Автор:

Юрий, сайт "Обретение"

Гармония как мера Осознания

В прошлой авторской статье «Человеческое Осознание и Болезнь» показано, как игнорирование духовно-нравственных Начал приводит человека к болезням и другим неприятным моментам в его жизни. Прослежена цепочка: человеческое деяние – Аура – Карма (Судьба). Принятие в нашу жизнь духовно-нравственных Начал возможно благодаря нашему Осознанию, другие названия которого  – Сверхсознание, Целое Сознание, Истинное Я и др. В данной статье рассматривается связь Осознания с одним из  главных принципов Жизни Космоса Единого – Гармонией. Рекомендации автора: начинать чтение статьи, уравновесив свои чувства и мысли, чтобы материал был доступен не только уму, но и Сердцу. Благодарю.

-----

 

«Чудо знания постигает как действительность тот, кто смог проникнуть и осознать в себе часть Бесконечного, не подлежащего измерению, разложению и времени, что составляет основу его жизни, неизменную и вечную. Подойдя к источнику духовных сил в себе, ученый постигает, где вход в тот мир сверхсознательного знания, которое он хочет путем сознательно приложенных знаний, из математического расчета выведенных формул подать людям. А также он открывает путь к новому, облегченному для них достижению знаний в своей отрасли науки».

К.Антарова "Две жизни"

 

 

«Благословенны будьте Огнём Космоса Единого и не забывайте, что высшее проявление огненной Любви – это Справедливость. На этом основывается наше Учение, на этом основывается наша Жизнь, к этому должны стремиться все вы».

Рикла: Огонь Космоса Единого. Том 7, Кн.1,
Экспедиция Алтай-2001

- 1 -

Есть Высшие Понятия, слитые воедино, «разрывать» которые можно лишь тогда, когда ты хочешь глубже впитать Аромат Божественного Вина и выделить из общей Гаммы Вкусов – отдельные. В этом случае – из Единого Потока Космической Музыки твой утонченный слух вдруг начинает улавливать отдельные Ноты и их Сочетания, и к твоему  состоянию Созерцания добавляется некая энергия, которую можно назвать – Постижение. В этот Миг ты сам становишься Вином и Музыкой, а иначе – начинаешь понимать, что был ими ВСЕГДА.

Ощущение того, что ты и есмь мир, что ты и есмь Вечный и Безграничный Космос  – дарует нам Осознание. Этот непостижимый атрибут человека, который позволяет нам то, что не позволяет наш ум – одновременно являться и Рецептором и Вкусом, и Ухом и Музыкой, и Сердечным Оком и Божественным Светом. Осознание это и есть Человек – его НАЧАЛО. Разумное Начало, Энергетическое Начало, Духовное Начало.

Вот оно – Единое Вино,  Единая Музыка, ЕДИНОЕ: Бог – Свет – Любовь – Справедливость – Гармония – Осознание.

Стрела Осознания вонзилась в наше Сознание – в наш ум. Больно… Но боль быстро проходит, пелена ума спадает и перед духовным взором открывается дивный ландшафт Реальности. Где нет ничего, кроме Света, Любви, Справедливости и Гармонии. Где нет ничего, кроме Бога…

Нет ничего кроме Света. Но есть «закутки» Сознания.
Нет ничего кроме Любви. Но есть степень Пустоты Сердца для её принятия.
Нет ничего кроме Справедливости. Но есть Школа её усвоения.
Нет ничего кроме Гармонии. Но есть Полигон для Опыта.

Понятия: Бог, Свет, Любовь, Справедливость – «ненаучны», а иначе – труднопостижимы  для современного человеческого ума, который забрёл в дебри философствования и, по-видимому, не собирается оттуда выходить… Ум не любит Духовного Света, в котором видно «сразу всё», а иначе – ЦЕЛОЕ. Современному уму нужны норы узконаправленных задач, лазы трудноразрешимых проблем и лабиринты, выводящие … в никуда. Ум – любит решать, но не любит Решений. Ум – двигатель, возомнивший себя Водителем. Ум – это «Сусанин», пообещавший человеку привести его к Истине, и, надо заметить, пока с честью выполняет свой «исторический долг»… 

Поэтому, все попытки объяснить современным научным языком вышеперечисленные понятия как правило заканчиваются неудачей. Исключение представляет лишь Гармония, с которой у «ментального» человека сложились более близкие отношения. Почему? Гармония кроме «подводной» – духовной части, имеет ещё и «надводную» – физическую часть. Изучали Гармонию древние. Изучают Гармонию и нынешние. Но по-разному – подходя к изучаемому предмету с разных сторон. Современный ум рассматривает лишь «надводную» – физическую часть Гармонии, ум древних «нырял глубже», т.к. был ещё способен видеть в Духовном Свете. Отсюда, даже при одинаковой внешней трактовке предмета, мы замечаем разное внутреннее наполнение – разный Смысл.

Для примера. «Космос есть Число, Мера, Гармония» – сказал Пифагор, и современные математики с радостью его поддержали. Но возьмите любое число, например – Единицу, или – Шестёрку. Что каждая из них являла взору Пифагора, и что являет взору современного математика?.. Огромность разницы можно выразить следующим: Мастер Пифагор использовал числа словно шахматные фигуры, наш же математик использует их как … фишки для игры «в чапая»...

Исправляя данную несправедливость, мы будем говорить о Гармонии с духовной точки зрения, а также соотнесём сказанное с современной трактовкой предмета. Пусть наш ум будет нам помощником, но не помехой.

- 2 -

Сердце (Осознание) нам говорит: Высшим Принципом Жизни Космоса Единого является Любовь. Любовь безусловная, Космическая, выражаемая чувством к конкретному человеку, к людям, к миру, ко Всевышнему Творцу. Это самая мощная энергия, знакомая человеку. Добавим – человеку, который ещё не растерял свою природную суть. Именно она заставляет его Жить, Творить и преодолевать бесчисленные препятствия на Пути к духовной самореализации, на Пути к Богу.

Высшим проявлением Любви является Справедливость. Закон Справедливости «порождает» все другие Законы проявленных и непроявленных Миров. (Может ли ум физика такое принять?..) Космос «держится» Высшей Справедливостью. Бог – Последняя Инстанция, Высший Судия, в котором сомнений нет и быть не может, ибо мы – Замысел ЕГО…

Закон Справедливости реализует себя через принцип Гармонии. Гармония – необходимое Космическое Условие Жизни, которое даёт ей возможность проистекать в «рамках» Закона Справедливости. Гармония словно удерживает в своих Ладонях Принцип Справедливости, не давая Ему «соскользнуть» в химеру, иллюзию, спекуляцию. По сути, Гармония и Справедливость – синонимы. Сёстры-Близнецы. Там где творится Гармония, твориться и Справедливость. Там где утверждается Справедливость, утверждается и Гармония.

«Гармония в физическом и математическом мире чувств есть справедливость в духовном мире. Справедливость приводит к гармонии, а несправедливость — к дисгармонии; а дисгармония на космических весах означает хаос — полное уничтожение». Е.П.Блаватская «Изоблаченная Изида» т.1.

Неразрывность и Целостность рассмотренных понятий можно выразить следующим. Бог – Семя. Любовь – Корень. Закон Справедливости – Стебель. Проявленная Гармония – Цветок. Благоухающий Аромат, охватывающий всё Растение в Целом – наше Осознание. Хочешь всё время пребывать в Любви? – отыщи в себе Космическое Зерно и подчини свою жизнь его принципам. Хочешь быть Справедливым? – наполнись Любовью и стремись к Гармонии. Хочешь превратить свою жизнь в Гармонию? – возьми с собой в дорогу Любовь и Справедливость.  Хочешь зрить Истину (Целое)? – доверься своему Осознанию и «стань» тем, кем ты был всегда – Всеобъятным Космосом. 

Итак: Гармония, в её глубоком, сакральном смысле, имеет Духовное, Нравственное Начало. Она неразрывна с такими понятиями, как Любовь и Справедливость. Гармония, в высшем её понимании – объективна и не зависит от субъективного взгляда человека (*). Равно как и Красота, если мы говорим о Красоте Истинной. «Красота спасет мир» – это значит возвращение Человека в Лоно Закона, в Лоно Осознания.

Именно в плоскости Осознания лежит видение и понимание Гармонии – её Корней, её Сути, её Всеохватности. В этой же плоскости находится и «сама» Гармония. Т.е., Осознание видит Гармонию, Осознание творит Гармонию, Осознание и есть Сама Гармония, ГАРМОНИЯ ЕСТЬ КВИНТЭССЕНЦИЯ ОСОЗНАНИЯ.

Мы «разорвали» Высшие Понятия – мы вновь «соединили» их…

Итак, мы утверждаем, что Человек о двух ипостасях – духовной и физической – может воспринимать и воспроизводить Гармонию лишь благодаря своей духовной части: своему Сердцу, своему Осознанию. Психофизическая часть человека (включая его ум – Сознание) выступает лишь инструментом в руках Мастера – Осознания. Степень Осознания человека являет степень его Гармонии (его гармоничности). Человек может восхищаться «внешней» Гармонией лишь потому, что видит в ней «родственное». Происходит своего рода  «внутренний резонанс»: Осознание находит в Себе подобные энергии и проливает их в Сознание человека. Тот – радуется, наполняется Любовью, готовится к Творческому Труду и Духовному Подвигу. Можно сказать и так: внешняя, проявленная Гармония для наблюдающего – это Ноты, которые «воспроизводит» Осознание наблюдающего. Но каждая «партитура» создаётся тоже чьим-то Осознанием – не только человеческим.

Партитуру «ЧЕЛОВЕК» – написал Всевышний, с Его бесчисленными Помощниками. Но талантливо исполнить эту гениальную Музыку, Творец предоставил нам самим. Пока не выходит... Причина? В полном неведении человека относительно своей духовно-космической сути; в полном порабощении человека своим приземлено-рациональным умом. И тем не менее – Высшей Мерой Гармонии для человека является САМ ЧЕЛОВЕК, добавим – ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАННЫЙ.  

- 3 -

Современный ученый несколько иначе, чем сделали это мы, трактует Гармонию и определяет её место в общем Мироздании. Он видит в ней: стремление физической Природы к некоему Глобальному Оптимуму, позволяющему ей выживать и развиваться (что, конечно, верно); также – к Гармонии он относит эстетическую меру результата творческой деятельности человека (что тоже – отчасти верно). Но неполнота определения в первом случае и его субъективность во втором, не позволяет ученому подойти к Гармонии, как к основополагающему и всеобъемлющему атрибуту Жизни Космоса Единого. В частности, используя современные определения Гармонии (**) очень трудно понять – что же такое Гармония Человека? Что значит – «жить  в Гармонии»? Какова мера Гармонии того или иного поступка человека или жизненной ситуации? Как выразить Гармонию взаимоотношений между людьми? В чём заключена Гармония художественного произведения? И т.д. и т.п. Например, ученые научились находить Золотую Пропорцию (одну из мер Гармонии) в стихе, картине, музыке, скульптуре. Но как?! «Прикладывая линейку» и отмеряя в художественном произведении кульминационные, выделяющиеся моменты (внешне фиксируемые части целого). Но к более глубокому погружению в материю искусства ученый-математик и близко не подходит. Он как бы измеряет не саму Гармонию (внутреннее содержание), а внешний её абрис, её тень, её эхо, её следствие. Это всё равно, что огонь изучать по его бликам на стене… Поэтому, художник и математик смотрят друг на друга скорее как на «диковинных зверей», чем на коллег, могущих совместными усилиями сделать прорыв в области теории Гармонии.

Как мы уже отмечали, такие понятия, как Любовь и Справедливость, вообще отсутствуют в профессиональном лексиконе представителей точных наук. Их мы можем отыскать у философов и гуманитариев, но в виду малой общественной приоритетности данных областей, отсутствия в них глубокой и прозрачной логической базы, а также «слабой привязки к жизни», эти фундаментальные понятия отодвигаются на второй план. Мы почему-то считаем, что ребёнок прежде всего должен научиться считать и писать, а уж о Нравственных началах пусть побеспокоится сама природа. Но - именно отсутствие глубокой научной проработки понятий Любви и Справедливости, равно как и  «однобокость» определения Гармонии, служит, на наш взгляд, причиной многих бед сегодняшнего наукоёмкого общества. Именно этим фактом можно объяснить современный разгул религиозных и «эзотерических» спекуляций в духовных сферах человека. Именно этот факт  является основной преградой на пути построения прочного мира на планете. Этим можно объяснить и кризис сегодняшней Науки (естественной и гуманитарной), которая так и не смогла преодолеть узость и однобокость своего взгляда на мир.

Ученый, представитель естественных наук, до сих пор видит в Космосе лишь материальную Вселенную, пусть даже и состоящую из тончайшего эфира (физического вакуума, торсионного поля и т.д.), но до нравственных понятий его ум так и не добрался… Вот и выходит, что в глазах ученых – Космос это одно, а Нравственность, Любовь, Справедливость – это нечто совсем иное, присущее лишь отдельно взятому сообществу людей. Т.е. – он не исключает эти понятия из своей жизни, но и не включает их в фундамент Мироздания, относясь к ним как к преходящим, субъективным, вольно трактуемым, не научным.

Ученый читает в Евангелие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», – и согласительно  кивает головой. Но потом, идет в свою физическую лабораторию, смотрит в электронный микроскоп и никакого «Слова» там не видит. И на этом основании делает «единственно правильный» вывод: «Конечно, Иоанн Богослов был прав, но то дело не Науки, а Религии (или – Искусства)». В этот миг он режет Единое Полотно Жизни на куски, которые, когда «приспичит», тщетно пытается сшить, придумывая самые невероятные теории возникновения Единого Духовно-Физического Космоса. Но поскольку ответы он ищет лишь ВОВНЕ (в физическом мире), а не В СЕБЕ (в своём Духовном Существе), то «связующие нити» вскоре рвутся, Единая Ткань вновь распадается, и очередной ученый уже готов делать очередной «интеллектуальный прорыв»… Но чтобы «не сшивать», а с самого начала «не рвать» – это в голову ученым почему-то не приходит…

Есть, конечно, вариант признать первичность физического мира, в следствие эволюции которого возникли сложные психо-физические взаимоотношения между высоко-разумными существами, которые можно обозначить как «нравственные». Или, допустим, признать наличие некоего холодного Вселенского Разума – «Сверхкомпьютера не знающего Любви», который создаёт и контролирует разумные Миры, а нравственные материи, как и в первом случае, «отдает на откуп» своим творениям. Такие, и подобные им «варианты» действительно существуют, но их искусственность и те глухие тупики, в которые они заводят своих последователей, не раз подмечались отдельными учеными (смотрите, например, статью Е.П.Блаватской «Психическое и ноэтическое действие»). Мы же на этой критике останавливаться не будем, а подтверждая истинность слов Иоанна, подтвердим и то, что из них самым естественным образом вытекает, а именно – первичность Духовного Мира – с его Нравственными Законами, перед миром физическим – с его законами физическими.

Теперь давайте подумаем, может ли ученый, выдающий Следствие (физический мир) за Причину, относясь к духовному миру как к «искусственному» и «необязательному» элементу Мироздания, рассчитывать на истинность «открытых» им законов? В очень узких рамках. В тех рамках, в которых он видит себя ВНЕ категорий Разума и Духа. Такой ученый действительно находится в весьма щекотливом положении… Ведь, с одной стороны – он признает приоритетность своих разумно-духовных качеств перед физическими, а с другой – всей своей научной деятельностью опровергает это, выставляя совсем иные приоритеты в своей работе. И пока такое положение будет сохраняться, Наука не сможет посмотреть на мир, как на Целое, а будет и дальше выхватывать из него лишь частности, оставляя широчайшее поле действий для «спекулянтов от духа».

- 4 -

Сегодня уже мало кто сомневается, что Общество нуждается в возрождении Науки о Гармонии. И было бы нелепо с самого начала закладывать в неё те устаревшие взгляды на мир, которые, собственно, и привели это Общество к системному кризису. Старый, узко-материалистический взгляд на Гармонию должен заменить новый – духовный взгляд. Это позволит специалистам из разных областей объединить свои усилия по изучению Гармонии на одной почве – той, на которой сей предмет и произростает. На одном из Интернет-форумов я уже говорил, но имеет смысл повторить: «Сегодня зарождающаяся Наука о Гармонии напоминает лоскутное одеяло, где специалисты из разных областей «пришивают» каждый свой кусок. Это не критика, ибо понятно, что даже такое разношёрстное «одеяло» - достижение современной мысли. Но далее - уродливость положения будет сказываться всё более. И тут всё будет упираться не в «эффективность» той или иной научной парадигмы, не в точность и глубину формализованной модели, а в ЧЕЛОВЕКА, в данном случае - учёного. В его способность родить в себе Духовное Существо, для которого останется один язык – Язык Гармонии в терминах бесконечного разнообразия Энергий Единого Космоса. Приблизить эту перспективу могут те, кто сегодня находятся в авангарде Научной Мысли о Гармонии, в т.ч. и исследователи феномена Золотого Сечения».

Приведём примеры нового подхода в некоторых традиционных областях изучения Гармонии.

Что такое Гармония в Искусстве? Это Высшая Гармония Человека, «отлитая», посредством его психо-энергий, в одну из земных пространственно-временных форм: музыку, живопись, скульптуру, архитектуру, пение, танец, лицедейство и пр. Творческий акт – это всегда Осознанный акт, т.е. акт «с привлечением» духовной составляющей человека. Этим, кстати, можно объяснить отсутствие творческого начала у автоматов (область ИИ). Этим можно объяснить и недолгую жизнь всех ветвей искусства, которые не были наполнены «духовным соком» их создателей. «Искусство», отображающее лишь некие абстрактные идеи – это шаг в никуда, а путь человека, идущего в разрез с Законами Единого Космоса, каким бы багажом интеллекта и фантазий он не обладал, долгим быть не может. Далее. В творческом акте прежде всего важна одухотворённая Мысль художника, а уже потом – форма и техника её воплощения. Но что такое Гармония Мысли? Это Созвучность её Космосу в тот Миг, когда она Родилась. А что такое в этом случае Космос? Это необъятный Океан энергий, постоянно движимый чей-то Мыслью, чей-то Волей. Поэтому мы можем сказать, что творческий человек своею Мыслью, через психо-энергии, меняет состояние Космоса, а иначе – пишет Картину в тонких материях Космоса. И происходит сие по Законам, независимым от вида Искусства! Отсюда вывод: изучая Гармонию произведений Искусства, мы обязательно придём к изучению Гармонии Человека-Творца – с его божественным атрибутом – Осознанием и сложной тонко-энергетической организацией. Скажем больше.  Путь человека к самореализации лежит исключительно через его творческий акт. Поэтому данный вопрос выходит далеко за рамки только искусствоведов.

Мы восторгаемся Гармонией земной Природы – общего ландшафта и её отдельных представителей стихийного, минерального, растительного и животного Царств. Почему? Да потому что Природа – это тоже результат Творчества, но только не человека, а Осознаний иных. Вернее говорить о Сотворчестве Природы и Космоса. Каждое живое существо на планете, включая, разумеется, самого человека, имеет Духовный Корень. Любая жизнь – это Творение Духовного Существа, или Их Ансамбля. Любая жизнь – это чья-то Осознанная Мысль. Любая жизнь – это Высшее Выражение Гармонии. И здесь, как и в первом случае, мы приходим к выводу, что без изучения тонко-энерегетической организации того или иного живого существа, мы не сможем выйти к истокам его Гармонии, к истокам Изначальной, Первородной Мысли Творческого Духа.  

В этом свете иначе выглядит и наука Космогония. Гармония Космоса – это Гармония Духа. Именно Дух, разворачиваясь в плотных материях, породил как ту Красоту звездного неба, которой сегодня любуется современный астроном, так и те законы, которыми он пользуется для объяснения увиденного. Но истинную Красоту и фундамент известных ему законов он сможет познать лишь отыскав их Источник. Смеем предположить, что единожды услышав Живое Дыхание Космоса, этот ученый самым коренным образом изменит отношение к своему предмету и более серьёзней отнесётся к тем космическим легендам древних, к которым сегодня он относится лишь как к «детскому лепету» и «донаучному периоду познания».

В контексте рассматриваемой темы не можем не сказать о Нравственности и человеческой морали. Безнравственный поступок разрушает Гармонию и Целостность Духовной системы, будь то Человек, Общество или Космос. Но Нравственность не есть категория человеческой морали. Мораль – продукт искусственного человеческого мира. Меняется общество – меняется его мораль. Мораль совсем не обязательно определяет Гармонию в обществе, ибо искусственный человеческий мир создан в основном человеческим умом (не Сердцем). Поэтому человеческая мораль в сегодняшнем обществе утверждает скорее не Гармонию, а дисгармонию, воздвигая на постамент искусственные образцы «красоты»: богатство, власть, стремление к общественному успеху и т.д. Поэтому, быть нравственным человеком – это всегда ВЫЗОВ современному обществу. Лишь данным обстоятельством можно объяснить острое неприятие «моральным» обществом появление в его среде Мастеров и Учителей, которые несут Нравственный Заряд (Заряд Любви, Чистоты и Гармонии), неведомой для человека силы. Когда Осознание Христа посетило Землю, мир содрогнулся и затаил на Его Носителя – Иисуса – злобу, подстать энергии десятков хиросимских бомб… Отметим, что современное общество только думает, что оно стало «мудрей» и «проницательней» того – древнего общества…

Юрий Черепахин
сайт «Обретение», 03.08.2006г.

--------------------------------------

Примечания:

(*) Об объективности и «неуничтожимости» Гармонии говорил Платон: «… в настроенной лире гармония — это нечто невидимое, бестелесное, прекрасное и божественное, а сама лира и струны — тела, то есть нечто телесное, сложное, земное и сродное смертному. Представь себе теперь, что лиру разбили или же порезали и порвали струны, — приводя те же доводы, какие приводишь ты, кто-нибудь будет упорно доказывать, что гармония не разрушилась и должна по-прежнему существовать. Быть того не может, скажет такой человек, чтобы лира с разорванными струнами и сами струны — вещи смертной природы — все ещё существовали, а гармония, сродная и близкая божественному и бессмертному, погибла, уничтожившись раньше, чем смертное. Нет, гармония непременно должна существовать, и прежде истлеют без остатка дерево и жилы струн, чем претерпит что-нибудь худое гармония». Тимей. Перевод С.П.Маркиша. В кн.: Платон. Соброч. в 4-х томах. Том 2., стр.7 - 81.-- М.:"Мысль", 1993г.

(**) Словарь  Даля: «ГАРМОНИЯ - соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношения, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд». БСЭ:  «ГАРМОНИЯ (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии - организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного».