Автор:

Дмитрий и Надежда Зима

Это Апокалипсис

Глава 10. ПО ЗАКОНУ ВЫСШИХ СФЕР

Ссылки:

СЛОВО, КОТОРОЕ БЫЛО ВНАЧАЛЕ

Выше мы описали то, как можно понять из притч Иоанна суть обещанного нам Второго Пришествия, но на один вопрос мы пока так и не сумели получить ответа - зачем это все? Зачем нужно было две тысячи лет назад бросать в землю семена Нового Завета, зачем нужно было так долго ждать и почему эти семена не могли взойти сразу? Может, и правда было бы лучше, если бы Иисус и апостолы, что называется, сработали по принципу древних римлян: “Пришел, увидел, победил”? И чтобы попытаться прояснить этот момент (а мы попробуем это сделать с разных точек зрения), давайте вновь вернемся в начало Евангелия от Иоанна, которое, как вы помните, гласит: “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”.

Мы сознательно до сих пор не вдавались в глубинный смысл этой фразы, чтобы с самого начала не утонуть в подробностях, а между тем эта строка способна кое-что рассказать. Все дело в том, что на языке, которым написано Евангелие, “слово” — это не просто “слово”, а “Логос”. Мы не будем углубляться в мистическую сторону этого термина, которая лично нам пока не очень интересна и только отвлекает на лишние рассуждения, мы просто поясним, что Логос в переводе на русский, в частности, имеет и еще одно значение: “Мысль”. И это для нас сейчас наиболее интересно, поскольку первую строчку Евангелия Иоанна, с учетом этого, можно прочесть и так: “Вначале был Замысел”. Больше того, Иоанн говорит о том, что этот Божий Замысел был от начала мира, есть сейчас и, похоже, будет до скончания дней. Но главное, что, не поняв (хотя бы в общих чертах) этот самый Замысел, “через который все начало быть”, мы не поймем и всего остального, и вечно будем задавать себе этот избитый вопрос: “Да чего, собственно, хочет от нас Жизнь или, если угодно, Бог? Почему бы не дать каждому по потребностям, и дело с концом?”

А действительно, чего? Сможем ли мы ответить на этот важный вопрос? Почему нет? Ведь если задача имеет решение, то рано или поздно ее можно решить, особенно если не сочинять заумных гипотез, пытаясь объяснить одно непонятное через другое непонятное, и не стараться решить вопрос во всех деталях сразу. Представьте себе, что вы хотите понять работу компьютера и сразу же лезете в устройство каждой микросхемы. Или же, подобно многим мистикам, начинаете придумывать “астральных духов”, которые крутят в компьютере таинственные шестеренки. Много ли при таком подходе у вас будет шансов на реальное понимание?

Вообще практика показывает, что любая задача решается сначала в общих чертах, и только затем уже, если есть желание, можно прорабатывать детали.

И надо сказать, что если посмотреть на этот мир чуть-чуть со стороны (не воспримите этот образ буквально), то можно заметить многие закономерности. Итак, что прежде всего можно сказать в целом о жизни на нашей планете? Здесь, кстати говоря, и наука, и религия дают одинаковый ответ: очевидно, что жизнь на нашей планете развивается от примитивных существ к более сложным. Другое дело, что религия это описывает как “семь дней творения”, а научный мир называет “миллиардами лет эволюции”. Не знаем, лично мы здесь никакого принципиального противоречия не видим, просто не надо все воспринимать с дотошностью буквоеда, тем более что “семь дней” на языке ветхозаветного оригинала, то есть на иврите, означает всего-навсего “семь эпох”. Да и Книга Бытия писалась отнюдь не как учебник по геологии и палеонтологии, а главным образом в воспитательных целях.

Для нас сейчас главное другое — не только по строгим научным воззрениям, но даже и по Библии жизнь на Земле развивается, причем зародилась она из неживой материи и через различные стадии пришла к появлению человека. Ну вот, в общих чертах, это и есть “божественный замысел” по библейским канонам. И кто сказал, что “Бог почил от своих дел” после этого навсегда? Наоборот, он почил только на “денек”, и кто знает, сколько этот “день отдыха” длился, но зато Адаму было сказано: “В день, в который ты вкусишь плодов от Дерева познания Добра и Зла, в тот день ты начнешь умирать смертью”. Так о чем же здесь говорится? Только ли о том, что Адам стал смертен, или еще и о том, что изгнание из Эдема ознаменовало собой новый день, новый период творения?

Как бы то ни было, а Евангелие Иоанна говорит именно об этом — Замысел Бога ничуть не изменился с первых “дней творения”, и “Небо” или “Природа” (не будем пока спорить о терминах) ждет от людей в первую очередь развития. Именно развитие — как в свое время из примитивных амеб возникли всякие там червяки, затем рыбы, земноводные, звери и, наконец, человек, так и сейчас сама Жизнь ждет от людей дальнейшей эволюции, дальнейшего совершествования заложенных в нас от природы способностей. Вспомните притчу Христа о таланте, который дан в той или иной мере каждому человеку, и который не очень-то умно зарывать в землю, а надо по возможности приумножать. И пусть “талантом” сегодня принято называть какие-то сверхуникальные способности, первоначальный смысл притчи совсем не об этом: каждому человеку в той или иной мере даны от природы такие качества, как разум, сила, воля, любовь, да и вообще все положительные качества, вот это и есть упомянутый Христом “талант”, который можно и нужно развивать.

Зачем? Ответ на этот вопрос несложен — просто так уж устроена жизнь, что, развиваясь сам, человек передает накопленные им качества своему потомству, и все это закрепляется в генной памяти человечества. Смотрите сами: в сравнении с какой-нибудь полсотней лет назад насколько быстрее сегодня дети успевают пройти общеобразовательную школьную программу, насколько быстро они осваивают незнакомую технику! А если сравнивать со средними веками? А если с пещерными троглодитами? Короче говоря, нетрудно заметить, как развивается все человечество, и все это становится возможным отнюдь не только из-за накопленного багажа знаний — эти накопленные знания много раз уничтожались в завоевательных войнах и пожарах, церкви в свое время немало ценных книг пожгли и уничтожили, а человечество все равно прогрессирует. Почему? Да потому, что в генах хоть и не накапливаются конкретные знания, зато накапливается само умение мыслить и творить. И пусть даже все знания будут вновь уничтожены (не приведи Бог), это, конечно, нанесет природе и человечеству огромнейший урон, но новым поколениям все равно будет легче заново проходить путь своего развития — просто они будут рождаться уже с унаследоваными от предков способностями, которые останется только раскрывать и пополнять.

Вот и выходит, что отнюдь не только старания отдельных избранных “гениев” двигают вперед эволюцию человека, но и, казалось бы, скромные усилия самых простых и незаметных людей не пропадают впустую — из этих скромных усилий миллионов и миллиардов людей складывается мощное и действительно бесценное богатство человеческого разума и духа. И именно этот факт позволяет каждому из нас не просто болтаться по земле, коротая время от рождения до смерти, но быть равноправным участником грандиознейшего Замысла самой Природы, самого Творца!

Жаль только, что вместе с чем-то хорошим всякие гадости и недостатки передаются по наследству точно так же, и точно так же накапливаются в генофонде человечества.

Не правда ли, этот взгляд многое позволяет понять: и то, почему столько внимания религии уделяют ограничению и исправлению зла; и то, почему леность считается дурным качеством; и то, почему Библия называет Бога Виноградарем, а землю — виноградником? Просто как виноградарь старается улучшить сорт своего винограда, так и Природа, так и Творец хочет сделать людей лучше, чище, добрее, сильнее, разумнее, и совсем не для того, чтобы слопать свой урожай, а потому, что Природа и люди — это неразрывно связанные вещи, и как люди без Природы ничто, так и Природа без людей все равно что дерево без листьев и плодов. И заповеди в этом свете играют важную роль, позволяя людям нормально уживаться друг с другом.

А самое, пожалуй, важное, что именно такое вот понимание сути Божьего Замысла полностью убирает различия между ведущими мировыми религиями, где под разными словами скрывается один и тот же смысл — стараться быть лучше, обогащаться духовно и умственно, ведь одним только этим каждый из нас помогает самому Всевышнему. Даже пост, который хоть и не является главнейшим, все равно приносит пользу, приучая людей к умеренности и избавляя от пресыщения и обжорства. Так у малых детей силой забирают соску с молоком, чтобы по глупости ребенок не переедал лишнего себе во вред — взрослому-то это понятно, а ребенку иногда кажется настоящей трагедией.

Так что же у нас в результате получается? Ведь с какой точки зрения ни смотри, но если убрать непонятные религиозные обряды и символику, то Священные Книги, по сути, говорят о том же самом, к чему в последнее время пришла и научная мысль, вот только наука называет двигателем процесса развития природу и природные законы, а религии именуют этот “вечный движитель” Богом. Не получается ли, что “Природа” и “Бог” — это разные названия одного и того же? Конечно, если представлять себе Бога как седобородого старца на облаке, то такая постановка вопроса выглядит нелепо, но дело в том, что такой человекообразный образ божества к сути религий не имеет никакого отношения. И Ветхий Завет, и Евангелие, и Коран вообще не склонны задаваться вопросом о том, как именно выглядит Всевышний, а просто определяют Его как бесконечное Начало, производящее саму Жизнь, что, по сути, опять же равносильно понятию “Природа”. Единственное отличие в богословском и научном подходе заключается в том, что официальная наука не склонна наделять Природу разумом, в то время как религия видит животворное Начало Вселенной обладающим и Разумом, и Волей.

Этот спор длится уже несколько веков, но не кажется ли вам, что открывающиеся и сбывающиеся пророчества свидетельствуют о правоте богословов?

ЗАКОНЫ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА

Итак, с какой стороны ни смотри, но мы приходим к одной и той же мысли — Небо, или Природа, ждет от людей прежде всего развития, и это позволяет ответить на многие вопросы. Вот, скажем, главные аргументы атеистов заключаются в том, что, мол, если Бог действительно всемогущ, то почему тогда он еще при жизни не карает “грешников” и не награждает “праведников”? И почему не дает людям столько, сколько они хотят? И если все в мире происходит по Его воле, то почему тогда под Его руководством этот мир так безбожно устроен? Что и говорить, вопросы не в бровь, а в глаз. Точно так же и первоклассник иногда задается вопросом, что, мол, если бы родители его действительно любили, то разве стали бы они заставлять его ходить в школу, делать уроки или сидеть дома, когда ему так хочется гулять? Ну а поскольку с возрастом подобные вопросы проходят сами собой, то есть надежда, что и вопросы атеистов когда-нибудь рассеются как дым.

И действительно, кто сказал, что Небо поставило себе целью построить на Земле этакую теплицу для обитания сытых и откормленных людей? Наоборот, насколько нам известно, все священные книги говорят, что Всевышний “сотворил человека по образу и подобию своему”, а стало быть, и ждет от человека того, что тот однажды и сам станет таким же Творцом. Об этом же и Христос в Нагорной проповеди говорит: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный”. Значит, если Бог мудр, то и человек должен стремиться к мудрости, если Он силен, то и человек должен набираться сил, Он любит, терпит и прощает, стало быть, и человеку не грех этому поучиться. А многому ли можно научиться, проживая в райской теплице?

Одним словом, если Небо ожидает от нас, что мы будем развиваться, то с какой точки зрения ни смотри, хоть с библейской, хоть с научной, все равно совершенно очевидно, что не может быть никакого развития без личных усилий и стараний человека. Может ли ребенок развить свой мозг, не тренируя его? Может ли спортсмен накачать мускулы, не преодолевая сопротивление какой-нибудь штанги? Вообще, можно ли стать сильнее, умнее, мужественнее без труда и борьбы? А если нет, то не стоит, наверное, смотреть на случающиеся в жизни тяготы и трудности, как на некие жестокости Судьбы. Этот мир устроен очень разумно, и, преодолевая трудности, люди становятся настоящими людьми, часто посмеиваясь над прошлыми переживаниями, как взрослый посмеивается, вспоминая свои детские горькие слезы. Просто многие наши расстройства кажутся безысходными от того, что многое мы пока еще не знаем и не понимаем, но, как писал апостол Павел, “от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда”. Все мы в течение жизни чему-то учимся и постепенно мудреем.

И здесь-то настало время задаться вопросом о главном смысле учения Христа. Для чего конкретно Он принес свои простые и человечные истины? Ведь и до, и после Него в мире постоянно утверждались какие-либо заповеди и законы — “не убей”, “не укради”, “учись прощать”, “будь паинькой”, — так чем же отличаются от этих заповедей семена Иисуса? А отличаются они только лишь тем, что все законы всегда писались для людей своего времени с учетом силы и слабости народа, Иисус же провозгласил Закон на далекое тогда еще будущее, который в те времена попросту не мог быть исполнен на Земле. Ну а называется этот Закон — Любовь.

Судите сами, разве кто-нибудь ожидал, что с первых проповедей Христа все люди тут же начнут лобызать своих врагов, примирятся с недругами, прекратят войны и бросятся прощать и любить друг друга? Да нет, конечно же, никто этого не ждал. Не ждал этого и сам Иисус, прямо сказав, что тогдашний мир не мог вместить данных истин, что завет Любви будет принят только избранными, а вот во время второго пришествия это Евангелие, этот Закон Любви будет проповедан уже всему миру. Почему так? Это становится понятным, если принять в расчет само содержание данного Закона, ведь речь идет не о каком-то конкретном предписании, а о Любви, которую бесполезно насаждать указами и законами. Любовь в душе должна вырасти сама, для того и был положен столь долгий срок между первым и вторым “пришествиями”. Зато уж если Любовь в человеческой душе пустила корни, то такому человеку не нужны никакие законы и заповеди, как, к примеру, любящей матери нет нужды читать морали на тему “не кради у своего ребенка”. Любящая мать у ребенка не то что не украдет, а свое последнее отдаст, потому что сама Любовь ей указывает правильную дорогу.

В этом-то, насколько можно понять, и заключается коренное отличие Законов Христа от всех других законов, поскольку кроме обычных заповедей, которые имеются в любой религии, Иисус не только дал, но и вырастил в человеческих душах общий Закон Любви, способный заменить собою все остальные законы, законодательства, моральные кодексы и конституции. По сути, любовь является как бы квинтэссенцией всех законов, мы бы даже сказали, что это закон высшего порядка. И в этом свете интересно послушать, что говорят на этот счет христианские апостолы.

“Любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона”. (Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 13, ст. 8 10)

То есть получается, нельзя не оценить жизненную ценность любви, ведь по словам того же апостола Павла “закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников и для всего, что противно здравому учению”. Ну а тот, кто умеет любить людей, тот и безо всяких законов не сделает им зла и не совершит преступления.

Вот только здесь есть один нюанс: не стоит путать Любовь с влечением, со страстями и уж тем более с показательным милосердием, с каким порою некоторые люди раздают милостыню (“и если я раздам все имение мое... а любви не имею, нет мне в том никакой пользы”, 1-е поел. Коринфянам, гл. 13, ст. 3). В данном случае речь идет немножечко о другом, и под Любовью подразумевается, что человек начинает жить и бедами, и радостями того, кого он любит, точно так же, как он живет своими бедами и радостями. То есть любовь — это сопричастность и единение с человеком:

“Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает”. (Первое послание Коринфянам апостола Павла, гл. 13, ст. 3 — 8)

Ну а от себя к этим исчерпывающим словам мы могли бы добавить, что настоящая любовь к тому же всегда ненавязчива, самоценна и не ждет для себя награды. Просто само это чувство уже является наградой за себя. Как настоящая мать ни за какие сокровища не отдаст своего ребенка, так и по-настоящему любящий человек едва ли променяет свою любовь на что-либо иное. Даже когда любовь безответна, любящий в любом случае счастливее, чем тот, кого любят, поскольку жизнь любящего человека становится в два раза полнее и насыщенней.

И хотя любовь бывает разной степени, но она все равно наполняет душу силой, радостью и счастьем. Больше того, именно любовь способна подарить человеку ощущение полной свободы хотя бы уже потому, что такому человеку не надо следить за выражением своего лица и за своими словами, чтобы случайно не обнаружить каких-то потаенных зловредных мыслей и чувств. Такому человеку легко приобретать друзей, так как жизнерадостным, ненавязчивым и дружелюбным людям всегда и везде будут рады. И самое главное, что умеющему любить человеку нет нужды тратить нервы в поисках счастья и удовольствий, поскольку и счастье, и удовольствие он всегда может найти в своей собственной душе. Одним словом, жизнь с любовью становится полноценной и радостной.

Но и это еще не все. В предыдущих частях, когда речь шла о трех ступенях понимания, мы уже говорили о наблюдении Юнга, отметившего, что есть люди, которые в силу своего дружелюбия и умения любить открывают в себе удивительные способности и таланты. Нет, речь не идет ни о чем мистическом, просто сама любовь повышает человеческие способности мыслить и творить. Оно и понятно, ведь кто не знает, что в хорошем расположении духа и думается, и работается легче, в то время как у человека, отягощенного проблемами, конфликтами, ссорами, раздражением, очень часто все валится из рук и мозг с трудом справляется даже с не очень сложными задачами? Впрочем, вопрос о повышении умственных способностей у человека, умеющего любить, имеет более глубокие корни, и здесь, коли уж об этом зашла речь, хотелось бы приоткрыть кое-какие тайны данного процесса. Опыт показывает, что знание этих простых секретов способно помочь многим людям избавиться от типичных ошибок, чреватых серьезными проблемами, и реально увеличить возможности своего собственного разума. Логика этого факта настолько проста и красива, а использование его в повседневной жизни может оказываться столь эффективным, что в этом месте хотелось бы сделать некоторое отступление на эту тему. Хотя почему отступление? Как раз и не отступление, потому что, как вы увидите дальше, все это самым непосредственным образом связано с глубинными основами учения Христа.

ПО ДОРОГЕ К ГЕНИАЛЬНОСТИ

Едва ли стоит смущаться столь громогласному названию данной главки — конечно же, это всего лишь символ, и мы не имеем никакой возможности да и желания “поучать людей гениальности”. Мы вообще не настроены никого учить или поучать. Во-первых, и без нас учителей и поучителен хватает, а во-вторых, единственная стоящая вещь, которой в этой жизни, на наш взгляд, действительно стоило бы поучиться, это добросердечию и умению думать самостоятельно. Другое дело, что есть в этом “умении думать” некоторые секреты, позволяющие даже в самом обычном мозге открыть порою удивительные таланты и способности, и если эти секреты нам известны, то почему бы и не поделиться ими? Вот, скажем, мы сами являемся людьми без ложной скромности самыми обыкновенными, но, пользуясь этими секретами, хоть чего-то да и сумели добиться.

Суть в том, что очень многие люди частенько ведут себя в собственных мыслях подобно пещерному дикарю, пытаясь управлять своим мозгом посредством грубой силы и волевого давления. Как дикарь посредством дубины стремится добиться желаемого от окружающих, так и иные люди часто пробуют усилием воли подавить в мозгу какие-либо мысли или, наоборот, заставить свой мозг решить какую-либо задачу. Само по себе это кажется логичным: “Мол, а что здесь такого? Мой мозг, стало быть, что хочу, то и ворочу”. Больше того, часто эта “методика” грубого нажима помогает, и многие неприятные мысли человеку удается загнать куда-то на задворки сознания. Вот только хорошо бы при этом учитывать, что наши мысли — это отнюдь не магнитофонная запись, которую стер, и нет ее. Наоборот, всякая мысль тем и отличается от простой записи, что она живая и ведет себя точно так же, как некое живое существо. Вот, скажем, кому не знакомо явление, когда в мозгу возникает какая-нибудь неприятная мысль или, скажем, прилипает какой-нибудь навязчивый мотивчик? И бывает, что как ни тщится человек подавить эти мысли или мотивчики, у него ровным счетом ничего не выходит. Вот не выходит, и все! Больше того, чем сильнее хочет человек отогнать их от себя, тем сильнее и настойчивее они звучат в его голове, как будто бы дразнят своего “хозяина”.

Особенно заметно это на уровне каких-либо сильных чувств. К примеру, на узких горных тропах у людей часто возникает желание посмотреть вниз, хотя делать этого во избежание головокружения категорически нельзя. Тем не менее у многих, несмотря на все попытки подавить в себе это желание, оно только усиливается, приобретая характер навязчивой идеи. А ведь казалось бы, что может быть проще, взять да и не смотреть — но не тут-то было! По опыту можем сказать, что в таких ситуациях глупо пытаться подавить это чувство, гораздо уместнее попробовать просто “договориться” с ним, к примеру, сказав самому себе: “Куда спешить? Дойду до безопасного места и посмотрю обязательно”. Как правило, такая идея в значительной мере ослабляет силу этого опасного желания. Вот и выходит, что мысли и чувства человека действительно ведут себя как живые существа, с которыми лучше договариваться, а не давить на них.

Это кажется странным, но на самом деле ничего странного в этом нет, особенно если вспомнить, что мозг — это не монолитное образование, а союз миллиардов клеточек, и все эти клеточки, производящие наши мысли и чувства, являются живыми существами, связанными между собой в единую и довольно изменчивую структуру. Больше того, исследование психиатров и психоаналитиков (в том числе и наши скромные наблюдения) однозначно показывают, что сознание любого человека освоило собственный мозг далеко не полностью, что кроме сознания в мозге существует еще плохо освоенная разумом огромнейшая область, что в процессе жизни человека степень освоенности мозга значительно меняется, у кого-то возрастая, у кого-то, наоборот, Деградируя. В течение жизни многие устоявшиеся внутримозговые связи меняются, рушатся старые структуры или образуются новые, примерно как в человеческом обществе рушатся или образуются какие-либо сообщества, государства и организации.

Вплоть до того, что у некоторых людей внутри одного мозга могут возникнуть несколько противостоящих друг другу структур, в силу чего мозг как бы распадается на две части, вызывая тяжелейший недуг по имени шизофрения. И можно ли после этого утверждать, что человек полновластный хозяин своего собственного мозга? Отнюдь нет, человек далеко не полновластный хозяин, он просто может им стать, если, конечно, сумеет.

Одним словом, если человек желает повысить эффективность работы своего мозга, он должен поискать некий приемлемый язык общения со своими мыслями, как с живыми существами. Да, общее сознание нормально развитого человека и его личная воля сильнее отдельных клеточек мозга, сильнее отдельных разрозненных мыслей, и потому в бодрствующем здоровом состоянии человек, как правило, умеет подавлять мешающие ему мысли и в той или иной степени организовывать свой мозг на решение каких-либо задач или проблем. При этом чем сильнее воля, тем легче проходит этот процесс.

Это можно сравнить с тем, как жесткий и самовластный диктатор создает в обществе структуру, позволяющую ему управлять жизнью страны. Нет, управляет не сам диктатор, а та структура, которую он создал и которую он контролирует.

Надо сказать, что такая вот примитивная методика, опирающаяся на жесткую силу, имеет место быть в человеческих сообществах не только на уровне государств, но и на уровне каких-либо производственных предприятий. Больше того, эта структура работает, и люди в той или иной степени, но все равно подчиняются жесткой воле своих руководителей. Подчиняются, хотя в массе своей, за исключением членов самой структуры и отдельных мазохистов, не любят их, и если вдруг руководитель или вся система слабеет, то нелюбовь народа проливается на головы бывших руководителей в той же мере, в какой руководители давили на людей, а часто даже еще сильнее.

Похожая картина происходит и внутри мозга человека, который использует силу воли для управления своими мыслями — отдельные клеточки мозга подчиняются этому волевому нажиму, но не слишком-то любят своего “хозяина”. А что происходит, когда воля такого человека слабеет или отдыхает? Да ничего сверхъестественного, просто эта накопившаяся нелюбовь вырывается наружу, проявляясь в виде страшных снов, кошмаров или навязчивых мыслей в период болезни. В самом деле, если в силу болезней воля человека ослабнет, то у жестких людей часто начинается депрессивное, подавленное состояние, сопровождаемое мрачными мыслями, страхами и тому подобным. Думается, в какой-то степени это состояние знакомо каждому из нас, ведь идеальных людей, нашедших полное “взаимопонимание” внутри своей головы, нет. Просто здесь неплохо бы сознавать, что все эти неприятные навязчивые мысли, страшные сны, страхи и тому подобное — все это результат нашего собственного отношения к своим собственным мыслям и чувствам.

Многие даже не осознают, что если, к примеру, они ненавидят кого-нибудь, то ненависть их выливается не столько на конкретного врага, сколько на ту область памяти, где этот образ врага записан. Вот так, человеку кажется, что он ненавидит реального “плохиша”, а вместо этого ненавидит свой собственный мозг, свою собственную память. Не правда ли, глуповато получается? Зато становится совершенно очевидно, что человек своей собственной ненавистью и злом отравляет собственную душу и калечит свою собственную жизнь.

Итак, все нерешенные когда-то конфликты, непрощенные обиды, вся ненависть к врагам, зависть, злорадство, все подавленные воспоминания о прошлых грехах никуда не деваются из человеческой памяти. Вообще никто и ничего не может стереть из своей памяти навсегда. Единственное, что может удастся здесь человеку, это загнать неприятные воспоминания куда-то вглубь. И все бы ничего, но, как мы уже говорили, в жизни каждого обязательно наступает момент, когда воля слабеет, и тогда весь этот злой и неприятный мусор, накопившийся в душе, вырывается наружу. В такие минуты единственный способ защититься от этой черноты — это вспомнить о чем-то хорошем, о какой-нибудь своей искренней, настоящей любви, зацепиться за эту любовь, как за спасительную соломинку, и она действительно может спасти и утешить, как любящая мать может утешить и успокоить своего ребенка.

И хорошо, когда человеку удается скопить и сохранить за свою жизнь любви больше, чем ненависти и зла. А если нет? А если нет, то останется только пожалеть человека, который своими руками построил ад в своей собственной душе. Впрочем, мы совсем не для описания мрачных перспектив “злодейских душ” затеяли эту главку, просто для того, чтобы обозначить проблему, надо рассмотреть обе ее стороны, и темную, и светлую.

Итак, мы рассказали о типичном для современного человека способе управления своим собственным мозгом с помощью волевого усилия. Если не перегибать палку, то ничего плохого в этом способе нет, не считая, конечно, ограниченности такого вот подхода. В самом деле, не для кого ведь не секрет, что любое существо из-под палки работает менее охотно и эффективно, чем если бы оно ощущало дружелюбность, человечность и энтузиазм. Точно так же и мозг при волевом давлении на него работает далеко не на полную катушку, а дай бог, чтобы на пару процентиков раскрывал свои возможности. Вот здесь-то и можно вспомнить об универсальном языке Вселенной, который в равной степени понятен и близок и людям, и животным, и отдельным клеточкам человеческого мозга, — о языке Любви.

Во-первых, мы уже говорили, что человек, имеющий какую-нибудь настоящую любовь в своей душе, как, скажем, любовь к матери, к семье или к детям, всегда может успокоиться на ней и, обратившись к этой любви, хоть на время забыть о бедах, укрыться от житейских невзгод и даже от собственного зла. Так, даже закоренелые хищники и тираны мягчеют душой в трудную минуту, вспоминая материнское тепло. Но в данном случае мы хотим поговорить не о конкретной любви к чему-то или к кому-то, а о самом умении человека любить. Именно это умение и позволяет не только находить общий язык и примиряться с людьми, но также и способно колоссально усилить работу человеческого мозга, позволив любому отыскать в самом себе удивительные таланты.

Судите сами, если человек обращается к кому-либо с симпатией и дружелюбием, то у него гораздо больше шансов расположить к себе собеседника, чем если он будет, что называется, давить на него. Точно так же дело обстоит и при мыслительном процессе, когда клеточки мозга платят “хозяину” любовью за любовь. Все это становится очевидным, если учесть, что когда мы думаем над чем-то, то при этом мы не просто абстрактно напрягаем голову и чешем в затылке, а перебираем в памяти какие-то воспоминания, факты, события или образы людей, и если какие-то образы памяти нам неприятны, противны, вызывают раздражение или, наоборот, чрезмерно притягательны, то наше субъективное отношение к ним неизбежно будет оказывать давление на них и искажать реальную картину: в одних образах будут преувеличиваться положительные стороны, в других, наоборот, негативные черты начнут приобретать утрированный, нереальный характер.

Легче всего это пояснить на примере писательского тру/да, ведь каждый по собственному опыту знает, что есть книги хорошие, где все герои и события кажутся живыми и настоящими, а есть книжки бездарные, и в этих книжках все какое-то ненатуральное, картонное, слащавое и неживое — злодеи в них становятся некими монстрами, пышащими злобой и ненавистью сверх всякой меры, а с лиц положительных героев, пожалуй, даже в туалетной комнате не сходит мужественная и благородная улыбка.

А все потому, что плохой писатель делит людей на плохих и хороших, на злых и добрых, и ему кажется, что он пытается “просчитать”, как эти люди поведут себя в тех или иных ситуациях. А на самом деле этот писатель просто чисто механически заставляет эти образы действовать, исходя из своих представлений о них. Так дети играют в солдатиков или в куклы.

Ну а гениальный писатель относится к своим героям, как к живым людям, стараясь не осудить, а понять причину их поступков, прочувствовать их внутренний мир. Он не давит на них, а ставит себя на место всех своих героев, и плохих, и хороших, и живет вместе с ними. И тогда эти образы начинают оживать в сознании, сами подсказывая писателю свои поступки и живое, настоящее развитие сюжета. Больше того, захоти писатель вмешаться в жизнь своих героев, заставив их действовать и поступать как-нибудь иначе,— и у него ничего хорошего не получится.

Вообще, писательская работа над образами героев похожа на то, как мать относится к своим неразумным сыновьям, страдая и радуясь вместе с ними, переживая, когда они в своей слепой жестокости сеют зло, и радуясь, едва только появляется хоть какой-то просвет, хоть какая-то надежда на улучшение. Для матери дети все равно остаются детьми, и само сердце ей подсказывает, что нельзя отождествлять человека с его делами, мыслями и поступками, ведь дела и мысли меняются, а человек остается все тем же. Это точно так же, как нельзя отождествлять море со штормом или ураганом — никто ведь не станет ненавидеть море за то, что на нем случаются такие неприятные катаклизмы, чреватые бедой. И человек является точно такой же стихией, сегодня он один, а завтра, глядишь, станет совсем другим.

Впрочем, не о писателях и не о родительских чувствах речь, просто мы хотим сказать, что у любого человека, который делит людей на плохих и хороших, в мозгу живет не реальный мир, а его собственный придуманный и картонный мирок. И потому, рассуждая о реальном мире, такой человек всегда рискует ошибиться, как ошибается плохой писатель.

Между тем исправить данную ситуацию и научиться видеть жизнь такой, как она есть, не так уж сложно. Надо просто осознать, что этот мир не делится на плохое и хорошее, и главное достоинство мира совсем не в том, нравится ли нам в нем что-либо или же нет, а в том, что этот мир Живой и Настоящий. Да, в нем иногда бушуют страсти, происходят трагедии, льется кровь, люди время от времени начинают безумствовать, но точно так же в этом мире просыпается любовь, рождаются дети, а вслед за страданиями приходит радость. Как писал Вольтер:

“Страсти — это ветры, надувающие паруса корабля. Иногда они топят корабль, но без них он совершенно не мог бы плыть. Кто предлагает избавить человека от страстей, мотивируя, что страсти являются источником страданий, тот похож на лекаря, советующего выпустить человеку всю кровь, потому что кровь является причиной апоплексического удара”.

Как бы то ни было, а только осознав, что этот мир устроен разумно и добро, можно научиться языку настоящей Любви (которую не надо путать с ослепляющей страстью или привязанностью), и эта Любовь откроет человеку глаза, позволив увидеть саму суть происходящих событий, как эту суть умеет видеть гениальный писатель. А разве такая вот прозорливость не есть признак подлинно великого ума?

Вот только для того, чтобы научиться любить и прощать, нужно не только стараться быть добросердечным, но также надо обладать мужеством и терпением. Зато такое искренне дружелюбное отношение к миру и людям без осуждения, без высокомерия, без желания быть выше и умнее других, без навязчивости, без попыток разделить мир на зло и добро, без ненависти и без “праведного негодования” — такое отношение неожиданно открывает человеку источник настоящего счастья, и мозг, избавленный от негативизма и грубого волевого нажима, отвечает человеку взаимностью, обнаруживая свои скрытые доселе резервы. Чтобы не быть голословными, мы хотим в двух словах рассказать, как эту ситуацию описывал прекрасный психоаналитик Юнг, который в свое время обнаружил, сколь полезным может оказаться, если человек перестанет отрицательно относится к любым, в том числе и подсознательным образам своего мозга.

“Дело в том, что тогда бессознательное оказывает всю поддержку и помощь, которую в переливающейся через край полноте может предоставить человеку милосердная природа. Ведь бессознательное обладает возможностями, которые закрыты для сознания, ибо в его распоряжении находятся все подпороговые (прим.: невоспринимаемые сознанием) психические содержания, все забытое и упущенное из виду и к тому же мудрость опыта бесчисленных тысячелетий, которая заключена в его архетипных структурах”".

В самом деле, в памяти каждого человека, в его генах и в его подсознании дремлет огромнейшая масса накопленной веками и тысячелетиями информации. Да ведь это же целый мир, живущий в душе каждого из нас! И выходит, что надо только позволить этому миру быть самим собой, с любовью, терпением и дружелюбием отнестись к нему, и этот мир начнет отвечать вам взаимностью, открывая доступ к своим заповедным возможностям. Не надо давить на него, пусть он живет по своим собственным законам, и тогда, наблюдая его жизнь, человек увидит многие его тайны.

Впрочем, в этот мир бесполезно идти со стремлением заставить работать его на себя. Больше того, для любого человека, отягощенного жесткостью, корыстолюбием, тщеславием, малодушием, высокомерием, раздражением, хитростью, властолюбием и уж тем более ненавистью, этот мир не только закроет дорогу, но даже может оказать очень болезненное сопротивление. Особенно опасным, на наш взгляд, здесь является тщеславие, ведь, получив доступ к такому источнику, тщеславный человек, стремящийся к собственному величию и эгоцентризму, рискует попросту помутиться рассудком. Нечто похожее, к большому сожалению, в свое время случилось с господином Ницше, который гипертрофировал идею превосходства сверхчеловека над человеческими слабостями и в результате закончил свою жизнь с тяжелейшей формой психоза. Между прочим, оценить всю нелепость подобного подхода очень просто, поскольку, если человек действительно велик, он ни за что не станет упиваться своим превосходством и силой, как родитель не упивается превосходством перед ребенком.

Зато человечным людям, умеющим любить и прощать, этот мир, живущий в душе каждого человека, даже безо всяких просьб сам открывает свои бесконечные кладовые, и главное здесь, по словам того же Юнга, “не дать сбить себя с правильного пути”, то есть не смалодушничать, не поддаться тщеславным помыслам или иным соблазнам нашей жизни. Впрочем, искреннее умение любить избавляет человека от всего этого.

Надо сказать, многие люди в той или иной мере пользуются этим богатством разума, считая его совершенно естественным и часто даже не задумываясь, откуда они черпают свое вдохновение и талант. Вот только нам еще не доводилось встречать человека, который бы находился в таком состоянии активного равновесия со своими мыслями и с самим собой постоянно и в высшей степени. Нет, как правило, обычный земной человек пока только время от времени начинает переживать это удивительное чувство полного единения со своим внутренним миром, но потом усталость или какие-то заботы непременно нарушают его. Иногда такое вдохновение может длиться неделями или даже месяцами, иногда проходит за пару минут, и именно поэтому мы и говорим не о любви как таковой, а лишь об умении любить. Просто если человек хочет реально выйти на принципиально новую ступень — а мы ничуть не утрируем, это действительно новая ступень,— то желательно учиться человечности и любви.

ЛЮБОВЬ, СВОБОДА И СМЕНА ЭПОХ

Видите, что у нас получается? Оказывается, “любовь к ближнему своему”, которую заповедал людям Христос, — это совсем даже не благодушная мечта фантазеров, отнюдь нет. Любовь — это источник невиданной силы, разума и свободы. Ну а кроме того, ничто другое в этом мире не позволяет людям полностью оставаться самими собой и при этом совершенно добровольно объединяться с другими людьми в поистине мощную структуру, которую невозможно победить и покорить. Такую структуру бессмысленно создавать какими-либо указами или волевым давлением, и если грубое волевое усилие в прошлой главке мы сравнивали с дубиной дикаря, то Любовь можно сравнить с волшебной палочкой, которая действительно делает чудеса и в душе самого человека, и в его отношениях с окружающими. Воля может собрать людей в некое государство, а Любовь собирает людей в дорогую сердцу каждого человека семью.

И вот что особенно интересно, Любовь — это единственная ценность, которая при разделе между людьми умножается. В самом деле, если деньги разделить на сто человек, их станет ровно в сто раз меньше, а если на сто человек разделить одну любовь, то она сделает людей в сотни раз богаче, сильнее и счастливее. Вспомните евангельскую притчу о том, как Иисус “пятью хлебами” пять тысяч накормил: его ученики щедро раздавали этот “хлеб”, и его не только на всех хватило, но еще и осталось “двенадцать полных коробов”. Вот только от одного предостерег тогда Христос — любовь должна быть искренней и живой, а не показной и лицемерной.

“Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие”. (Евангелие от Луки, гл. 12, ст. 1)

“Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам”. (Евангелие от Матфея, гл. 16, ст. 6—11)

Нет, поистине бесценный “хлеб”, по-настоящему бесценное богатство две тысячи лет назад было посеяно Иисусом, и как бы ни вела себя христианская церковь, как бы ни заменяла Слово о Любви какими-то мертвыми догмами и обрядами, главная ценность Евангелия оказалась в том, что оно дало толчок всей нашей культуре. Иисус и апостолы склонили людей стремиться к любви, искать любви, спорить о любви и человечности, бороться за любовь, отстаивать и защищать любовь и жертвовать собой за это чувство. И хотя именно христианская церковь дала мощнейший толчок всему нашему развитию, идея Любви давно уже переросла узкие рамки религиозных представлений, проявившись во всех сферах культурной жизни, в песнях, в книгах, в философских спорах, в поэзии, в кухонных разговорах.

Мы не беремся утверждать, что без Нового Завета это чувство осталось бы неизвестным в нашем мире — глупости, оно было всегда и будет всегда. Но так уж получилось, что именно Новый Завет сконцентрировал идею Любви, показав важность, ценность и абсолютное превосходство Любви над всеми законами. Это можно сравнить с усилиями садовода, ведь яблони растут и в дикой природе, но именно старания садовода позволили сделать из кислого яблочного дичка достойный плод. Ну а для того, чтобы оценить всю ценность этого плода, вырастающего из семян Нового Завета, достаточно просто посмотреть, что ведущее место в мировой культуре сегодня занимают именно христианские страны.

Но давайте попробуем дать какое-нибудь точное определение феномену Любви, поскольку известно ведь, что разные люди в это понятие вкладывают нередко разный смысл. На наш взгляд, если избавить это чувство от всевозможных красочных эпитетов, от пафоса, от охов и ахов, которые только туманят общую картину, но абсолютно не раскрывают суть, то у нас получится, что Любовь — это единство свободных самостоятельных личностей.

Причем хотелось бы подчеркнуть, что речь идет именно о свободных самостоятельных личностях. Дело в том, что человек, не умеющий быть свободным, не может и любить по-настоящему, поскольку сама любовь — это чувство абсолютно добровольное, и любая попытка совместить любовь с принуждением оборачивается сами знаете чем.

Надо сказать, что в отличие от церковных догматов мысль о любви именно как о свободном единстве с полной очевидностью проходит и по страницам Нового Завета. Мы уже говорили, что апостолы презирали догматы и буквоедство, превознося живой, свободный дух над всем остальным, и здесь хотелось бы еще раз подчеркнуть эту мысль. Вот, к примеру, что говорил о свободе апостол Павел:

“Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода”. (Второе послание апостола Павла Коринфянам, гл. 3, ст. 17)

“К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу”. (Послание апостола Павла к Галатам, гл. 5, ст. 13)

Вот только для настоящей любви необходимо иметь еще и силу, ведь единство людей наполняет душу и дух такой невероятной силой, что у слабого человека может попросту закружиться голова и помутиться рассудок. Просто воля и самостоятельность человека могут раствориться и утонуть в этом чувстве.

Подобное явление знакомо, наверное, каждому, и психологи называют это “психологией толпы” или “стадным инстинктом”, однако надо учитывать, что опасность здесь представляет отнюдь не сам по себе “инстинкт”. Беда здесь в другом: во-первых, плохо, когда в эти условия попадают слабые, неокрепшие души, а во-вторых, плохо, когда это единение возникает на почве каких-нибудь примитивных целей и желаний. А что касается презрительного отношения к этому феномену со стороны отдельных философов, то оно, простите, идет исключительно от высокомерия и непонимания. Просто неплохо помнить, что именно этот “инстинкт”, именно эта неосознанная тяга к единству лежит в основе самых светлых и добрых явлений нашей жизни. На этом чувстве первые амебы объединялись в многоклеточные организмы, это чувство лежит в основе такого понятия, как дружба, оно же избавляет отношения между мужчинами и женщинами от исключительно сексуальной окраски, склоняя людей образовывать семьи, а не разбегаться после короткой случки. Короче говоря, у этого чувства много проявлений, но суть одна: как огонь, который может согревать, обжигать или полыхать в виде стихийного бедствия, все равно остается огнем, так и это стремление живых существ к единению всегда имеет одну суть, но разные формы, которые нередко могут становиться катастрофическими.

В этом ключе становится понятно, почему для настоящей Любви необходимо мужество и умение быть свободным. Просто без этого вместо “любви к ближнему” запросто может получиться какая-нибудь секта или хищная стая. Об этом очень здорово написал Юнг, заявив, что “без свободы нет нравственности”:

“Большое общество, составленное исключителъно из прекрасных людей, по нравственности и интеллигентности равно большому, тупому и свирепому животному”.

И глядя на то, что творят сегодня современные государства, развязавшие за последние несколько лет уже не одну войну и с тупой настойчивостью пытающиеся разделить мир на сферы влияния, трудно не согласится с Юнгом. Ведь по отдельности (за редким исключением) все вроде бы люди как люди, а в массе превращаются в монстра, плохо понимающего, что он делает и каковы могут быть последствия.

Впрочем, это противоречие легко разрешается, если в обществе находятся сильные, мужественные, умные и умеющие любить люди, чья любовь не позволяет им удовлетворять на общественной силе своекорыстные интересы, и если реальным “вождем” становится действительно возвышающая людей идея. Вот здесь-то и нельзя обойти стороной учение Христа, и нельзя не оценить его удивительную действенность. Нет, Новый Завет — это далеко не благодушные мечты о справедливом мироустройстве, это, пожалуй, единственный способ избавиться от того, что Юнг назвал “тупостью и свирепостью” современных государств и больших сообществ. И о демократии, которая при сегодняшнем раскладе кажется единственно достойной формой государственного устройства, тот же Юнг отозвался не очень-то хорошо, вспомнив древнюю римскую поговорку: “Сенат — чудовище, хотя сенаторы — люди достойные”. А все потому, что, если демократия не имеет достойной цели, она попросту летит ко всем чертям, превращая даже распрекрасные идеи в жестоких монстров.

Судите сами, наше мироустройство в своей основе зиждется на том, что уже изначально делит людей и государства на большие и маленькие, на тех, кто выше по положению, и на тех, кто ниже, и к власти приходят люди тщеславные и корыстолюбивые, стремящиеся быть выше других. Все это уже вызывает споры, ссоры, конфликты, зависть, борьбу за власть. Точно так же в семье дети часто спорят между собой, кто сильнее, умнее, взрослее и так далее. Но станет ли любящая мать или любящий отец, которые изначально и умнее, и сильнее, и взрослее, состязаться с детьми в том, кто в семье на самом деле выше? Едва ли, потому что действительно высокий человек высок только лишь тем, что помогает малому становиться большим, как настоящие родители помогают детям, чтобы те когда-нибудь превзошли их. А посмотрите на лица современных сильных мира сего, которые частенько буквально сияют от сознания своего “высокого” положения, и тысячи подпевал и подхалимов поют этим “силачам” тысячи дифирамбов и славословий. Представьте, что подобное происходит внутри семьи,— это же полное бредообразие! И не кажется ли вам, что наш мир, где “высокие высоко, а низкие низко”, где сильные государства диктуют свои условия слабым, попросту стоит на голове?

А вот учение Христа, как известно, строится как раз на противоположных основах:

“Князья народов господствуют над народами, и вельможи властвуют; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом”.

(Евангелие от Матфея, гл. 20, ст. 25 — 27)

Больше того, именно в обращении к самым простым людям, а отнюдь не к вельможам, Иисус произносит свои удивительно красивые слова: “Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?”

Мы понимаем, что наш мир стоит на своих привычных высокомерных основах уже многие века и потому вся его жестокость может показаться естественной. Вся история прошлого человечества — это история войн, борьбы за власть и битв за передел собственности. Все так, но есть здесь два нюанса. Во-первых, все это было “естественным” только лишь потому, что сама система ценностей строилась на таких ценностях, которых изначально не хватает на всех. Оно и понятно, ведь еще никому не удавалось разделить власть так, чтобы ее хватило на всех желающих, и еще никто не смог найти такое богатство, которое бы насытило жадность всех алчных людей. И пока в мире высшими ценностями считаются богатство и высокое место в иерархии, до тех пор действительно будут длиться бесконечные войны и сражения. Но кто знает, что будет, если у людей будут поставлены во главу угла такие ценности, за которые не надо драться и которые при разделе на всех не уменьшаются, а умножаются? Что будет, если вместо культа богатства и личного “величия” на Земле превозобладает дух Любви и Дружелюбия, как это происходит в счастливых семьях? Мы понимаем, сейчас это трудно себе представить, но кто сказал, что история человечества заканчивается сегодня?

Во-вторых, вся эта борьба за деньги и власть была “хороша” в прошлые времена, когда в силу общей слабости человечества слишком уж большого вреда это не приносило. Ну, рухнет одна страна, на ее место встанет другая, и даже две недавние мировые войны, нанеся колоссальнейший урон, все равно не смогли бы истребить все человечество в целом. Просто пороху бы не хватило. А сейчас хватает, причем не только пороха, но и ядерных бомб.

В общем, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть, насколько сильным стало современное человечество, насколько оно стало тесным. Если раньше связь между разными странами была затруднена чисто техническими причинами, то сегодня новости облетают земной шар за пару минут, а межконтинентальная ракета летит до цели всего несколько часов. По сути, технический прогресс и всеобщее образование давно уже привели к тому, что люди массе своей становятся единым человечеством, этаким единым организмом, где практически ни одна страна не может нормально существовать в изоляции, столь прочны стали связи между людьми. И в этом мире ведущие мировые государства делают ставку на военную силу! И в этих условиях политики продолжают делить между собой планету на сферы влияния! Конечно, вольному воля, однако все это очень похоже на то, как если бы в организме одного человека образовалось несколько враждующих группировок, пытающихся захватить власть над всем организмом. А ведь такой недуг случается и называется он, напомним, — шизофрения, разрывающая человеческий мозг и ведущая к деградации.

Как бы то ни было, но в любом случае здравый смысл показывает, что рано или поздно неизбежно должна наступить такая ситуация, когда технический прогресс и прогресс в умственном развитии человека поставят цивилизацию перед необходимостью нахождения такой системы ценностей и таких законов, которые позволят избежать войн и передела мира. Когда-нибудь обязательно должна возникнуть ситуация, при которой типичный на сегодняшний день метод управления людьми с помощью “кнута и пряника”, перестанет работать в силу быстро растущего сознания и силы человеческого духа. Просто в нынешних условиях обязательно найдется масса народа, которая задаст сильным мира сего логичный вопрос: да кто ты такой, чтобы махать своим “кнутом” и пытаться купить нас своими “пряниками”? А раз уж этот вопрос возникает, то и раскол, чреватый конфронтацией и войной, неизбежен. Если опять провести аналогии с семьей, то использовать сегодня “кнут и пряник” — все равно что пытаться пороть взрослеющего сына. Пытаться, конечно, можно, но семью сохранить таким способом вряд ли удастся.

И здесь, признаться, нас опять безмерно удивили книги Нового Завета, которые предусмотрели эту ситуацию еще две тысячи лет назад. Вспомните, Иисус говорил, что во время Второго Пришествия, когда будет происходить смена мироустройств, войны и катастрофы будут тянуться только лишь до тех пор, пока по всей земле не будут проповеданы Законы Евангелия, которые во главу угла ставят отнюдь не культ наживы, не силу и не личное величие правителей, а ставят они Законы Человечности и Любви. Да ведь Новый Завет просто-напросто сообщил нам ЗАКОНЫ НОВОЙ ЭРЫ! Причем не только сообщил, но и дал понять, что люди вольны выбирать — либо без этих Законов мужественно встретить последние дни умирающей цивилизации, либо же с этими Законами начать жить по-человечески. Вот такой вот, прямо скажем, Армагеддон получается. Именно для этого и понадобилось “второе пришествие Слова” — во время первого были брошены семена новых Законов, которые в том мире попросту не могли быть восприняты, да и время для них еще не подошло, а вот на заре “третьего дня”, в самом начале третьего тысячелетия, они должны были проявиться во всей своей полноте.

РУКОПОЖАТИЕ С “НЕБЕС”

Но давайте зададимся вот каким вопросом: кто именно двадцать веков назад сообщил нам новозаветные Законы Любви, без которых жизнь в развитом человеческом обществе становится невозможной? Люди? Ой, вряд ли! Люди даже своего завтрашнего дня знать не могут, а официальная наука до сих пор считает эволюционное развитие случайным. Странная, надо сказать, случайность, ведь эта эволюция на Земле продолжается уже больше миллиарда лет и до сего дня “случайно” движется в одну и ту же сторону — от простых, примитивных существ ко все более и более сложным.

Но тогда кто же? Не та ли Сила, по образу и подобию которой все мы созданы? Что ж, Евангелие дает нам на это однозначный ответ, а удивительная сбываемость слов Нового Завета и других пророчеств заставляет нас признать его правоту. Да, похоже, что над нами и в самом деле стоит высшая Сила, которая еще тысячелетия назад сообщила нам свою Волю, уведомив через Пророков и апостолов о том, что хочет видеть людей живущими по Закону Любви и Человечности. Почему? Как можно понять из новозаветных слов, не только для того, чтобы жизнь на нашей планете устроилась к лучшему, просто сама эта Сила живет по такому Закону Любви и по любым иным законам к этой Силе прийти невозможно.

“Бог есть любовь... Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас... И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем... В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего”. (Первое послание апостола Иоанна, гл. 4, ст. 8, 12, 16)

Итак, Бог есть любовь, которая соединяет братьев и связывает отдельные части этого мира в единое целое, как человеческая душа, или что там у нас есть, соединяет воедино отдельные клеточки нашего тела. И здесь мысль об “образе и подобии” многое способна объяснить. Судите сами, раз уж мы являемся образом и подобием этой самой Силы, то хоть в какой-то степени внутри нас должны действовать схожие принципы. А потому, заглянув по совету Пифагора в себя, мы можем получить шанс на то, чтобы хотя бы в общих чертах представить эту Силу и заодно осознать свое место рядом с Ней. Конечно же, в пределах этой книги мы не станем вдаваться во все подробности, но вот несколько важных моментов хотелось бы осветить.

На наш взгляд, самое ценное, что есть у человека, — это разум и свобода воли, а если так, то эти же качества в тысячекратном масштабе должны присутствовать и у того, кого называют Богом. С учетом же того, что “Небо” в пророчествах открывает нам некоторые тайны нашего будущего и через те же пророчества диктует нам свою волю, эта мысль о существовании во Вселенной единого разума и воли представляется более чем оправданной. Кстати говоря, любопытный момент — древнее учение Заратустры описывая Бога, называет его именно Мудростью, или Разумом мира.

Однако не стоит забывать, что в любом разуме, в том числе и в разуме человека, далеко не все части задействованы в работе в равной степени, и как у человека есть область подсознания, живущая своей и в значительной мере обособленной от сознания жизнью, так и у этого вселенского Разума может существовать такое же подсознание. Итак, мы можем допустить, что если Бог — это Сознание и Разум Вселенной, то современное человечество в силу своего незнания и не очень мощного развития должно находиться как раз где-то на подсознательном уровне. Это, надо заметить, объясняет, почему мы, сами обладая разумными способностями, ничего не знаем о гораздо более высоком Разуме, живущем во Вселенной, — просто подсознание потому и является таковым, что оно может только лишь догадываться о более высоком сознании.

Ну а что в этом ключе означает тот факт, что Небо через слова Нового Завета заповедало нам свой высший универсальный Закон — закон Любви? Ведь Любовь, судя по евангельским словам, это сам Бог, это закон самого Неба. На наш взгляд, этот факт означает только одно — похоже, человечество в массе своей уже дозрело для того, чтобы шаг за шагом выходить на уровень единого Разума Вселенной, и нас призывают вступать в прямой контакт с Ним. А иначе зачем нам было заповедывать этот Закон? Ведь никто же не учит малых детей взрослым законам до тех пор, пока детям не придет время взрослеть. Нет, малым детям достаются только намеки и сказочные притчи, понимание же приходит лишь тогда, когда в том возникает нужда. Так и Христос незадолго до своего ухода сообщил ученикам: “Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце” (Иоанна 16:25).

Однако, когда мы говорим о контакте с Богом, мы отнюдь не имеем в виду этакую “встречу на Эльбе”, ведь “Бог есть Дух”, а Дух не приходит человеку через глаза, он приходит непосредственно в сердце и в сознание. Даже Христос, который по всем канонам был осведомлен о Боге лучше, чем кто-либо, говорил: “Дух дышит где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа”(Иоанна 3:8). Просто если человек научится любить и наберется силы, то голос этого Духа сам придет к нему.

Мы понимаем, что все эти наши слова могут показаться некой нематериальной мистикой, но дело в том, что мы сами очень не любим какой бы то ни было оккультизм, а потому хотелось бы несколько прояснить ситуацию, показав всю ее абсолютную “материальность”. Судите сами, когда Священные Книги рассказывают о духе человека, они прежде всего имеют в виду сознание и самосознание. Вот и мы под словом “дух” будем иметь в виду не некое непонятное “астральное тело”, а именно сознание. Стало быть, и “голосом Духа” мы будем называть рождающуюся в сознании мысль. Вопрос здесь только лишь в том, может ли этот “голос Духа” или, проще говоря, может ли мысль высшего Разума передаваться непосредственно в сознание человеку? Или же для такой передачи нужны какие-то особые механизмы, проводки, электромагнитные приборы и так далее?

Сегодня принято считать, что чисто с материалистических позиций передача мыслей на расстоянии невозможна, однако это не совсем так. Как раз именно с материалистических позиций давно известно, что любая мысль в человеческом мозге производит специфические электромагнитные излучения, которые прекрасно распространяются в пространстве, никуда не исчезают (как никуда не исчезает свет звезды или сигнал радиостанции), и потому по всем законам физики эти мозговые излучения легко могут передаваться из мозга одного человека мозгу соседа. Другой вопрос — может ли сосед расшифровать эти излучения и прочитать чужие мысли? Различные опыты, проведенные учеными разных стран, показывают, что вроде бы нет, не может. Но давайте не будем спешить, для нас пока главным фактом является то, что излучения мозга все-таки передаются на расстояние.

Здесь можно провести параллель с каким-нибудь радиопередатчиком — к примеру, с Останкинской башней. Итак, эта Останкинская башня круглые сутки выдает в эфир миллионы различных импульсов, которые распространяются по всему окружающему пространству. Больше того, эти импульсы улавливаются любой железякой, любым проводником электрического тока и даже улавливаются человеческим телом, вот только ни железяка, ни человек не способны расшифровать эти сигналы. А радиоприемник, который устроен по тому же принципу, что и радиопередатчик, способен расшифровать, хотя и не все сразу. Просто если бы радиоприемник начал принимать все сигналы Останкинской башни одновременно, то слушатели смогли бы услышать только равномерный гул, примерно так же, как на людном рынке невозможно разобрать голоса тысяч говорящих одновременно людей. Чтобы избежать подобного безобразия, радиоприемник должен быть настроен не на все каналы, а лишь на какую-нибудь определенную частоту — только это условие позволяет расшифровать один из передаваемых сигналов. Все это банальные принципы элементарной радиотехники, и мы хотим сказать, что и с передачей мысли на расстоянии вполне может происходить примерно такая же картина.

Во-первых, представьте, что в ваш мозг непрерывно поступают какие-то слабые сигналы от миллионов людей — разве они не сольются для вас в монотонный шум, как тысячи голосов сливаются в толчее? Обычно к такому вот равномерному гулу люди очень быстро привыкают и перестают его замечать, как если бы его и не было вовсе. Таким образом, тот факт, что человек не слышит в своей голове мысли сотен или тысяч окружающих людей, еще ничего не доказывает.

Во-вторых, человеческие мысли не такие уж яркие и не такие уж разнообразные, как это может показаться. Наоборот, у самых разных людей мысли рождаются по одним и тем же законам, и львиную долю времени большинство из нас думают о сходных вещах: мысленно напевают какие-нибудь популярные песенки, которые сегодня на слуху, думают о работе, о домашних проблемах, о последних новостях. При этом львиная доля такой вот мысленной информации проявляется не в виде четких фотографических картинок, а на уровне смутных ассоциаций, которые, возникая, пробуждают в памяти какие-либо новые картинки. И если в этих условиях в голову человека “залетает” чужая мысль, как человек узнает, что она чужая? В самом деле, у мыслей нет ни этикеток, ни бирок, они просто рождаются в голове, смешиваются с другими мыслями, вызывают новое направление мыслей, и как-то не особенно любят сообщать своим хозяевам, откуда они прилетели. И очень часто бывает так, что человек действительно не в состоянии объяснить, почему ему в голову пришла та или иная мысль. Вот пришла, и все!

В-третьих, как правило, мысли нормального человека большую часть времени сосредоточены на каких-нибудь собственных проблемах, а потому посторонняя информация, не относящаяся к данной проблеме, скорее всего, пройдет мимо сознания. Любой человек, знакомый с началами психологии, вам подтвердит, что наш мозг воспринимает в миллионы раз больше информации, чем может переварить и осознать. Вот, скажем, идет человек по улице, думает о чем-то своем, а мимо бегут прохожие, машины едут, облака по небу плывут, и ведь все это воспринимается его органами чувств, а человек идет и не обращает внимания. Попроси его потом описать, какие люди прошли мимо пять минут назад, какие машины проехали и с какими номерами, и человек ни за что не сможет этого вспомнить, хотя, казалось бы, все это происходило на его глазах. Просто человеку дела до этого не было.

Точно так же большинству из нас дела нет и до чужих мыслей: люди сосредоточены на своих собственных размышлениях и за ними совершенно не могут расслышать ничего другого. Особенно забавно получается, когда человек, в целях эксперимента, пытается сосредоточиться на “улавливании” чужих мыслей и не замечает, что чем больше напрягается и сосредоточивается на этом своем желании, тем меньше у него шансов услышать хоть что-либо. Такой “экспериментатор” немного похож на неопытного сторожа, который в расслабленном состоянии легко может услышать слабый шорох, но как только начинает напряженно вслушиваться в темноту, так ему тут же начнут чудиться всякие звуки, и здесь уже отличить реальность от фантазии представляется невозможным.

Ну и, в-четвертых, точно так же, как и приемник для распознавания сигнала радиостанции должен быть настроен на определенную волну, так же и мозг.

Ведь не секрет, что разные мысли несут в себе разную эмоциональную окраску, разное настроение, вызывают разные ассоциации, и если человеку, допустим, пакостно на душе, то ничего светлого вокруг он не замечает и все светлые мысли пролетают мимо него. А вот если два человека, что называется, настроены на одну волну? Допустим, эти люди любят друг друга, заняты общими заботами, вместе радуются, вместе огорчаются, стало быть, их головы находятся в сходном состоянии, и, по всей вероятности, эти люди вполне могли бы читать мысли друг друга. Надо сказать, что этот феномен замечали многие дружные семейные пары, где людям иногда кажется, что они настолько уже хорошо узнали один другого, что легко угадывают друг у друга мысли и желания. Но одно дело угадывать желания, а что делать, когда угадываются целые фразы? К примеру, лично у нас таких случаев было выше крыши. Бывало даже, что мы с удивлением обнаруживали, что в одну ночь нам снился один и тот же сон. Или, к примеру, в процессе работы над книгами нам обоим часто одновременно приходят в голову самые невозможные образы. Ладно бы еще, если бы совпадали какие-нибудь обыкновенные мысли — такое часто случается, и при большом желании это можно объяснить сходством мыслительного процесса У людей, но когда в один момент мы оба делаем одни и те же ошибки или оговорки, то как к этому относиться? Ну хорошо, можно допустить, что люди могут одинаково думать, но могут ли они при этом в один голос одинаково оговариваться?

Только не подумайте, что мы хотим убедить кого-то в существовании телепатии, наоборот, мы никого не хотим ни в чем убеждать. Просто мы хотим сказать, что с точки зрения здравого смысла и по всем законам физики телепатия гораздо более логична, чем ее отсутствие, в остальном же пусть каждый считает как хочет. К примеру, многие люди, не ощущая в себе какого-нибудь чувства (допустим, сострадания или материнского инстинкта), считают его выдумкой, ну и что? Разве у тех, у кого это чувство есть, оно пропадет от такого вот скепсиса? Так же и с человеческими мыслями — большинство людей часто не могут ничего определенного сказать об их источнике, однако все равно уверены, что все мысли родились в результате их собственных усилий. Юнг писал об этом интересном явлении так: “Мы до такой степени привыкли идентифицировать себя со своими мыслями, что всегда подразумеваем, будто мы сами их авторы” (Карл Юнг “Психология бессознательного).

Как бы то ни было, а мы мало настроены вступать в дискуссии и рассказали об этом всего лишь затем, чтобы облегчить понимание того, что Христос называл “голосом Духа”. Так вот, сколько мы можем понять, этому “голосу” не нужны никакие дополнительные приспособления для контакта с человеком, главное, чтобы человек сам настроился на эту волну. Ну а раз этот Дух — это сама Любовь, то и надо научиться любить, чтобы войти с ним в резонанс.

Выше мы уже упоминали, что по многочисленным свидетельствам психоаналитиков и даже по нашим скромным наблюдениям человек, умеющий любить, получает совершенно фантастический доступ к сокровищам собственного подсознания, здесь же хотим добавить, что если существует в природе высший Разум, чьим духом пронизана вся Вселенная, то любящий человек точно так же может получить доступ и к этому кладезю. По крайней мере, именно об этом говорят древние пророчества, которые сегодня начинают сбываться.

Впрочем, мы бы не назвали этот “голос” голосом в привычном смысле этого слова. Сколько мы знаем, соприкосновение с этим Духом выглядит несколько иначе, просто когда любовь позволяет человеку почувствовать это удивительное чувство единения с миром, когда человек начинает принимать мир и людей не такими, какими он хочет их видеть, а такими, каковы они есть, принимает без осуждения и без претензий, то в такие моменты возникает необъяснимая ясность сознания и чувство небывалого счастья и свободы. Тогда человек перестает утопать в мелочах, а начинает видеть саму суть вещей, чувствовать истинную сущность окружающих его людей и событий, а многие задачи, над решением которых мозг трудился долгое время, вдруг начинают разрешаться как будто бы сами собой. Трудность здесь составляет, пожалуй, только умение удержаться в этом спокойном счастливом равновесии собственной души с реальностью окружающего мира. Это похоже на поступь канатоходца, когда любой испуг, любое раздражение и любая претензия могут сбросить человека с каната вниз, и часто это происходит весьма болезненно. Зато мягкий юмор и спокойная, ненавязчивая доброжелательность позволяют находиться в этом состоянии сколь угодно долго.

В высшие минуты такого состояния человеку странным образом становится безразлично, кто он такой, и он совершенно не склонен делить мир на “я” и “не я”, попросту сливаясь в единое целое со всем, о чем в этот момент думает. И мысли, которые в это время рождаются в его душе, совсем не хочется делить на свои и чужие, поскольку и мысль, и любая другая вещь начинают цениться за свою красоту, а не за то, кому она принадлежит. Может быть, поэтому настоящий художник всегда щедр в своих мыслях, мало заботясь о сохранении на них авторского права.

Вот только для того, чтобы в таком состоянии работать, необходимо иметь определенные навыки.

Да, природа в такие минуты готова раскрыть человеку многие свои тайны, но эти тайны надо еще перевести на человеческий язык. Художник должен уметь держать кисть, писатель должен владеть языком, мастер должен уметь действовать инструментом, а ученый должен знать язык строгой логики. Не зря же говорится, что случайные открытия делают только подготовленные умы, и мы можем только лишь подтвердить данную истину, поскольку и сами нередко ошибались из-за нехватки каких-либо конкретных знаний или навыков. Мы бы сказали, что такое вот единение с миром не то что сообщает человеку какие-то конкретные знания, но прежде всего расширяет саму способность к мышлению. А там уже одному Богу известно, какие знания откуда приходят.

И еще об одном моменте нельзя здесь не сказать во избежание печальных ошибок и катаклизмов. Суть в том, что мир этого Духа, сколько мы знаем, имеет много уровней. Точно так же такие иерархические уровни имеются и в мозге человека, где лобные доли являются наиболее развитыми и сильными, а так называемый задний мозг организован гораздо более примитивно и отвечает за гораздо более простые вещи. И если уж мы говорим, что человек вступает в связь с неким единым Разумом Вселенной, то происходит эта связь лишь на том уровне, до которого, что называется, дозрел человек, насколько хватает у него собственной силы и разума, хотя, как мы это уже говорили, в состоянии эйфории любой такой контакт, любое понимание может быть воспринято как высшее знание. Да и, кроме того, если злая душа попытается подсмотреть этот мир, ничего, кроме отражения собственного зла в тысячекратном размере, она там не увидит. Именно поэтому стоит прислушаться к словам Иоанна Богослова, предупреждавшего: “Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога” (Первое послание апостола Иоанна 4:1). Иными словами, чтобы избежать возможных ошибок, желательно не забывать простую истину: все, что выходит за рамки Заповедей Христа, является всего-навсего ложной иллюзией.

А что касается раличных уровней, то здесь, на наш взгляд, не надо спешить, поскольку преждевременное знакомство с полной силой этого мира может оказаться довольно опасным для неокрепшего человека. Вспомните хотя бы о психологии толпы, которая подминает и растворяет в своем водовороте слабую душу. Что же тогда говорить о том, если человек соприкоснется с Силой, которая много сильнее любой, даже самой грандиозной толпы? Не получится ли такая же печальная история, которая случилась с древнегреческим “летчиком” Икаром, который пытался на восковых крылышках подняться к Солнцу? Короче говоря, всему свое время: окрепнут силы — будет нам и новый уровень.

Как бы то ни было, но, судя по словам Нового Завета, Небо ждет, что мы все по мере своих сил будем осваивать язык Любви, чтобы в нужный момент включиться в общий Разум Вселенной, став Его равноправной свободной частью. Нет, это не наши фантазии и догадки — это и логика, и слова Иисуса, которые Он говорил ученикам и про учеников:

“В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас... Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино”. (Евангелие от Иоанна, гл. 14, ст. 20; гл. 17, ст. 21)

Эту мысль о единстве с Богом, к которой Иоанн Богослов в своем Евангелии возвращается очень часто, рассматривая ее с разных сторон, трудно понять иначе, кроме как рассказ об осознании соединения человеческого разума с Разумом Бога, или Природы. И оказывается, все, что для этого нужно, — это жить по нормальным человечным законам, набираясь силы и разума и стараясь научиться великому искусству настоящей Любви. Ну и раз уж мы вновь вернулись к личности Иоанна, любимого ученика Христа, то грех не попытаться еще раз попробовать рассмотреть его знаменитое Откровение, причем рассмотреть его с учетом только что осмысленной информации, которая действительно реально способна вернуть сладкую суть в те строки Апокалипсиса, которые до сих пор казались горькими.