Автор:

Серафим Саров

Духовные наставления преподобного Серафима мирянам и инокам

Часть 2

Ссылки:

7. О милостыне

Должно быть милостиву к убогим и странным7;

о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви.

Мы должны всеми мерами стараться исполнять слово Божие: Будите убо8 милосерди, якоже9 и Отец

________________________________________________________________________

7 Странным — странникам.

8 Будите убо - итак, будьте.

9 Якоже - как.

_______________________________________________

ваш милосерд есть (Лк. 6, 36). И паки1: Милости хощу, и не жертвы (Мф. 9, 13).

Сим спасительным словам разумные внимают, а неразумные не внимают, и оттого награда не одинакова, как сказано: Сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет2 (2 Кор. 9, 6).

Пример святого праведного Петра-хлебодара3 может нас побудить к тому, чтобы мы были милостивы к ближним, ибо и малая милостыня много способствует к получению Царства Небесного.

Творить милостыню мы должны с душевным благорасположением, по учению святого Исаака Сирина: “Аще даси что требующему, да предварит даяние твое веселие лица твоего и словесы благими утешай скорбь его”4 (Прп. Исаак Сирин. Сл. 89).

18. О должностях и любви к ближним

С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления.

Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится.

Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить любовным словом.

________________________________________________________________________

1 Паки - еще, снова.

2 В русском переводе: Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, и кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

3 За кусок хлеба, поданный нищему, он получил прощение во всех его грехах, как это было показано ему в видении. Память - 22 сентября.

4 В русском переводе: “Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрым словом утешь скорбь его”.

________________________________________________

Брату грешащу1, покрой его, как советует святой Исаак Сирин: “Распростри одежду свою над согрешающим и покрой его” (Прп. Исаак Сирин. Сл. 89).

Мы все милости Божией требуем, как Церковь поет: Аще не Господь бы был в нас, кто доволен цел сохранен быти от врага, купно и человекоубийцы?2

Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслью чисты и ко всем равны, иначе жизнь нашу сделаем бесполезной.

Мы должны любить ближнего не менее, как самих себя, по заповеди Господней: Возлюбиши... ближняго своего яко сам себе (Лк. 10, 27). Но не так, чтобы любовь к ближним, выходя из границ умеренности, отвлекала нас от исполнения первой и главной заповеди, то есть любви Божией, как о сем поучает Господь наш Иисус Христос: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин3 (Мф. 10, 37).

О сем предмете весьма хорошо рассуждает святой Димитрий Ростовский4: “Там видна неправди-вая5 к Богу в христианине любовь, где тварь6 с

________________________________________________________________________

1 Брату грешащу - если брат согрешает.

2 В русском переводе: Если бы не Господь был в нас, кто бы достаточно целым сохранился бы от врага, а вместе с тем и человекоубийцы?

3 Кто любит отца или матерь более, нежели Меня, не достоин Меня: и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня.

4 Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709) - митрополит Ростовский. Известен проповеднической, антираскольнической и богословской деятельностью. Составил многотомный труд -Четьи-Минеи (жития святых). Память - 21 сентября.

5 Неправдивая - неправедная, неправильная.

6 Тварь - творение, сотворенное.

________________________________________________

Творцом сравнивается, или более тварь, нежели Творец, почитается: а там видна правдивая любовь, где один Создатель паче1 всего создания любится и почитается”.

19. О должности2 подчиненных к начальнику

Не должно3 входить в дела начальнические и судить оныя4; сим5 оскорбляется величество Божие, от Коего6 власти поставляются, ибо честь... власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть7 (Рим. 13, 1).

Не должно противиться власти во благое8, чтоб не согрешить пред Богом и не подвергнуться Его праведному наказанию: Темже противляяйся9 власти Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют10 (Рим. 13, 2).

Должно быть у начальника в повиновении, ибо послушливый чрез сие много к созиданию души преуспевает, кроме того, что он приобретает чрез сие понятие в вещах и приходит в умиление.

________________________________________________________________________

1 Паче - более, превыше.

2 Должности - долге.

3 Не должно - не следует.

4 Оныя - их.

5 Сим - этим.

6 От Коего - от Которого.

7 В русском переводе: Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

8 Во благое - здесь: ради благой цели.

9 Темже противляяйся - поэтому противящийся.

10 Противляющиися же себе грех приемлют - противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

__________________________________________________

20. О неосуждении ближнего

Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию:

Не судите, да не судими будете (Мф. 7, 1), и паки:

Ты кто ecu судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити eгo1 (Рим. 14, 4).

Гораздо лучше всегда приводить себе на память сии апостольские слова: Темже мняйся стояти да блюдется, да не падет2 (1 Кор. 10, 12).

Ибо не известно, сколько времени мы можем пребывать в добродетели, как опытом сие дознавший Пророк говорит: Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век... Отвратил же ecu лице Твое, и бых смущен3 (Пс. 29, 7, 8).

21.0 прощении обид

За обиду, какая бы ни нанесена была, не токмо4 не должно отмщать, но, напротив того, должно еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваги (Небесный) отпустит вам согре-

________________________________________________________________________

1 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает; и будет восстановлен, ибо силен Бог восставить его.

2 В русском переводе: Поэтому тот, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

3 И я говорил в благоденствии моем: “Не поколеблюсь вовек”... Но Ты сокрыл лицо Твое, и я смутился.

4 Не токмо - не только.

________________________________________________

шепни ваших1 (Мф. 6, 15), и паки: Молитеся за творящих вам напасть2 (Мф. 5, 44).

Не должно питать в сердце злобы или ненависти к враждующему ближнему, но должно стараться любить его и, сколько можно, добро ему творить, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа: Любите враги ваша... добро творите ненавидящым вас (Мф. 5, 44).

Итак, если мы будем сколько есть сил стараться все сие исполнять, тогда можем надеяться, что в сердцах наших воссияет свет Божественный, озаряющий нам путь к горнему Иерусалиму. Поревнуем возлюбленным Божиим, поревнуем кротости Давида, о котором Преблагий и Любоблагий Господь сказал:

Нашел Я мужа по сердцу Моему... который исполнит все хотения Мои (Деян. 13, 22). Так он говорит о Давиде, незлопамятном и добром к врагам своим. И мы не будем делать ничего в отмщение брату нашему, дабы, как говорит преподобный Антиох, не было остановки во время молитвы. Закон велит заботиться об осле врага (Исх. 23, 5). Об Иове свидетельствовал Бог как о человеке незлобивом (Иов 2, 3); Иосиф не мстил братьям, которые умыслили на него зло;

Авель в простоте и без подозрения пошел с братом своим Каином. По свидетельству слова Божия, свя-тые все жили в незлобии. Иеремия, беседуя с Богом (Иер. 18, 20), говорит о гнавшем его Израиле: Еда воздаются злая за благая?.. Помяни стоявшаго мя пред Тобою, еже глаголати за них благая3.

________________________________________________________________________

1 В русском переводе: А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

2 В русском переводе: Молитесь за обижающих вас.

3 В русском перевод-Должно ли воздавать злом за добро?.. Вспом-ни, что я стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе

________________________________________________.

Бог заповедал нам вражду только против змия, то есть против того, кто изначала обольстил человека и изгнал из рая - против человекоубийцы диавола. Повелено нам враждовать и против мадиа-нитян1, то есть против нечистых духов блуда и сту-додеяния2, которые сеют в сердце нечистые и скверные помыслы.

Предел добродетели и мудрости есть бесхитростное действование с разумом.

Отчего мы осуждаем братии своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя - и перестанешь осуждать других.

Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай.

Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его. Случается же, что нам кажется: другой делает худо, а в самом деле, по благому намерению делающего, это - хорошо. Притом двери покаяния всем отверзты, и неизвестно, кто прежде войдет в нее - ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою.

Если осуждаешь ближнего, учит преподобный Антиох, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь. Судить или осуждать не нам надлежит, но единому Богу и Великому Судье,

________________________________________________________________________

1Мадианитяне - потомки Авраама, жившие на берегу Красного моря. См. Чис. 25, 16-18: И сказал Господь Моисею, говоря:

Враждуйте с Мадианитянами и поражайте их, ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем.

2 Духов блуда и студодеяния - духов распутства, нечистой жизни.

__________________________________________________

ведающему сердца наши и сокровенные страсти естества (Прп. Антиох. Сл. 49).

Итак, возлюбленные, не будем наблюдать за чужими грехами и осуждать других, чтобы не услышать: Сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр (Пс. 56, 5).

Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, как мельничный жернов зерно пшеничное.

22. О попечении о душе

Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, так и он должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле: Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою?1 (Мф. 16, 26-27), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом? Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное. “Называем же душу драгоценнейшей потому, что Бог, - как говорит Макарий Великий, - благоволил в единение и общение с Духом собственного Своего естества ввести2 не другое какое-либо существо... но только одного человека, которого возлюбил паче Своих тварей” (Прп. Макарий Великий. Сл. 7. О свободе ума. Гл. 32).

________________________________________________________________________

1 В русском переводе: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, и душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?

2 В единение и общение с Духом собственного Своего естества ввести - в русском переводе: “Сообщиться и соединиться Своим духовным естеством”.

_______________________________________________

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский1, Амвросий Медиоланский2 и прочие от юности до конца жизни были девственники; вся их жизнь была обращена на попечение о душе, а не о теле. Так и нам все старание должно иметь о душе, тело же подкреплять для того только, чтоб оно способствовало к подкреплению духа.

Если самовольно изнурим свое тело до того, что изнурится и дух, то таковое удручение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели.

Буде же3 Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения.

Итак, пусть будут болезни не от нас самих, но от Бога.

23. Чем должно снабдевать4 душу?

“Если хочешь устроить дом души своей, - говорит преподобный Варсонофий, - то прежде приготовь вещество и все потребное, чтобы Художнику оставалось прийти и устроить. Потребное для та-

________________________________________________________________________

1 Святитель Кирилл Александрийский (444) - архиепископ Александрийский, известный своей борьбой с арианской и несториакской ересями. Автор множества богословских трудов. Память - 18 января и 8 июня.

2 Святитель Амвросий Медиоланский (340-397) - один из величайших святых отцов и учителей Церкви. Защищал Церковь от ересей. Известен как преобразователь церковного пения. Автор нескольких церковных гимнов. Память - 4 апреля и 7 декабря.

3 Буде же - если же.

4 Снабдевать - спасать, оберегать, сохранять.

_________________________________________________

кого здания суть твердая вера для устроения стен;

деревянные окончины1, вводящие свет солнечный, который бы освещал дом, чтобы не было в нем ни малейшей темноты. Оконца деревянные суть пять чувств, Честным Крестом Христовым утвержденные, вводящие свет мысленного Солнца Правды и не позволяющие оставаться в дому твоем ни малейшей темноте врага и доброненавистника твоего. Потом требуется покров, да ни во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию2 (Пс. 120, 6). Покров скрепляется любовью к Богу, которая бы, покрывая дом, никогда не падала и не позволяла заходить солнцу во гневе твоем (Еф. 4, 26), дабы не увидеть его обличающим тебя в день судный и жгущим в огне геенском, и луну свидетельствующую о нощном нашем унынии и лености. Наконец, требуется дверь, вводящая в дом и хранящая живущего в нем. Разумей мысленную дверь - Сына Божия, Который говорит: Аз есмь дверь (Ин. 10, 9). Если так устроишь дом души своей и в нем не будет ничего неприличного и неугодного Богу, то Он приидет с благословенным Отцом и Духом Святым, и обитель у тебя сотворит (Ин. 14, 23), и научит тебя, что такое мир души, просветив сердце твое радостью неизглаголанной” (Прп. Варсонофий. Отв. 121).

Душу снабдевать надобно словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб Ангельский, имже3 питаются души, Бога алчу-

________________________________________________________________________

1 Окончины - светлые окна.

2 В русском переводе: Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.

3 Имже - которым.

_______________________________________________

щие1. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири... От сего бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным.

Надобно так себя приучить, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять2 жизнь свою.

Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостью, но исполняет его дара разумения.

Когда же человек снабдит душу свою словом Божиим, тогда исполняется разумением того, что есть добро и что есть зло.

Чтение слова Божия должно быть производимо в уединении для того, чтобы весь ум читающего углублен был в истины Священного Писания и принимал от Бога в себя теплоту, которая в уединении производит слезы; от сих человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова.

“Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях, - учит преподобный Исаак Сирин, - охраняют чистоту, труд же подкрепляют надежда и страх. Надежду же и страх утверждают в уме удаление от людей и непрестанная молитва. Человек, пока не примет Утешителя3, потребны ему Божественные

________________________________________________________________________

1 Бога алчущие - здесь: стремящиеся познать Бога. Ср. Мф. 5, 6.

2 Устроять - устраивать, направлять.

3 Утешителя - Святого Духа. Ср. слова Господа Иисуса Христа: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26).

_________________________________________________

Писания для того, чтобы памятование доброго напечатлелось в мысли1 его, и непрестанным чтением обновлялось в нем устремление к добру, и охраняло душу его от тонкости греховных путей, потому что не приобрел он еще силы Духа, которая удаляет заблуждение, похищающее душеполезные памятования и приближающее его к холодности через рассеянние ума. Но когда сила Духа низойдет в действующую в человеке душевную силу, тогда вместо закона Писания укореняются в сердце заповеди Духа, и тогда он втайне бывает наставляем Духом и не имеет нужды в пособии2 вещества чувственного. Ибо пока сердце учится от вещества, непосредственно за учением следуют заблуждение и забвение, а когда учение преподается Духом, тогда памятование сохраняется невредимым” (Прп. Исаак Сирин. Сл. 58).

Следует также снабдевать душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время; знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться вопрошений, также для убеждения и утешения своего духа.

Более же всего делать это должно собственно для себя, чтобы приобрести мир душевный, по учению Псаломника: Мир мног любящим закон Твой, Господи (Пс. 118, 165).

24. О мире душевном

Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: Проидохом сквозе огнь и воду, и извел

________________________________________________________________________

1 Напечатлелось в мысли - запечатлелось в уме.

2 Пособии - помощи.

________________________________________________

ecu ны в покой1 (Пс. 65, 12). Путь тех, кто хочет угодить Богу, лежит сквозь многие скорби. Как ублажать нам святых мучеников за страдания, которые претерпели они ради Бога, когда мы не можем стерпеть и огневицы2?

Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая - с другими.

Ничто же лучше есть во Христе мира, в нем же3 разрушается всякая брань воздушных и земных духов: Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем (и) к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным4 (Еф. 6, 12).

Признак духовной жизни, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце своем.

Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает сперва в мирном устроении, а посредством сего и в премирном5: в мирном, то есть с совестью благою; в премирном же, когда ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: В мире место Его (Пс. 75, 3).

Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце Правды - Христа!

________________________________________________________________________

1 В русском переводе: Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.

2 Огневицы - букв.: лихорадки, сильного жара.

3 Ничто же лучше есть во Христе мира, в нем же - нет ничего лучше во Христе мира, в котором.

4 В русском переводе: Наши брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

5 Премирном - находящемся выше здешнего мира. Горнем, Небесном

_________________________________________________.

Тогда воистину радуется он радостью ангельской. О сем-то и Апостол сказал: Наше бо житие на небесех есть (Флп. 3, 20).

Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею1 черпает духовные дары.

Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатию Божией, жили долго.

Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на прочих издавать2 свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова пророчицы: Да не изыдет велеречие из уст ваших3 (1 Цар. 2, 3) и слова Господни: Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяты сучец из очесе брата твоего4 (Мф. 7, 5).

Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим перед смертью Своею, глаголя5: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). О нем также говорит и Апостол Павел: И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе6 (Флп. 4, 7); Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа7 (Евр. 12, 14).

________________________________________________________________________

1 Лжицею - букв.: ложечкой.

2 Издавать - излучать.

3 В русском переводе: Дерзкие слова да не исходят из уст ваших.

4 В русском переводе: Лицемер! Выпь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

5 Глаголя - говоря.

6 В русском переводе: И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

7 В русском переводе: Старайтесь иметь мир со всеми и святость. без которой никто не увидит Господа.

________________________________________________

Итак, мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтобы получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять1: Господи Боже ниш, мир дождь2 нам (Ис. 26, 12).

25. О сохранении мира душевного

Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.

И потому оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться3 к такому расположению, как бы их оскорбления нас не касались.

Таковое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное4 обителью для Самого Бога.

Образ такового незлобия мы видим в житии святителя Григория Чудотворца5, от которого некая блудница всенародно требовала мзды6 за якобы содеянный с нею грех; а он, нимало не разгневавшись на нее, кротко сказал некоему своему другу: “Даждь

________________________________________________________________________

1 Вопиять - восклицать, взывать.

2 Даждь - дай.

3 Приобучаться - приучаться.

4 Соделать оное - сделать его.

5 Святитель Григорий Чудотворец (213-270) - архиепископ Неокесарийский. Существует предание о явлении ему Пресвятой Богородицы. Когда он молился о преподании ему разумения для ниспровержения антитринитарной (против Святой Троицы) ереси. Матерь Божия ниспослала ему древний Символ Веры. Учредил ежегодные праздники в память мучеников. Память - 17 ноября.

6 Мзды - платы.

_______________________________________________

скоро ей цену, колико требует”1. Женщина, как только приняла неправедную мзду, подверглась нападению беса. Святитель же изгнал из нее беса молитвой.

Ежели же невозможно не возмутиться, то по крайней мере надобно стараться удерживать язык, по Псаломнику2: Смятохся и не глаголах3 (Пс. 76, 5).

В сем случае можем в образец себе взять святого Спиридона Тримифунтского4 и преподобного Ефрема Сирина5. Первый так перенес оскорбление:

когда по требованию царя греческого входил он во дворец, то некто из слуг, в палате царской бывших, сочтя его за нищего, смеялся над ним, не пускал его в палату, а потом ударил в ланиту. Святой Спиридон, будучи незлобив, по слову Господню обратил ему и другую (см. Мф. 5, 39). Преподобный Ефрем, постясь в пустыне, лишен был учеником пищи таким образом: ученик, неся ему пищу. сокрушил6 на пути, не хотя, сосуд. Преподобный,

________________________________________________________________________

1 В русском переводе: “Дай ей немедленно (столько) денег, сколько требует”.

2 Псаломнику - царю Давиду, автору Псалтири.

3 В русском переводе: (Я) потрясен и не могу говорить.

4 Святитель Спиридон (+ 348) - епископ Тримифунтский. Присутствовал на Первом Вселенском соборе, где простым изложением веры убедил одного знаменитого философа в истине православной веры. Память - 12 декабря.

5 Преподобный Ефрем Сирии (IV в.) - был в юности безрассудным и раздражительным, но, попав в тюрьму по обвинению в краже, удостоился там услышать глас Божий и смирился. После освобождения стал вести подвижнический образ жизни, проповедовал христианство язычникам, поучал народ, отказавшись от сана епископа, предложенного ему святителем Василием Великим. Известны его толкования Священного Писания, некоторые молитвы и песнопения, в том числе - “Господи и Владыко живота моего...” (покаянная молитва, читаемая в дни Великого Поста). Память - 28 января.

6 Сокрушил - разбил.

_________________________________________________

увидев печального ученика, сказал ему: “Не скорби, брат, аще бо не восхоте1 прийти к нам пища, то мы пойдем к ней” и пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее. Так он был безгневен.

А каким образом побеждать гнев, сие можно видеть из жития Паисия Великого2, который просил Господа Иисуса Христа, явившегося ему, дабы Он освободил его от гнева. И Спаситель сказал ему:

“Аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи”3.

Дабы сохранить мир душевный, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный, по слову Сираха: Многих бо печаль уби, и несть пользы в ней4 (Сир. 30, 25).

Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относить должно.

Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный. Когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.

________________________________________________________________________

1 Аще бо не восхоте - уж если не захотела.

2 Преподобный Паисий Великий (IV в.) - египетский подвижник, с юных лет посвятивший себя иночеству. Жил в пустыне в пещере, и когда около него собралось много иночествующих, он стал их руководителем. Обладал даром прозорливости и чудотворений. Память - 19 июня.

3 В русском переводе: “Если и гнев, и ярость вместе победить желаешь, не желай ничего, никого не возненавидь и не унижай”.

4 В русском переводе: Ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет.

_______________________________________________

Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать худых вестей и быть ко всему мертву1.

К сохранению2 душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: “Где я?”

При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили для внутреннего человека и не развлекали душу чувственными предметами, ибо благодатные дарования получают ток-мо3 те, которые имеют внутреннее делание и бдят4 о душах своих.

26. О хранении сердца

Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Приточника5: Всяцем хранением блюди твое сердце:

от сих бо исходища живота6 (Притч. 4, 23).

От бдительного хранения сердца рождается в нем чистота, в которой зрится Господь по уверению Истины Вечной7: Блажени чистии сердцем: яко muи8 Бога узрят (Мф. 5, 8).

Что есть в сердце лучшего, того мы без на-добности обнаруживать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от види-

________________________________________________________________________

1 Мертву - мертвым, безучастным.

2 К сохранению - для сохранения.

3 Токмо - только.

4 Бдят - букв.: бодрствуют. Здесь: пекутся.

5 Приточника - Соломона, автора Книги Притчей Соломоновых.

6 В русском переводе: Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него [исходят] источники жизни.

7 Истины Вечной - Господа Иисуса Христа.

8 Яко тии - ибо они.

________________________________________________

мых и невидимых врагов, когда оно как сокровище хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца своего.

Сердце тогда только кипит, будучи возжигаемо огнем Божественным, когда в нем есть вода живая1;

когда же сия выльется, то оно хладеет, и человек замерзает.

27. О распознавании действий сердечных

Когда человек приимет что-либо Божественное, то радуется в сердце, а когда диавольское, то смущается.

Сердце христианское, приняв что-либо Божественное, не требует еще другого со стороны убеждения в том, точно ли сие от Господа, но самым тем действием убеждается, что оно небесное, ибо ощущает в себе плоды духовные: любы2, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22).

Напротив, хотя бы диавол преобразился и во ангела светла (2 Кор. 11, 14) или представлял мысли самые благовидные, однако сердце все будет чувствовать какую-то неясность, волнение в мыслях и смятение чувств. Объясняя это, святой Макарий Египетский говорит: “Хотя бы [сатана] представлял и светлые видения, не возможет, как сказано, произвести доброго действия, что и служит точным его признаком” (Прп. Макарий Великий. Сл. 4. Гл. 13).

Итак, из сих разнообразных действий сердечных может человек познать, что есть Божественное и что

________________________________________________________________________

1 См. Ин. 7, 38.

2 Любы - любовь.

_______________________________________________

диавольское, как об этом пишет святой Григорий Синаит1: “От действа убо2 возможешь познать воссиявый свет в душе твоей. Божий ли есть, или сатанин” (Добротолюбие. Ч. 5. При. Григорий Синаит. О безмолвии).

28. О свете Христовом

Дабы приять и узреть3 в сердце свет Христов. надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочистив душу покаянием и добрыми делами, при искренней вере в Распятого, закрыв телесные очи, погрузить ум внутрь сердца и вопиять, непрестанно призывая имя Господа нашего Иисуса Христа.

Тогда, по мере усердия и горячести духа к Возлюбленному, человек в призываемом имени находит услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения.

Когда через такое упражнение укоснит4 ум в сердце, тогда воссияет свет Христов, освещая храмину души своим Божественным осиянием, как говорит от Лица Бога святой пророк Малахия: И возсияет вам боящьмся имене Моего солнце правды (Мал. 4, 2)5. Сей свет есть купно6 и жизнь, по Евангельско-

________________________________________________________________________

1 Преподобный Григорий Синаит (2-я половина XIII - середина XIV века) - византийский писатель и подвижник. Подви-зался на Синае (отсюда название - “Синаит”), затем - на Афоне. Память - 8 августа.

2 Убо - итак, следовательно.

1 Дабы приять и узреть - чтобы принять и увидеть.

4 Укоснит - замедлит.

5 В русском переводе: А для вас. благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды... 6 Купно - вместе с тем.

_______________________________________________

му слову: В Том живот бе, и живот 6е свет чело веком1 (Ин. 1, 4).

Когда человек созерцает внутренне свет вечный, тогда ум его бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но, весь будучи углублен в созерцание несозданной доброты, забывает все чувственное, не хочет зреть и себя; но желает скрыться в сердце земли, только бы не лишиться сего истинного блага - Бога.

29. О помыслах и плотских движениях

Мы должны стараться быть свободными от помыслов нечистых, особенно, когда приносим молитву Богу. Ибо нет единения между смрадом и благовонием2.

Для сего нужно отражать первое нападение греховных помыслов и движений и рассеивать их от земли сердца нашего. Пока дети вавилонские, то есть движения и помыслы злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень3, который есть Христос4; особенно же нужно сокрушать следующие три страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, которыми ухищрялся диавол искусить даже Самого Господа нашего Иисуса Христа в конце подвигов Его в пустыне5.

________________________________________________________________________

1 В русском переводе: В Нем была жизнь, и жизнь были cвеm человеком.

2 Благовонием - благоуханием.

3 См. Пс. 136, 8-9.

4 Ср. Мф. 21, 42: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла... Это от Господа, ч есть дивно в очах наших.

5 См. Мф.4, 1-11.

_________________________________________________

Диавол, яко лев, скрываясь в ограде своей (Пс. 9, 30), тайно расставляет нам сети нечистых и нечестивых помыслов. Итак, немедленно, как только увидим, надобно расторгать их посредством благо-честивого размышления и молитвы.

Требуется подвиг и великая бдительность, дабы во время псалмопения ум наш согласовался с сердцем и устами, дабы в молитве нашей к фимиаму не примешивалось зловоние. Ибо Господь гнушается сердцем с нечистыми помыслами. Закон говорит: Да не ореши юнцем и ослятем вкyne1 (Втор. 22, 10), то есть с помыслом чистым и нечистым не приноси молитвы.

Будем подражать Давиду, который говорит: Воутрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие2 (Пс. 100, 8). Законом запрещено было нечистому входить в дом Господа. Дом сей - мы, и Иерусалим3 - внутри нас. Грешные земли суть кроющиеся в сердце нашем змиевидные помыслы. Будем и мы с ним4 взывать ко Господу: Устрой душу мою от злодейства их5 (Пс. 34, 17); расточи языки хотящыя бранем6 (Пс. 67, 31), дабы и нам услышать: В скорби призвал Мя ecu, и избавих тя(Пс. 80, 8).

________________________________________________________________________

1 В русском переводе: Не паши па воле и осле вместе.

2 В русском переводе: С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.

3 Имеется в виду Горний Иерусалим.

4 С ним - с Давидом.

5 В русском переводе: Отведи душу мою от злодейств их.

6 В русском переводе: Рассыпь народы, желающие бранен.

7 В русском переводе: В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя.

________________________________________________

 

Будем непрестанно, день и ночь, со слезами повергать себя перед лицом благости Божией, да очистит Он сердца наши от всякого злого помышления, чтобы мы достойно могли проходить путь звания нашего и чистыми руками приносить Ему дары служения нашего.

Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим.

Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние, а к очистившимся от страстей прира-жается1 лишь со стороны или внешне.

Человеку в младых летах можно ли не гореть и не возмущаться2 от плотских помыслов? Но должно молиться Господу Богу, да потухнет искра порочных страстей при самом начале. Тогда не усилится в человеке пламень страстей.

30. О внимании к самому себе

Проходящий путь внимания не должен только одному сердцу своему верить, но должен сердечные свои действия и жизнь свою поверять3 с Законом Божиим и с деятельной жизнью подвижников благочестия, которые таковой подвиг проходили. Сим средством удобнее можно и от лукавого избавиться, и истину яснее узреть.

Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и при-

________________________________________________________________________

1 Приражается - приступает.

2 Возмущаться - приходить в смятение.

3 Поверять - сравнивать, сверять.

_______________________________________________

ражающиеся к душе его противные силы, по Псаломнику: И ни враги моя воззре1 око мое (Пс. 53, 9).

От ока его не скрыт диавол, яко лев рыкая... некий кого поглотити2 (1 Пет. 5, 8), и те, которые напрягают лук свой состреляти во мраце правыя сердцем3 (Пс. 10, 2).

По учению Святых Отцов, при каждом человеке находятся два ангела: один - добрый, другой - злой. Ангел добрый тих, кроток и безмолвен. Когда он войдет в сердце человека, то говорит с ним о правде, чистоте, честности, спокойствии, о всяком благом деле, и о всякой добродетели. Когда почувствуешь это в сердце твоем, очевидно: в тебе находится Ангел правды. А дух лукавый острожелчен, жесток и безумен. Когда он войдет в сердце твое, то узнавай это по делам его (Прп. Антиох. Сл. 61).

“Будь всегда внимателен к себе самому, возлюбленный, - говорит Исаак Сирин, - и среди непрестанных дел своих рассмотри и встречающиеся тебе скорби, и пустынность местопребывания твоего, и тонкость ума твоего вместе с грубостью твоего познания, и большую продолжительность безмолвия твоего вместе с многими врачествами, то есть искушениями, наводимыми истинным Врачом к здравию внутреннего человека, а в иное время и бесами, иногда же болезнями и телесными трудами, иногда боязливыми помышлениями души твоей, страшными воспоминаниями о том, что будет напоследок4, иногда же привитием и обвязанием благодати сердечной теп-

________________________________________________________________________

1 Воззре - букв.: взглянуло.

2 В русском переводе: Как рыкающий лев... ища, кого поглотить.

3 В русском переводе: Чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

4 Напоследок - имеется в виду: при смерти и после смерти.

________________________________________________

лоты и сладостных слез, и духовной радости, и всего прочего. Совершенно ли во всем этом примечаешь, что язва твоя начала заживать и закрываться, то есть начали изнемогать страсти? Положи примету, и входи непрестанно сам в себя, и смотри: какие страсти, по твоему замечанию, изнемогли перед тобой, какие из них истребились и совершенно отступили от тебя, и какие из них начали умолкать вследствие выздоровления души твоей, а не вследствие удаления того, что возбуждало их, и какие научился ты одолевать умом, а не лишением себя того, что служит для них поводом? Обрати также внимание на то, совершенно ли видишь, что в гниющей язве твоей начала нарастать живая плоть, то есть душевный мир. Какие страсти преследуют тебя одна за другой последовательно и стремительно и через какой промежуток времени? Суть ли это страсти телесные или душевные, или сложные и смешанные? И возбуждаются ли в памяти только, как немощные, или сильно восстают на душу? И притом - властительски или яко тать?1 И как обращает на них внимание владеющий чувствами царь - ум? Когда они напрягут силы и вступят в брань, сражается ли с ними и доводит ли их до бессилия своею крепостью, или не обращает даже на них взора, ставит их ни во что? И какие изгладились из старых страстей и какие вновь образовались? Притом, возникают ли страсти в живых образах или в чувстве - без живых образов, и в памяти - без страстного движения, без размышления о них и без раздражения? И по этому можно узнавать меру душевного здравия” (Прп. Исаак Сирии. Сл. 45).

________________________________________________________________________

1Яко тать - как вор, украдкой.

________________________________________________

А потому таковой человек, следуя учению божественного Павла, принимает вся оружия Божия, да возможет противитися в день лют1 (Еф. 6, 13), и сими оружиями при содействии благодати Божией отражает видимые приражения и побеждает невидимых ратников. Мы видим пример такого духовного бодрствования в Иове Многострадальном2, о котором святая Церковь воспевает так: Богатство видев добродетелей Иовлих, украсти кознстововавше праведных враг, и, растерзав столп телесе, сокровище не украде духа, обрете бо вооружену непорочного душу7 (из тропаря святому, глас 1-й).

Проходящий путь сей не должен внимать посторонним слухам, от которых голова может быть наполнена праздными и суетными помыслами и воспоминаниями, но должен быть внимателен к себе.

Особенно на сем пути наблюдать должно, чтобы не обращаться на чужие дела, не мыслить и не говорить о них, по Псаломнику: Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих (Пс. 16, 4), а молить Господа: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего4 (Пс. 18, 13-14).

________________________________________________________________________

1 Противитися в день лют - в русском переводе: противостать в день злой.

2 Праведный Иов Многострадальный - ветхозаветный праведник, подвергшийся искушению со стороны диавола. Бог, увидев его безропотное перенесение страданий, наградил его, вернув потерянные богатство, детей и здоровье. Память б мая.

3 В русском переводе: Видя богатство добродетелей Иова, хитростью [думал] похитить его враг праведности и, разрушив крепость тела, не украл сокровище духа, ибо нашел (встретил) вооруженную душу праведники.

4 В русском переводе: От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего.

________________________________________________

Человек должен обращать внимание на начало и конец жизни своей, в середине же, где случается счастие или несчастие, должен быть равнодушен.

Чтобы сохранить внимание, надобно уединяться в себя, по глаголу Господню: Ни когоже на пути целуйте1 (Лк. 10, 4), то есть без нужды не говорить, разве бежит кто за тобою, чтобы услышать от тебя полезное.

Встречающихся старцев или братию поклонами почитать должно, имея очи всегда заключенные2.

31. Против излишней попечительности

Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному. И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждой нашей в Боге, пекущемся о нас! Если видимых благ, которыми в настоящем веке пользуемся, не относим к Нему, то как можем ожидать от Него тех благ, которые обещаны в будущем? Не будем такими маловерными, а лучше будем искать прежде Царствия Божия... и сия вся приложатся3 нам, по слову Спасителя.

Лучше для нас презирать то, что не наше, то есть временное и преходящее, и желать нашего, то есть нетления и бессмертия. Ибо когда будем нетленны и бессмертны, тогда удостоимся видимого богосозерцания, подобно Апостолам при божественнейшем Преображении и приобщимся превышеумного еди-

________________________________________________________________________

1В русском переводе: Никого на дороге не приветствуйте.

2 Заключенные - закрытыми.

3 См. Мф. 6, 33: Ищите же прежде Царства Божия... и это все приложится.

________________________________________________

нения с Богом подобно небесным умам. Ибо будем подобны Ангелам и сынами Божиими, воскресения сыново суще1 (Лк. 20, 36).

Есть недуг, - говорит Екклесиаст2, - егоже видех под солнцем, богатство хранимо от стяжателя во зло ему: и погибнет богатство оно в попечении лукавне... ecu дние его во тме и плачи и в ярости мнозе, и в недузе и во гневе3 (Еккл. 5, 12-13, 16).

________________________________________________________________________

1 В русском переводе: будучи сынами воскресения.

2 Екклесиаст - царь Соломон, автор данной книги.

3 В русском переводе: “Есть... недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев... во все дни (его)... в большом раздражении, в огорчении и досаде.

_______________________________________________