Автор:

Серафим Саров

Духовные наставления преподобного Серафима мирянам и инокам

Часть 3

Ссылки:

32. Об отречении от мира

Страх Божий приобретается тогда, когда человек, отрекшись от мира и от всего, что в мире, сосредоточит все свои мысли и чувства в одном представлении о Законе Божием и весь погрузится в созерцание Бога и в чувство обещанного святым блаженства.

Нельзя вполне отречься от мира и прийти в состояние духовного созерцания, оставаясь в мире. Ибо доколе страсти не утишатся, нельзя стяжать мира душевного. Но страсти не утишаются, доколе нас окружают предметы, возбуждающие страсти. Чтобы прийти в совершенное бесстрастие и достигнуть совершенного безмолвия души, нужно много подвизаться в духовном размышлении и молитве. Но как возможно всецело и спокойно погружаться в созерцание Бога, и поучаться в Законе Его, и всею душою возноситься к Нему в пламенной молитве, оставаясь среди неумолчного шума страстей, воюющих в мире? Мир... во зле лежит1.

Не освободясь от мира, душа не может любить Бога искренно. Ибо житейское, по словам преподобного Антиоха, для нее есть как бы покрывало.

“Если мы, - говорит тот же учитель, - живем в чужом граде и наш град далеко от града сего, и если мы знаем град наш, то для чего мы медлим в чужом граде и в нем уготовляем себе поля и жилища? И како воспоем песнь Господню на земли чуж-дей?2 Мир сей есть область иного, то есть князя века сего”3 (Прп. Антиох. Сл. 15).

33. О подвигах

Выше меры подвигов предпринимать не должно, а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетелей.

Надобно идти средним путем, не уклонятися ни ни десно, ни на шуе4 (Притч. 4, 27) и давать духу духовное, телу - телесное, для поддержания временной жизни потребное. Но не должно также и жизни общественной отказывать в том, что она законно требует от нас, по словам Священного Писания:

Воздадите убо кесарева5 кесареви, и Божия Богови6 (Мф. 22, 21).

________________________________________________________________________

1 1 Ин. 5. 19.

2 В русском переводе: Как нам петь песнь Господню на земле чужой? (Пс. 136, 4).

3 См. Еф. 2, 2.

4 Ни на десно, ни на шye - ни направо, ни налево. ''Кесарь (цезарь) - титул древнеримских императоров.

6 В русском переводе: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу

________________________________________________

Должно снисходить и [к] душе своей, в ее немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не лениться и побуждать себя к лучшему.

Употребил ли пищи много или сделал что другое, подобное сему, сродное человеческой слабости, не возмущайся сим, не прибавляй ко вреду вред, но мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола:

Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается1 (Рим. 14, 22).

Тот же смысл заключают и слова Спасителя: Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное2 (Мф. 18, 3).

Тело, изможденное подвигами или болезнями, должно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая даже и времени. Иисус Христос по воскрешении дщери Иаировой от смерти тут же повеле дати ей ясти3 (Лк. 8, 55).

Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу и с Пророком говорить: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу4 (Пс. 113, 9).

Лет до тридцати пяти, то есть до преполовения5 земной жизни, велик подвиг бывает человеку в сохранении себя, и многие в сии лета не устаивают в добродетели, но совращаются с правого пути к соб-

________________________________________________________________________

1 В русском переводе: Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.

2 В русском переводе: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.

3 В русском переводе: велел дать ей есть.

4 В русском переводе: Не нам. Господи, не нам, но имени Твоему дай славу.

5 До преполовения - до половины.

_______________________________________________

ственным пожеланиям; как о сем святой Василий Великий свидетельствует: многие много собрали в юности, но посреде жития бывши, восставшим на них искушениям1 от духов лукавствия, не стерпели волнения и всего того лишились.

А потому, чтобы не испытать такого превращения, надобно поставить себя как бы на мериле испытания и внимательного за собою наблюдения, по учению святого Исаака Сирина: “Всякому надлежит как бы на весах взвешивать житие свое” (Прп. Исаак Сирии. Сл. 40).

34.О покаянии

Желающему спастись всегда должно иметь сердце к покаянию расположенное и сокрушенное, по Псаломнику: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит2 (Пс. 50, 19).

В каковом сокрушении духа человек удобно может безбедно проходить сквозь хитрые козни гордого диавола, коего все тщание состоит в том3, чтобы возмутить дух человеческий и в возмущении посеять свои плевелы, по словам Евангельским:

Господи, не доброе ли семя сеял ecu на селе Твоем? Откуду убо имать плевелы? Он же рече им: Враг человек cue сотвори4 (Мф. 13, 27-28).

________________________________________________________________________

1 Восставшим ни них искушениям - когда восстали на них искушения.

2 В русском переводе: Жертва Богу - дух сокрушенный: сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь. Боже.

3 Коего все тщание состоит в том - все усилия которого состоят в том.

4 В русском переводе: Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: Враг человек сделал это

_______________________________________________.

Когда же человек старается иметь в себе сердце смиренное и мысль не возмущенную, но мирную, тогда все козни вражии бывают бездейственны, ибо где мир помыслов, там почивает Сам Господь Бог:

В мире, - сказано, - место Его (Пс. 75, 3).

Начало покаяния происходит от страха Божия и внимания, как говорит святой мученик Вонифатий1:

страх Божий есть отец внимания, а внимание -матерь внутреннего покоя, который рождает совесть, которая сие творит, да душа, якоже в некоей воде чистой и невозмущенной, свою зрит некрасоту, и так рождаются начатки и корения2 покаяния.

Мы во всю жизнь свою грехопадениями своими оскорбляем величество Божие, а потому и должны всегда смиряться пред Ним, прося оставления долгов наших3.

Можно ли облагодатствованному4 человеку по падении восстать?

Можно, по Псаломнику: Ompиновен превратихся пасти, и Господь прият мя5 (Пс. 117, 13), ибо когда пророк Нафан обличал Давида в грехе его, то он, покаявшись, тут же получил прощение6.

________________________________________________________________________

1 Святой мученик Вонифатий (f 290, усечен мечом) - пострадал за веру в городе Тарсе Киликийском (средиземноморский город, место рождения святого Апостола Павла), куда был послан из Рима, чтобы принести оттуда мощи мучеников. Память - 19 декабря.

2 Начатки ч корения - первые плоды и корни.

3 См. Мф. 6, 12: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.

4 Облагодатствованному - наделенному благодатными дарами.

5 В русском переводе: Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня.

6 См. 2 Цар. 12, 13: И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь..

_______________________________________________.

К сему примером служит и один пустынник, который, пошедши за водой, на источнике пал в грех с женщиной. Но возвратившись в келию, он сознал свое согрешение и паки1 начал проводить жизнь подвижническую, как прежде. Враг смущал его, представляя ему тяжесть греха, отрицая возможность прощения и стараясь отвлечь его от подвижнической жизни. Но воин Христов устоял на своем пути. О сем случае Бог открыл некоему блаженному отцу и велел падшего в грех брата ублажить за таковую победу над диаволом.

Когда мы искренно каемся во грехах наших и обращаемся ко Господу нашему Иисусу Христу всем сердцем нашим. Он радуется нам, учреждает праздник2 и созывает на него любезные Ему Силы, показывая им драхму3, которую Он обрел паки, то есть царский образ Свой и подобие. Возложив на рамена4 заблудшую овцу5, Он приводит ее ко Отцу Своему. В жилище всех веселящихся6 Бог водворяет и душу покаявшегося вместе с теми, которые не отбегали от Него.

Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не предадимся беспечности и отчаянию ради7 тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грех к смерти, как гласит Писание (1 Ин. 5, 16; Прп. Антиох. Сл. 77). “И если

1 Паки - снова.

2 См. притчу о блудном сыне (Лк. 15, 22-24).

3 См. притчу о потерянной драхме (Лк. 15, 9-10).

4 Рамена - плечи.

5 См. притчу о потерянной овце (Лк. 15, 5-6).

6 В жилище всех веселящихся - здесь: в Царствии Небесном.

7 Ради - здесь: по причине

____________________________________________________.

ты не воспрепятствуешь сему своим расслаблением и нерадением, - говорит Прп. Варсонофий, - то удивишься и прославишь Бога, как Он приведет тебя из небытия в бытие (то есть из грешника в праведника)” (Прп. Варсонофий. Отв. 114).

Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять.

Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.

Итак, несомненно приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя пред Богом. Непрестанно твори сию молитву преподобного Антиоха:

“Дерзая, Владыко, на бездну благоутробия Твоего, приношу Тебе от скверных уст и нечистых устен молитву сию: помяни, яко призвася на мне имя святое Твое1, и искупил мя еси ценою крове Твоея, яко запечатлел мя еси обручением Святого Духа Твоего, и возвел мя еси от глубины беззаконий моих, да не похитит мя враг. Иисусе Христе, заступи мя и буди ми помощник крепкий в брани, яко раб есмь похоти и воюем от нея2. Но Ты, Господи, не остави мя на земли повержена во осуждении дел моих: свободи мя, Владыко, лукавого рабства миродержителя3 и усвой мя в заповедях4 Твоих. Путь живота5 моего, Христе мой, и свет очей моих - лице Твое. Боже, Владыко и Господи, возношения очей моих не даждь ми6, и по-

________________________________________________________________________

1 Яко призвася на мне имя святое Твое - ибо я назван именем святым Твоим (т. е. христианином).

2 Яко раб есмь похоти и воюем от нея - ибо я раб похоти и борим ею.

3 Миродержителя - князя мира сего, то есть диавола.

4 Усвой мя в заповедях - здесь: воспитай меня в заповедях.

5 Путь живота - путь жизни (ср. Ин. 14, 6).

6 Возношения очей моих не даждь ми - надменности очей не дай мне.

______________________________________________

хоть злую остави от мене; заступи мя рукою Твоею святою. Пожелания и похотствования да не объимут мя, и душе бесстудней1 не предаждь мене. Просвети во мне свет лица Твоего, Господи, да не объимет мене тма, и ходящий в ней да не похитят мя. Не предаждь, Господи, зверем невидимым душу, исповедающуюся Тебе. Не попусти, Господи, уязвитися рабу Твоему от псов чуждих. Приятелище Святого Духа Твоего быти мя сподоби2, и дом3 Христа Твоего, Отче Святый, созижди мя. Путеводителю заблудших, путеводствуй мя, да не уклонюся в шуяя4. Лице Твое, Господи, видети вожделех5. Боже, светом лица Твоего путеводи мя. Источник слез даруй ми, рабу Твоему, и росу Святого Твоего Духа даждь созданию Твоему, да не иссохну яко смоковница, юже6 Ты проклял еси: и да будут слезы питием моим, и молитва моя пищею. Обрати, Господи, плач мой в радость мне, и приими мя в вечныя Твоя скинии. Да постигнет мя милость Твоя, Господи, и щедроты Твоя да объимут мя, и отпусти вся грехи моя. Ты бо еси Бог истинный, отпущаяй беззакония. И не попусти, Господи, посрамитися7 делу рук Твоих по множеству беззаконий моих, но воззови мя, Владыко, единородным Твоим Сыном, Спасителем нашим. И воздвигни мя лежащего, яко Левию мытаря, и оживотвори

________________________________________________________________________

1 Бесстудней - бесстыдной, наглой, беспощадной.

2 Приятелище Святого Духа Твоего быти мя сподоби - удостой меня быть хранителем, носителем Святого Духа Твоего.

3 Дом - т. е. домом.

4 В шуяя - букв. налево. См. Притч. 4, 28: Пути правые наблюдает Господь, а левые - испорчены.

5 Вожделех - сильно возжелал.

6 Юже - которую.

7 Посрамитися - быть постыжену.

________________________________________________

мя грехми умерщвленного, яко сына вдовицы. Ты бо един ecu воскресение мертвых, и Тебе слава подобает во веки. Аминь” (Прп. Аитиох. Слово 77).

35. О посте

Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало, и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом и умом.

В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, в разумном человеке не достойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа.

Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему: Блажени алчущий... яко тии1 насытятся (Мф. 5, 6).

Подвигоположник и Спаситель наш Господь Иисус Христос перед выступлением на подвиг искупления рода человеческого укрепил Себя продолжительным постом. И все подвижники, начиная работать Господу, вооружали себя постом и не иначе вступали на путь крестный, как в подвиге поста. Самые успехи в подвижничестве измеряли они успехами в посте.

К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-помалу способны-

________________________________________________________________________

1Яко тии - ибо они.

________________________________________________

ми довольствоваться самой скудной пищей. Преподобный Дорофей1, приучая ученика своего Досифея2 к посту, постепенно отнимал от стола его по малой части, так что от четырех фунтов3 меру его ежедневной пищи низвел наконец до восьми лотов4 хлеба.

При всем том святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно.

В той мере, как плоть постящегося становится тонкой и легкой, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле. Внешние чувства точно закрываются, и ум, отрешась от земли, возносится к Небу и всецело погружается в созерцание мира духовного.

Однако ж не всякий сможет наложить на себя строгое правило воздержания во всем или лишить себя всего, что может служить к облегченно немощей. Могий вместити да вместит5 (Мф. 19, 12).

Наложение на себя строгого правила воздержания во всем или лишение себя всего, что может служить к облегчению немощей, вместить не вся кий сможет6.

________________________________________________________________________

1 Преподобный Дорофей (f 620) - автор “Душеполезных поучений и писаний”. Память - 16 сентября.

2 Преподобный Досифей (VII век) - христианский подвижник. известный своим служением на пользу ближних. Память -19 февраля.

3 Фунт - 32 лота, или 409,6 грамм.

4 Лот - 12, 8 грамм.

5 В русском переводе: Кто может вместить, да вместит.

6 Вместить не всякий сможет - доступно не всякому.

_________________________________________________

Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели, иначе может быть то, что при изнеможении тела и душа ослабеет. По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, пищу по примеру отцов употребляй один раз в день - и Ангел Господень прилепится к тебе1.

36. О бодрствовании против искушений

Надобно быть по приличию и потребности иногда младенцем, а иногда львом, особенно сим последним тогда, когда против нас восстают страсти или лукавые духи; потому что несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы века сего, духовом злобы подне-бесным2 (Еф. 6, 12).

Мы всегда должны быть внимательны к нападениям диавола, ибо можем ли надеяться, что он оставит нас без искушения, когда не оставил Самого Подвигоположника нашего и Начальника веры и Совершителя Господа Иисуса Христа? Сам Господь Апостолу Петру сказал: Симоне, Симоне, се, сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу3 (Лк. 22, 31).

Итак, мы должны всегда во смирении призывать Господа и молить, да не попустит на нас быть искушению выше силы нашей, но да избавит нас от лукавого (Мф. 6, 13).

________________________________________________________________________

1 Прилепится к тебе - будет рядом с тобой.

2 В русском переводе: Ниша брань не против крови и плоти, по против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

3 В русском переводе: Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу.

_______________________________________________

Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко1 мельничный жернов пшеничное зерно.

37. О уединении и молчании

Паче2 всего должно украшать себя молчанием, ибо Амвросий Медиоланский говорит: “Молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни одного”. И паки3 некто из отцов говорит, что молчание есть таинство будущего века, словеса же орудие суть мира сего (Добротолюбие. Ч. 2. Патриарх Каллиста и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы).

Ты только сиди в келии во внимании и молчании и всеми мерами старайся приблизить себя ко Господу, а Господь готов сделать тебя из человека ангелом: И на кого бо, - говорит, - воззрю, токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущаго словес Моих4 (Ис. 66, 2).

Когда мы в молчании пребываем, тогда враг -диавол ничего не успеет относительно к потаенному сердца человеку5; сие же должно разуметь о молчании в разуме.

Проходящий таковый подвиг должен все упование свое возложить на Господа Бога, по учению Апостола: Всю печаль вашу возверзгше Нань, яко Той печется о вас6 (1 Пет. 5, 7).

________________________________________________________________________

1 Яко - как.

2 Паче - более.

3 Паки - еще.

4 В русском переводе: Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.

5 См. 1 Пет." 3,4.

6 В русском переводе: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.

__________________________________________________

Таковой [человек] должен быть постоянен в сем подвиге, последуя в сем случае примеру святого Иоанна - молчальника и пустынника1, который в прохождении пути сего утверждался сими Божественными словами: Не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити2 (Евр. 13, 5).

Ежели3 не всегда можно пребывать в уединении и молчании, живя в монастыре и занимаясь возложенными от настоятеля послушаниями, то хотя бы некоторое время, оставшееся от послушания, должно посвящать уединению и молчанию, и за сие малое [дело] Господь Бог ниспошлет благодатную Свою милость.

От уединения и молчания рождаются умиление и кротость; действие сей последней в сердце человеческом можно уподобить той тихой воде Силоамской, которая течет без шума и звука, как говорит о ней пророк Исаия: Воды Силоамли текущия тисе4 (Ис. 8, 6).

Пребывание в келии в молчании, в упражнении молитве и поучении день и нощь закону Божию делает человека благочестивым, ибо, по словам святых отцов, келия инока есть пещь Вавилонская, в ней же

________________________________________________________________________

1 Преподобный Иоанн (VI век) - молчальник и пустынник, подвизался в Палестине. Преставился в возрасте 104 лет. Память - 30 марта и 3 декабря.

2 В русском переводе: Не оставлю тебя и не покину тебя.

3 Ежели - если.

4 В русском переводе: Воды Силоама, текущие тихо. (Воды Силоама, бесшумной и медленной реки, считались священными и были предметом торговли. Содержащееся в Книге пророка Исаии упоминание этой реки можно истолковать как символическое изображение тихого, спокойного счастья пребывающих в Царстве Божием).

_______________________________________________

 

трие отроцы Сына Божия обретоша' (Добротолю-бие. Ч. 3. Сщмч. Петр Дамаскин)2.

38. О безмолвии

Преподобный Варсонофий учит: “Пока корабль в море, он бывает подвержен опасностям и приражению ветров. Когда же достигнет в тихую и мирную пристань, не страшится более опасностей, скорбей и приражения ветров, но пребывает в безопасности”. Так и ты, монах, доколе остаешься с людьми, ожидай скорбей и бед и приражения мысленных ветров, а когда в безмолвие вступишь, бояться тебе нечего (Прп. Варсонофий. Отв. 8, 9).

Совершенное безмолвие есть крест, на котором должен человек распять себя со всеми страстьми и похотьми3. “Помысли же и о том, что прежде креста Владыка наш Иисус Христос претерпел многие досаждения и поношения и после сего уже восшел на Крест. Подобным образом и никто не может достигнуть совершенного и многоплодного безмолвия и упокоения святого и совершенного, если прежде не спостраждет Христу4 и не притерпит всех страданий Его, вспоминая слова Апостола: Понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся5. Не

________________________________________________________________________

1 В ней же трие отроцы Сына Божия обретоша - в которой три отрока (Седрах, Мисах, Авденаго) обрели Сына Божия (См. Дан. 3).

2 Священномученик Петр Дамаскин (XII век, память - 4 октября) - ученый монах, живший в Дамаске.

3 См. Гал. 5, 24: Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

4 Спостраждет Христу - пострадает вместе со Христом.

5 Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8, 17).

________________________________________________

обольщайся: иного пути спасения нет, кроме сего” (Прп. Варсонофий. Отв. 342).

Пришедший в безмолвие должен непрестанно помнить, зачем пришел, чтобы не уклонилось сердце его к чему-либо другому.

39. О жизни деятельной и умозрительной

Человек состоит из души и тела, а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных - из деяния и умосозерцания.

Путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги, составляющие тесный путь и прискорбный, который, по слову Божию, вводит в живот1 вечный (см. Мф. 7, 14).

Путь умосозерцательной жизни состоит в возвышении ума ко Господу Богу, в сердечном внимании, умной молитве и созерцании чрез таковые упражнения вещей духовных.

Всякому желающему проходить жизнь духовную должно начинать с деятельной жизни, а потом уже приходить и в умосозерцательную, ибо без деятельной жизни в умосозерцательную прийти невозможно.

Деятельная жизнь служит к очищению нас от греховных страстей и возводит нас на степень деятельного совершенства, а тем самым пролагает нам путь к умосозерцательной жизни. Ибо одни только очистившиеся от страстей и совершенные к оной жизни приступать могут, как сие видеть можно из слов Священного Писания: Блаженни чистые сердцем, яко тии Боги узрят (Мф. 5, 8) и из слов свято-

________________________________________________________________________

1Живот - жизнь.

________________________________________________

го Григория Богослова (в “Слове на Святую Пасху”): “к созерцанию безопасно могут приступать только совершеннейшие по своей опытности”.

Так и Церковь, ублажая Святителя Николая, воспевает: Молчаньми бо прежде и бореньми с помыслы, деянию Богомыслие приложил ecu, Богомыслием же разум совершен стяжал ecu, имже дерзновенно с Богом и Ангелы беседовал ecu1 (Акафист Святителю Николаю. Кондак 10).

К умосозерцательной жизни приступать должно со страхом и трепетом, с сокрушением сердца и смирением, со многим испытанием Святых Писаний и, если можно найти, под руководством какого-либо искусного старца, а не с дерзостью и самочинием. “Дерзый бо и прозорливый, - по словам Григория Синаита, - паче достоинства своего взыскав с кичением, понуждается до того прежде времени доспети”. И паки: “Аще мечтает кто мнением высокая достигнута, желание сатанино, а не истину стяжав -сего диавол своими мрежами удобь уловляет, яко своего слугу”2 (Добротолюбие. Ч. 5. Прп. Григорий Синаит. О прелести и о иных многих предлогах).

Если же невозможно найти наставника, могущего руководствовать к умосозерцательной жизни, то

________________________________________________________________________

1 В русском переводе: “Ибо сначала молчанием и борьбой с помыслами, к деяниям приложил богомыслие, богомыслием же приобрел совершенный разум, которым дерзновенно общался с Богом и Ангелами”.

2 В русском переводе: “Ибо дерзко и самонадеянно, взыскав того, что не соответствует его состоянию, в гордости прилагает он усилия прежде времени достигнуть того”. И еще: “Если же кто мечтает достигнуть высокого самомнением, не истинное, а сатанинское имея желание, то такого удобно опутывает он (диавол) сетями своими, как раба своего”.

________________________________________________

в таком случае должно руководствоваться Священным Писанием, ибо Сам Господь повелевает нам учиться or Священного Писания, глаголя: Испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный1 (Ин. 5, 39).

Также должно тщательно прочитывать отеческие писания и стараться, сколько можно, по силе исполнять то, чему научают оные, и, таким образом, мало-помалу от деятельной жизни восходить к совершенству умосозерцательной.

Ибо, по словам святого Григория Богослова (“Слово на Святую Пасху”), самое лучшее дело, когда мы каждый сам собою достигаем совершенства и приносим призывающему нас Богу жертву живую, святую и всегда и во всем освящаемую.

Не должно оставлять деятельной жизни и тогда, когда в ней человек преуспеет и придет уже в умосозерцательную, ибо деятельная жизнь содействует умосозерцательной и ее возвышает.

Проходя путь внутренней и умосозерцательной жизни, не должно ослабевать и оставлять оного потому, что люди, прилепившиеся ко внешности и чувственности, поражают нас противностью своих мнений в самое чувство сердечное и всячески стараются отвлечь нас от прохождения внутреннего пути, поставляя нам на оном различные препятствия, ибо, по мнению учителей церковных (Толкование на Песнь песней Блаженного Феодорита2),

________________________________________________________________________

1 В русском переводе: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную.

2 Блаженный Феодорит (393-457) - епископ Киррскии, один из образованнейших людей своего времени. Автор трудов по апологетике, экзегетике, истории Церкви.

________________________________________________

умосозерцание вещей духовных предпочитается познанию вещей чувствительных1.

А потому никакими препятствиями в прохождении сего пути колебаться не должно, утверждаясь в этом случае на слове Божием: Страха же их не убойтеся, ниже возмятитеся... яко с нами Бог! Господа сил, Того освятите в сердечной памяти Его Божественного имени и исполнения воли Его, и Той будет тебе в cmpux2 (Ис. 8, 10, 12-13).

40. Наставление новоначальному иноку

По совету, или по власти других, или каким-либо другим образом пришел ты в сию обитель, не унывай: посещение Божие есть. Аще соблюдеши, яже тебе сказано, спасешися сам и присные твои3, о которых заботишься: И не видех, - глаголет Пророк, - праведника оставлена, ниже семене его4 (Пс. 36, 25). Живя же в сей обители, сие соблюдай: стоя в церкви, внимай всему без упущения, узнавай весь церковный порядок, то есть вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, часы выучись содержать в разуме.

Если находишься в келии, не имея рукоделия, всячески прилежи чтению, а наипаче Псалтири5; старайся

________________________________________________________________________

1Чувствительных - чувственных.

2 См. в русском переводе: И не бойтесь того, чего он (не знающий Бога) боится, и не страшитесь (Ис. 8, 12), ибо с нами Бог! (Ис. 8, 10). Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он -страх ваш. и Он - трепет ваш! (Ис. 8, 13).

3 Аще соблюдеши, яже тебе сказано, спасешися сам и присные твои - если исполнишь в точности то, что тебе сказано, спасешься сам и [спасутся] ближние твои.

4 В русском переводе: И не видал праведника оставленным и потомков его.

5 Всячески прилежи чтению, а наипаче Псалтири - здесь: всегда будь усерден к чтению (духовному), а более всего - Псалтири.

________________________________________________

каждую статью прочитывать многократно, дабы содержать все в разуме. Если есть рукоделие, занимайся оным; если зовут на послушание, иди на оное. За рукоделием или будучи где-либо на послушании твори беспрестанно молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. В молитве внемли себе, то есть ум собери и соединяй с душою. Сначала день, два и более твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух1, тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя. Сие-то самое есть реченное пророком Исаией: Роса бо, яже2 от Тебе, исцеление им есть (Ис. 26, 19). Когда же будешь содержать в себе сию пищу душевную, то есть беседу с Самим Господом, то за чем ходить по келиям братии, хотя кем и будешь призываем? Истинно сказую тебе, что празднословие сие есть и празднолюбие. Аще себя не понимаешь, то можешь ли рассуждать о чем и других учить? Молчи, беспрестанно молчи, помни всегда присутствие Божие и имя Его. Ни с кем не вступай в разговор, но всячески блюдись осуждать много разговаривающих или смеющихся. Будь в сем случае глух и нем, что бы о тебе ни говорили, пропускай мимо ушей. В пример себе взять можешь Стефана Нового3, которого молитва была непрестанна, нрав кроток, уста молчаливы,

________________________________________________________________________

1 Соединит в тебе оную в един дух - соединит в тебе ее (т. е. молитву) воедино (так что она будет и в сердце и в уме).

2 Роса бо, яже - ибо роса, которая.

3 Мученик Стефан Новый (VIII век) - известен как борец за иконопочитание. Память - 28 ноября.

________________________________________________________________________

сердце смиренно, дух умилен, тело с душою чисто, девство непорочно, нищета истинная и нестяжание его было безроптиво1, повиновение тщательное, делание терпеливо и труд усерден.

Сидя за трапезой, не смотри и не осуждай, кто сколько ест, но внимай себе, питая душу молитвою. За обедом ешь довольно, за ужином повоздержись. В среду и пяток, аще2 можешь, вкушай однажды. Каждый день непрестанно в нощи спи четыре часа:

10-й, 11-й, 12-й и час за полунощь; аще изнеможешь, можно вдобавок днем спать. Сие держи несомненно до кончины жизни, ибо оно нужно для успокоения головы твоей. И я с молодых лет держал таковой путь. Мы и Господа Бога всегда просим о упокоении себя в нощное время. Аще тако будешь хранить себя, то не будешь уныл, но здрав и весел.

Сказую тебе истинно, аще тако будешь вести себя, то неисходно пребудешь в обители до скончания твоего. Смиряйся, и Господь поможет тебе, и изведет яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне3 (Пс. 36, 6), и просветится свет твой пред человеки4 (Мф. 5, 16).

41. Ответ одному брату, требовавшему наставления к прохождению пустынной жизни

Один инок, когда намерен был удалиться в пустыню, пришел к отцу Серафиму, в пустыне живу-

1 Безроптиво - без ропота.

2 Аще - если.

3 В русском переводе: И выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

4 В русском переводе: Светит свет... пред людьми.

________________________________________________________________________

щему, и вопросил его: “Как, отче, другие говорят, что удаление из общежительства в пустыню есть фарисейство и что таковым пременением1 делается пренебрежение братии или еще осуждение оной?” Отец Серафим на сие отвечал: “Не наше дело судить других, и удаляемся мы из числа братства не из ненависти к ним, а для того более, что мы приняли и носим на себе чин ангельский, которому не вместительно быть там, где словом и делом прогневляется Господь Бог. И потому мы, отлучаяся от братства, удаляемся только от слышания и видения того, что противно заповедям Божиим, что во множестве братии случается. Мы бегаем не от людей, которые с нами одного естества и носят одно и то же имя Христово, но от пороков, ими творимых, как и Арсению Великому2 сказано было: “Бегай людей, и спасешься”.

Одному иноку благословлено было от настоятеля начать пустынническую жизнь, и настоятель сам писал к отцу Серафиму, чтоб принял того инока и наказал3 его в духовной жизни так, как сам себя. Когда этот инок пришел с сим письмом к отцу Серафиму, он принял его весьма ласково и не так далеко от своей келий благословил построить ему другую. Когда же инок оный начал требовать у него наставления, то он ему от глубочайшего смирения

________________________________________________________________________

1 Пременением - переменой.

2 Преподобный Арсений Великий (354-449) - египетский подвижник. Будучи знатного происхождения, получил блестящее образование. Однако тяготел к иноческому образу жизни и, услышав голос с Неба, удалился в пустыню. Наложил на себя обет молчания, делая исключение только для важных духовных вопросов. Память - 8 мая.

3 Наказал - обучил, наставил.

________________________________________________________________________

сказал, что он-де и сам ничего не знает, и напомнил ему слова Спасителя: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим1 (Мф. 11, 29); потом присовокупил:

“По разуму2 святого Иоанна Лествичника, не от ангела или человека, но от Самого Господа мы должны научаться”.

42. Каков должен быть настоятель?

Настоятель должен быть совершен во всякой добродетели и душевные свои чувства иметь обучены долгим учением в рассуждение3 добра и зла (Евр. 5, 14).

Настоятель должен быть искусен в Священном Писании; он день и нощь должен поучаться в законе Господнем; чрез таковые упражнения может он снискать себе дар рассуждения добра и зла.

Истинное познание добра и зла можно иметь только тогда, когда подвижник благочестия придет в сочувствие будущего осуждения и предвкушение вечного блаженства, что совершается в душе благочестивой еще в здешней земной жизни таинственным и духовным образом.

Прежде рассуждения добра и зла человек не способен пасти словесных овец, но разве4 бессловесных, потому что без познания добра и зла мы действий лукавого постигать не можем.

________________________________________________________________________

1 В русском переводе: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.

2 Разуму - здесь: рассуждению.

3 Обучены долгим учением в рассуждение - навыком приучены к различению.

4 Разве - только.

________________________________________________________________________

А потому настоятель, яко пастырь словесных овец, и должен иметь дар рассуждения, дабы во всяком случае мог давать полезные советы каждому требующему его наставления, ибо, как говорил Петр Дамаскин “несть всякий человек верен дати совет ищущим; но кто от Бога прием дар рассуждения и от многого пребывания в подвижничестве стяжа ум прозрителен”1 (Добротолюбие. Ч. 3. Сщмч. Петр Дамаскин. О назидании души добродетелями).

Настоятелю должно также иметь дар проницательности, дабы из соображения вещей настоящих и прошедших мог он предусматривать и будущие и проразумевать козни вражия.

Отличительным характером настоятеля должна быть любовь его к своим подчиненным; истинного бо пастыря2, по словам Иоанна Лествичника, показует любовь его к своему стаду. Ибо любовь принудила распяться на кресте Верховного Пастыря (В книге “К пастырю”. Гл. 5).

43. Наставление настоятелю, как управлять братией

Некоторый настоятель, быв по случаю в Саровской пустыни, при встрече с отцом Серафимом, просил у него совета, как управлять братией. Отец Серафим дал ему следующее наставление.

Всякий настоятель да сделается и пребудет всегда в отношении к подчиненным благоразумной

________________________________________________________________________

1 В русском переводе: “Не всякий человек даст верный совет ищущим, но тот, кто от Бога получил дар рассуждения и от длительного подвига приобрел прозорливый ум”.

2 Истинного бо пастыря - ибо истинного пастыря.

________________________________________________________________________

матерью. Чадолюбивая мать не в свое угождение живет, но в угождение детей. Немощи немощных чад сносит с любовию, в нечистоту впадших очищает, омывает тихомирно, облачает в ризы белые и новые, обувает, согревает, питает, промышляет1, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтоб никогда не слышать ей малейшего их вопля, и таковые чада бывают благорасположены к матери своей.

Так всякий настоятель должен жить не в свое угождение, но в угождение подчиненных, должен к слабостям их быть снисходителен, немощи немощных нести с любовью, болезни греховные врачевать пластырем милосердия, падших преступлениями подымать с кротостью, замаравшихся скверною какою-либо порока очищать тихо и омывать их возложением на них поста и молитв сверх определенных обще для всех, одевать учением и примерной жизнью своею в одежды добродетелей, непрестанно бдеть о них, всеми способами утешать их и со всех сторон ограждать мир их и покой так, чтобы никогда не было слышно ни малейшего их вопля, ни ропота; и тогда они с ревностью будут стремиться, чтобы доставить мир и покой настоятелю.

________________________________________________________________________

1Промышляет - заботится.

________________________________________________________________________