе с терпимостью? Демонстрируем ли мы заботливое отношение при взаимодействии с другими? Помним ли мы о том, что другие могут нуждаться в нашей помощи? Сотрудничаем ли мы с другими членами группы, проявляя дружеское отношение, или же мы используем своё положение, если занимаем какой-либо пост в группе, чтобы позволять своему эго безраздельно господствовать, проявляя неуместный контроль над другими?

Баба говорит нам, что он является нашим слугой, и если он охотно и с любовью принимает эту роль, то мы должны следовать его примеру и служить членам группы, будучи готовыми помочь, не критикуя и не смотря свысока на других. Каждый находится на своём индивидуальном пути, ведущем обратно к нашему Источнику. Часто мы не осознаём, где мы сейчас находимся на этом пути, и уж точно мы не можем знать о прогрессе (или его недостатке) кого-либо другого. Мы должны проявлять терпение, терпимость, стойкость, выдержку и помнить о том, что семья, друзья, деловые партнёры, члены организации Сатья Саи – все они могут быть нашими учителями. Если бы не было никаких проблем, то не было бы и никаких вызовов, а без вызовов и испытаний мы не можем развивать силу и жизнерадостность, или уверенность в себе, которая развивается, когда мы позволяем высшему "Я" помогать нам находить решения.

(часть 2) (часть 4)